Объективное право и социальная справедливость: проблема соотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Справедливость - это одна из важнейших проблем современности, которая выражает сложные диалектические процессы мирового развития в прошлом и настоящем. С нею, так или иначе, связаны представления людей о будущем, их извечное стремление к гармонии и совершенству общественных взаимоотношений. Изучение проблем справедливости дает возможность глубже постигнуть смысл переживаемой современным человечеством эпохи.
Взаимосвязь права и справедливости стала уже традиционной областью юридических исследований.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Справедливость и право с точки зрения философии и юриспруденции ……………………………………………………………….. 7
1.1 Социальная справедливость как философская и правовая категория……. 7
1.2 Право с точки зрения философии и юриспруденции. Объективное право…………………………………………………………………………….. 14
Глава 2. Соотношение категорий - объективное право и социальная справедливость в теории и на практике…………………………………….21
2.1 Соотношение права и нравственных норм………………………………...21
2.2 Проблемы и особенности социальной справедливости и права в современном Российском государстве…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Объективное право и социальная справедливость.docx

— 75.09 Кб (Скачать файл)

 

§ 2.2 Проблемы и  особенности социальной справедливости и права в современном Российском государстве

Сегодняшнее состояние российского  общества позволяет констатировать наличие культуры, которая является переходной, то есть находится между культурами правового и неправового типа. В такой культуре ввиду относительной малочисленности меньшинств сохранение гражданского мира в принципе возможно и без распространения ценностей права, однако едва ли возможен общественный прогресс. Принятие же ценности права сделает заданным ответы на два поставленных в начале раздела вопроса.

Во-первых, равными следует  считать всех людей без исключения.

Во-вторых, определяемая правом мера свободы должна быть максимальна (при соблюдении выдвинутых ранее  требований равенства).

Для меня представляется верным мнение ведущих юристов о том, что принцип социальной справедливости в общей форме выражен в  основных началах гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ), следствием признания и  соблюдения которых является реализация принципа социальной справедливости в  гражданском праве. Соответственно нарушение (неприменение или неправильное применение к конкретным гражданско-правовым отношениям) хотя бы одного из основных начал гражданского законодательства ведет к несоблюдению принципа социальной справедливости в гражданском праве.

Это право за последние  годы приобрело важное значение, поскольку управление имуществом (прежде всего - предприятиями, принадлежащими собственникам), как правило, переходит в руки профессиональных управляющих. Существует необходимость официального закрепления юридической конструкции права управления в нормах ГК РФ.

В связи с необходимостью ограничить правомочия большинства  крупных собственников земли  и иных природных ресурсов страны, ущемляющих национальные интересы России, целесообразно изменить пределы  осуществления правомочий собственника, закрепленные в ч. 3 ст. 209 ГК РФ, изложив данную норму в следующей редакции: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником, исходя из интересов всего государства и общества. В противном случае земля, другие природные ресурсы и имущество могут быть принудительно изъяты у собственника в пользу государства с соответствующей компенсацией в случаях и порядке, предусмотренных законом". Необходимость такого изменения продиктована тем, что сейчас формулировка ч. 3 ст. 209 ГК РФ допускает свободное осуществление правомочий собственника, "если это не наносит вреда окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц".

Твердое ядро понятия «правового государства», как и понятия «справедливости» является строго определенным. Это  понятие подразумевает, что государство  не стоит над правом, действует  в пределах права, то есть действует  не произвольно. Однако, пользуясь лишь твердым ядром этого понятия, мы может прийти к выводу, что  «правовым государством» в значительной степени являлись и гитлеровская Германия и Советский Союз. Согласно этому пониманию «правовыми государствами» являются и современные западные страны - в том смысле, что, несмотря на регулярное появление, достаточно произвольных законов (антимонопольные законы, законы о продолжительности рабочего дня, антидискриминационные и т.д.) сами эти законы применяются государством последовательно, без произвола.

Однако если ориентироваться  на сформулированную ранее концепцию  справедливости, то понятие «правового государства» становится содержательным, что подтверждает и содержательность концепции справедливости.

