Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:57, курсовая работа
Справедливость - это одна из важнейших проблем современности, которая выражает сложные диалектические процессы мирового развития в прошлом и настоящем. С нею, так или иначе, связаны представления людей о будущем, их извечное стремление к гармонии и совершенству общественных взаимоотношений. Изучение проблем справедливости дает возможность глубже постигнуть смысл переживаемой современным человечеством эпохи.
Взаимосвязь права и справедливости стала уже традиционной областью юридических исследований.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Справедливость и право с точки зрения философии и юриспруденции ……………………………………………………………….. 7
1.1 Социальная справедливость как философская и правовая категория……. 7
1.2 Право с точки зрения философии и юриспруденции. Объективное право…………………………………………………………………………….. 14
Глава 2. Соотношение категорий - объективное право и социальная справедливость в теории и на практике…………………………………….21
2.1 Соотношение права и нравственных норм………………………………...21
2.2 Проблемы и особенности социальной справедливости и права в современном Российском государстве…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………...33
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
______________________________
Курсовая работа
Дисциплина: «Теория государства и права»
Тема: «Объективное право и социальная справедливость: проблема соотношения»
Заочного (очного) отделения
специальности______________
Проверил:
_________________
__________________
__________________
Волгоград 20___
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Справедливость и право с точки зрения философии и юриспруденции ……………………………………………………………….. 7
1.2 Право с точки зрения философии
и юриспруденции. Объективное право…………………………………………………………………
Глава 2. Соотношение категорий - объективное право и социальная справедливость в теории и на практике…………………………………….21
2.1 Соотношение права и нравственных норм………………………………...21
2.2 Проблемы и особенности социальной справедливости и права в современном Российском государстве…………………………………………26
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Справедливо ли право? На мой взгляд, этим вопросом задавались многие поколения и наше в том числе. И тем не менее ответ на этот вопрос до сих пор не найден. Почему? В чем состоит сложность определения соотношения этих понятий?
Существовало огромное количество мнений о том как стоит понимать справедливость вообще и в его соотношении с правом. Но в любом случае общая характеристика предельно ясна: справедливость – это нечто должное и правильное, то чему должно соответствовать право, чтобы наилучшим образом регулировать общественные отношения. Это неотъемлемая составная категория права, но никак не исчерпывающая. Существует и противоположное мнение о том, что справедливость не имеет никакого отношения к праву вследствие своей субъективности. Поэтому правовые нормы не всегда являются справедливыми.
Право – явление и объективное, и субъективное, однако нас интересует право в объективном смысле, поскольку более значимой, глобальной и сложной проблемой является проблема присутствия социальной справедливости в системе юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах государства (конституциях, законах, кодексах и т.д.), а не только в праве конкретного субъекта на что-либо, что является субъективным правом.
Более подробная характеристика права в целом и объективного права в частности будет дана ниже, заметим лишь, что объективное право – это право вообще, его сущность, принципы, предписания, провозглашаемые им права и свободы как возможность их использования соответствующими субъектами; это то, что образовано, что существует как объективная реальность, не зависящая от конкретного субъекта.
Что касается социальной справедливости, то она относится к числу социальных явлений, сопутствующих человечеству на протяжении всей его истории. Еще древние люди сталкивались с проблемой поиска компромисса между индивидуальным и коллективным интересами, вырабатывая наиболее приемлемые формы поведения посредством моральных запретов и предписаний. Все сферы совместной жизнедеятельности людей - экономическая, политико-правовая, социальная, культурная - имеют свою логику развития, тем не менее, они объединены общей центральной идеей - социальной справедливостью.
Справедливость - это одна из важнейших проблем современности, которая выражает сложные диалектические процессы мирового развития в прошлом и настоящем. С нею, так или иначе, связаны представления людей о будущем, их извечное стремление к гармонии и совершенству общественных взаимоотношений. Изучение проблем справедливости дает возможность глубже постигнуть смысл переживаемой современным человечеством эпохи.
Взаимосвязь права и справедливости стала уже традиционной областью юридических исследований.
В данной работе особое внимание уделено соотношению права и справедливости, формам ее выражения в праве, а также особой ролью справедливости в правотворчестве и правоприменении.
Актуальность данной темы обусловлена в первую очередь тем, что проблема противоречивости соотношения права и справедливости является одной из главных причин явного ослабления механизма регулирования социального поведения, причиной ослабления социального контроля, то есть происходит своего рода «размывание» нормативно-ценностной системы. Многие провозглашенные права или нарушаются, или же остаются так и невостребованными. Зачастую гуманные идеи и реалии на практике расходятся. Все это создает социальную напряженность.
