Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:57, курсовая работа
Справедливость - это одна из важнейших проблем современности, которая выражает сложные диалектические процессы мирового развития в прошлом и настоящем. С нею, так или иначе, связаны представления людей о будущем, их извечное стремление к гармонии и совершенству общественных взаимоотношений. Изучение проблем справедливости дает возможность глубже постигнуть смысл переживаемой современным человечеством эпохи.
Взаимосвязь права и справедливости стала уже традиционной областью юридических исследований.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Справедливость и право с точки зрения философии и юриспруденции ……………………………………………………………….. 7
1.1 Социальная справедливость как философская и правовая категория……. 7
1.2 Право с точки зрения философии и юриспруденции. Объективное право…………………………………………………………………………….. 14
Глава 2. Соотношение категорий - объективное право и социальная справедливость в теории и на практике…………………………………….21
2.1 Соотношение права и нравственных норм………………………………...21
2.2 Проблемы и особенности социальной справедливости и права в современном Российском государстве…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………...33
§ 2.2 Проблемы и
особенности социальной справедливости
и права в современном
Сегодняшнее состояние российского общества позволяет констатировать наличие культуры, которая является переходной, то есть находится между культурами правового и неправового типа. В такой культуре ввиду относительной малочисленности меньшинств сохранение гражданского мира в принципе возможно и без распространения ценностей права, однако едва ли возможен общественный прогресс. Принятие же ценности права сделает заданным ответы на два поставленных в начале раздела вопроса.
Во-первых, равными следует считать всех людей без исключения.
Во-вторых, определяемая правом мера свободы должна быть максимальна (при соблюдении выдвинутых ранее требований равенства).
Для меня представляется верным мнение ведущих юристов о том, что принцип социальной справедливости в общей форме выражен в основных началах гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ), следствием признания и соблюдения которых является реализация принципа социальной справедливости в гражданском праве. Соответственно нарушение (неприменение или неправильное применение к конкретным гражданско-правовым отношениям) хотя бы одного из основных начал гражданского законодательства ведет к несоблюдению принципа социальной справедливости в гражданском праве.
Это право за последние годы приобрело важное значение, поскольку управление имуществом (прежде всего - предприятиями, принадлежащими собственникам), как правило, переходит в руки профессиональных управляющих. Существует необходимость официального закрепления юридической конструкции права управления в нормах ГК РФ.
В связи с необходимостью ограничить правомочия большинства крупных собственников земли и иных природных ресурсов страны, ущемляющих национальные интересы России, целесообразно изменить пределы осуществления правомочий собственника, закрепленные в ч. 3 ст. 209 ГК РФ, изложив данную норму в следующей редакции: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником, исходя из интересов всего государства и общества. В противном случае земля, другие природные ресурсы и имущество могут быть принудительно изъяты у собственника в пользу государства с соответствующей компенсацией в случаях и порядке, предусмотренных законом". Необходимость такого изменения продиктована тем, что сейчас формулировка ч. 3 ст. 209 ГК РФ допускает свободное осуществление правомочий собственника, "если это не наносит вреда окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц".
Твердое ядро понятия «правового
государства», как и понятия «справедливости»
является строго определенным. Это
понятие подразумевает, что государство
не стоит над правом, действует
в пределах права, то есть действует
не произвольно. Однако, пользуясь лишь
твердым ядром этого понятия,
мы может прийти к выводу, что
«правовым государством» в
Однако если ориентироваться на сформулированную ранее концепцию справедливости, то понятие «правового государства» становится содержательным, что подтверждает и содержательность концепции справедливости.
Это государство устанавливает только «правовые законы» (законы, верно отражающие концепцию правовой справедливости); которые устанавливают равную правоспособность для всех граждан, вне зависимости от принадлежности их к каким-либо категориям и классам; и ограничивают правоспособность только в тех случаях, когда наделение людей каким-либо аспектом правоспособности будет приводить к наличию конфликтующих прав.