Это государство устанавливает  только «правовые законы» (законы, верно  отражающие концепцию правовой справедливости); которые устанавливают равную правоспособность для всех граждан, вне зависимости от принадлежности их к каким-либо категориям и классам; и ограничивают правоспособность только в тех случаях, когда наделение людей каким-либо аспектом правоспособности будет приводить к наличию конфликтующих прав.

Однако, несмотря на то, что  понятие «правового государства» получилось уже достаточно содержательным, содержательность достигнута за счет скорее термина  «правовое», чем термина «государство». Специфика государства в том, что оно облекает мысленную форму, идею права, в реальную материю, делает право реально существующим, позитивным.

Понятие «социальная справедливость»  в России имеет «драматическую судьбу»  из-за активного его использования  в политических идеологиях. В социалистических теориях оно занимало центральное  место, наполнялось революционным  уравнительным смыслом, поэтому  сложилась прочная увязка следующих  понятий: социализм = равенство = социальная справедливость. В противовес выдвигалась  либеральная формула: капитализм = свобода = социальная справедливость. В первом случае произошла подмена социальной справедливости равенством. Идеологическое по своей сущности противопоставление одинаково важных для общества и  человека ценностей - равенства, свободы, справедливости - не приносит пользы, поскольку  они не исключают и не взаимозаменяют друг друга.

Внимание к социальной справедливости обостряется в то время, когда общество сопровождают социальные потрясения, когда рушится  сложившийся социальный порядок. В  стабильные, относительно спокойные  времена о ней забывают, и не потому, что она не существует, а  как раз наоборот, потому что она  реально действует, сохраняя общественное согласие. Ситуация сравнима с физическим состоянием человека. Когда он бодр и здоров, то здоровье не является для  него главной ценностью, в период же болезни все, кроме здоровья, представляется мелочным и преходящим. Степень реализации социальной справедливости выступает условием стабильности социальной системы.

Содержание социальной справедливости не является безусловным и абсолютным для всех времен и народов, оно  всегда исторически и культурно  конкретно. Можно лишь говорить о  том, что в обществах того или  иного социокультурного типа или в какую-либо эпоху в представлениях о справедливости имеются сходные тенденции, но каждая социокультурная общность в данный период истории оперирует своими идеями. Они, как лакмусовая бумажка, отражают все происходящие в обществе изменения, в соответствии с которыми и обновляются идеи социальной справедливости. Нельзя искусственно привнести в общественное сознание чуждые обществу представления о том, что справедливо. На какой-то исторический миг, возможно, массы увлекутся этими идеями, но затем либо их отторгнут, либо (что еще более опасно) трансформируют до неузнаваемости.

Разумеется, достичь полного  общественного консенсуса по вопросу  о социальной справедливости невозможно. Если такое случается, то лишь в результате физического или идеологического  насилия. Подобным образом «формирующийся»  принцип социальной справедливости лишь создает видимость социального  согласия, исчезающую по мере ослабления внешнего давления. В любом обществе имеется чаще всего несколько - иногда альтернативных - представлений о  социальной справедливости, выражающих интересы различных социальных групп. Однако в них всегда с той или  иной степенью явности присутствует некий общий «стержень», который  составляют исторические закономерности того или иного этапа общественной эволюции и ментальные установки, имеющие  под собой институционально-правовую основу. Поскольку идея социальной справедливости, как правовая категория, выступает в виде общеправового  и отраслевого принципов, важно  проследить, как этот принцип проявляется  в институте права социального обеспечения граждан.

Государство по своей изначальной  природе предназначено решать общие  проблемы и обеспечивать общий порядок  в интересах всех социальных общностей, а не только в интересах правящих общественных групп и слоев населения. Выбранная государством политика должна играть интегрирующую роль в достижении гражданского согласия в обществе. Однако она может быть эффективной  только тогда, когда при её проведении учитываются объективные исторические тенденции, принципы развития общества, право человека на жизнь и нормальную жизнедеятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Справедливость, стремление к ее установлению и поддержанию  как должного - одна из вечных идей и  желаний человечества. Она представляет собой категорию общественного  сознания и общечеловеческую ценность, тесно связанную с пониманием права.