Таким образом, проблема противоречивости соотношения права и справедливости имеет не только теоретическое, но и практическое значение, требует к себе пристального внимания.
Объектом данного исследования является справедливость, выступающая в роли специфического, специально-правового явления, неразрывно связанного с обществом и оказывающее значительное влияние на происходящие в нем процессы, право в целом, а также объективное право в частности с точки зрения философии и юриспруденции, соотношение права в объективном понимании со справедливостью.
Предмет исследования составило изучение нормативно-правовых основ и механизма реализации нравственных норм.
Цель данного исследования заключается
в том, чтобы определить, насколько
действующее законодательство и
его правоприменительная
Для достижения указанной цели была предпринята попытка решить следующие задачи: рассмотреть философский и правовой аспекты понятия «социальная справедливость»; понять что же такое право в целом и объективное право в частности с точки зрения как философии, так и юриспруденции, выявить, особенности социальной справедливости и права в современном Российском государстве.
Методологической основой
В основу исследования легли различные источники. Среди них можно выделить работы по философии, социологии, по общей теории права, а также по отраслевым юридическим наукам. Проведение исследования потребовало изучения специальных отечественных и зарубежных источников по проблематике темы.
Анализу подвергнуты работы Анисимова С.Ф., Д.А.Керимова, Г.В.Мальцева, В.С.Нерсесянца и многих других.
При написании курсовой работы использовались различные публицистические материалы, описывающие проблемы соотношения права и справедливости.
Нормативную базу исследования составило действующее законодательство Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава I. Социальная справедливость и объективное право с точки зрения философии и юриспруденции
§ 1.1 Социальная справедливость как философская и правовая категория
Существуют различные
определения понятия «
В течение всего периода существования человечества высказывались суждения о социальной справедливости с учетом условий и времени, в котором жили авторы этой идеи. Вполне естественно, что смысл, вкладываемый в это понятие, менялся. И тем не менее, даже у древних философов мы находим те элементы (составные части) социальной справедливости, которые отвечают современным представлениям о ней.
Философы в большинстве своем оперировали словом "справедливость", когда хотели подчеркнуть необходимость равенства людей в обществе.
Древнегреческий философ Платон, например, считал, что государство представляет собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. В таком обществе людей преследуют страх и неуверенность.
Здоровое общество должно быть иным. В своем труде "Государство" Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновать, а не искать ощупью, веря и импровизируя. Платон предполагал, что это новое научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину в нем. Он мечтал видеть общество, в котором характерными чертами являются равенство возможностей (шансов), полное устранение частной собственности. В основе его концепции лежало общее благосостояние.
Аристотель в работе "Политика" выделял в государстве три класса: один класс очень богат; другой - очень беден; третий же - средний. Третий класс он считал наилучшим, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Размышляя о стабильности государства, Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии ("олигархии"). Представляется, что Аристотель был прав, говоря, что любая крайность может увенчаться тиранией. Привлекательной является мысль, что лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других вместе взятых, управляется лучше всего, ибо в нем обеспечено общественное равновесие.
Особое место в рассуждениях философов о справедливости занимает понятие «собственность». Взгляд Аристотеля на собственность развивался в прямом споре с Платоном, которому он приписывал защиту общественной собственности. Однако Платон имел в виду запретить частную собственность только для правителей, видя в ней разрушителя единства правящей элиты, её преданности государству. Аристотель не считал, что частная собственность вредит моральному совершенству, доказывая это следующим: когда у людей есть личные интересы, они не ропщут один на другого, а заняты каждый своим делом, и прогресс ускоряется; обладание чем-то доставляет удовольствие, ибо все или почти все любят деньги и другие подобные вещи. Аристотель резко отделяет такую любовь к собственности от эгоизма и мелочности, рассматривая её с точки зрения самореализации и самоуважения; при общественной собственности никто не может быть щедрым и великодушным, так как ни у кого ничего нет. Частная собственность глубоко укоренилась в душе человека, если существует так долго. В связи с этим нельзя пренебрегать опытом веков.
Зная о бедах, сопутствующих системе частной собственности, Платон считал, что они вызваны совсем другой причиной - порочностью человеческой натуры. Несовершенство общества исправляется, по его мнению, не уравнением материального благосостояния, а моральным улучшением людей. Надо приучать благородные души обуздывать желания и принуждать к этому неблагородные (т.е. мешая им, но не применяя грубую силу).
Анализ взглядов Платона и Аристотеля дает нам основание утверждать, что ещё в древние времена философами было обращено внимание на следующие несомненно важные постулаты, касающиеся справедливости:
в справедливом обществе должно быть обеспечено равенство возможностей (шансов) людей;
Информация о работе Объективное право и социальная справедливость: проблема соотношения