Справедливость признана составной частью нравственной и  правовой культуры, условием нормального  и мирного существования человеческого  сообщества. Идея и требования социальной справедливости, их последовательная реализация играют важную роль в деле качественного преобразования жизни  нашего общества, создания в Российской Федерации демократического правового  государства с республиканской  формой правления.

Проводимые в России в  настоящее время реформы в  экономической, социальной и правовой сферах ставят в качестве одной из актуальных задач полное обновления законодательства и совершенствование  уже принятых в последние годы законов. Положительных результатов здесь можно достичь лишь при условии, что принимаемые вновь или вместо устаревших законы, а также вносимые изменения и дополнения в уже действующие нормативные правовые акты (либо в их отдельные статьи) будут соответствовать требованиям справедливости.

Исследование проблемы, связанной  с определением понятия, с раскрытием содержания принципа справедливости в  праве и правоприменении приобретает особую значимость в период проходящей в нашей стране правовой реформы.

Вследствие этого возникают  вопросы о необходимости совершенствования  нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, а при  историческом отмирании тех или  иных общественных отношений, а так  же при их изменении - об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий.

Справедливость - важнейшая  философская и общественная проблема, имеющая особое значение для теории государства и права, причем значение это возрастает в эпохи ломки  старых и утверждения новых порядков. Справедливость - идеал жизни общества, а, следовательно, государства и  права как ее составных частей. Широкое согласие по вопросу справедливости - признак здоровья общества и государства, одно из условий нормального функционирования демократических институтов. Этого  согласия нет в современной России. Отсюда особая актуальность научной  разработки проблемы справедливости, в том числе ее юридических  аспектов.

Справедливость - это и  критерий оценки всех политических и  государственно-правовых явлений, хотя, разумеется, не единственный, ибо реальные социально-экономические обстоятельства диктуют свои требования и ограничивают применение принципов справедливости, выступают по отношению к ним как необходимость.

Ориентация Российского  общества на демократическое правовое начало страны зафиксирована в статье 1 Конституции РФ. Но для воплощения данной идеи в реальность нужно обширное внедрение правовых идей и устройств  в жизнь русского общества, которое  обязано поставить предел всевластию власти страны, сросшегося с теневыми и криминальными структурами, обязано  сделать условия для интенсивного социально-экономического развития России, для возвращения её в общество цивилизованных государств. Гражданское правовое состояние как раз и создает возможность для легальной индивидуальной и групповой активности, столь нужной для возрождения былого величия России.

 

 

 

Список используемой литературы 

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) с изменениями от 30.12.2008 №7-ФКЗ.// Российская газета. 25 декабря 1993 №237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 №51-ФЗ. //Собрание законодательства Российской Федерации. 5 декабря 1994. №32. - Ст. 3301.

5.Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М. 1970.; Аристотель. Этика. СПб. 1908.

6.Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР/Реальный социализм: теория и практика. М. 1985.

7.В.А. Четвернин, Введение в курс общей теории права и государства, М. Институт государства и права РАН, 2003.

8.Вопленко Н.Н. Социальная справедливость и формы ее выражения в праве//Советское государство и право. 1979. № 10.

9. Герлах А. Справедливость как принцип социалистического права. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М.1983.

10. Дробницкий О., Селиванов Ф. Справедливость//Философская энциклопедия. Т.5. М. 1970.

11. Заславская Т.Н. Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость//Коммунист. 1986. № 13.

12.Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль. 1972.

13.Критон. Платон. Полное собрание сочинений. T.I. M. 1968.

14.Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М. 1977.

15.Мальцев Г.В. Социальная справедливость и права человека в социалистическом обществе//Советское государство и право. 1974. № 2

Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М. 1977.

17.Маркс К. Энгельс Ф. Полное собрание соч. Т. 18.

18. Нерсесянц B.C. Философия права. М. 1997.

19. Нерсесянц В. Право в системе социальной регуляции. М. 1986.

20. Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет. 1995.

21. Руткевич М.Н. Социалистическая справедливость//Социологические исследования. 1986. № 3.

22. Соловьев В.В. Полное собрание сочинений. Том 1.

23. Теория государства и права /Под ред. В.В. Лазарева. М.,

 


Информация о работе Объективное право и социальная справедливость: проблема соотношения