Однако, несмотря на то, что понятие «правового государства» получилось уже достаточно содержательным, содержательность достигнута за счет скорее термина «правовое», чем термина «государство». Специфика государства в том, что оно облекает мысленную форму, идею права, в реальную материю, делает право реально существующим, позитивным.
Понятие «социальная справедливость» в России имеет «драматическую судьбу» из-за активного его использования в политических идеологиях. В социалистических теориях оно занимало центральное место, наполнялось революционным уравнительным смыслом, поэтому сложилась прочная увязка следующих понятий: социализм = равенство = социальная справедливость. В противовес выдвигалась либеральная формула: капитализм = свобода = социальная справедливость. В первом случае произошла подмена социальной справедливости равенством. Идеологическое по своей сущности противопоставление одинаково важных для общества и человека ценностей - равенства, свободы, справедливости - не приносит пользы, поскольку они не исключают и не взаимозаменяют друг друга.
Внимание к социальной справедливости обостряется в то время, когда общество сопровождают социальные потрясения, когда рушится сложившийся социальный порядок. В стабильные, относительно спокойные времена о ней забывают, и не потому, что она не существует, а как раз наоборот, потому что она реально действует, сохраняя общественное согласие. Ситуация сравнима с физическим состоянием человека. Когда он бодр и здоров, то здоровье не является для него главной ценностью, в период же болезни все, кроме здоровья, представляется мелочным и преходящим. Степень реализации социальной справедливости выступает условием стабильности социальной системы.
Содержание социальной справедливости не является безусловным и абсолютным для всех времен и народов, оно всегда исторически и культурно конкретно. Можно лишь говорить о том, что в обществах того или иного социокультурного типа или в какую-либо эпоху в представлениях о справедливости имеются сходные тенденции, но каждая социокультурная общность в данный период истории оперирует своими идеями. Они, как лакмусовая бумажка, отражают все происходящие в обществе изменения, в соответствии с которыми и обновляются идеи социальной справедливости. Нельзя искусственно привнести в общественное сознание чуждые обществу представления о том, что справедливо. На какой-то исторический миг, возможно, массы увлекутся этими идеями, но затем либо их отторгнут, либо (что еще более опасно) трансформируют до неузнаваемости.
Разумеется, достичь полного
общественного консенсуса по вопросу
о социальной справедливости невозможно.
Если такое случается, то лишь в результате
физического или
Государство по своей изначальной
природе предназначено решать общие
проблемы и обеспечивать общий порядок
в интересах всех социальных общностей,
а не только в интересах правящих
общественных групп и слоев населения.
Выбранная государством политика должна
играть интегрирующую роль в достижении
гражданского согласия в обществе.
Однако она может быть эффективной
только тогда, когда при её проведении
учитываются объективные
Заключение
Справедливость, стремление к ее установлению и поддержанию как должного - одна из вечных идей и желаний человечества. Она представляет собой категорию общественного сознания и общечеловеческую ценность, тесно связанную с пониманием права.
Справедливость признана
составной частью нравственной и
правовой культуры, условием нормального
и мирного существования
Проводимые в России в настоящее время реформы в экономической, социальной и правовой сферах ставят в качестве одной из актуальных задач полное обновления законодательства и совершенствование уже принятых в последние годы законов. Положительных результатов здесь можно достичь лишь при условии, что принимаемые вновь или вместо устаревших законы, а также вносимые изменения и дополнения в уже действующие нормативные правовые акты (либо в их отдельные статьи) будут соответствовать требованиям справедливости.
Исследование проблемы, связанной с определением понятия, с раскрытием содержания принципа справедливости в праве и правоприменении приобретает особую значимость в период проходящей в нашей стране правовой реформы.
Вследствие этого возникают
вопросы о необходимости
Справедливость - важнейшая
философская и общественная проблема,
имеющая особое значение для теории
государства и права, причем значение
это возрастает в эпохи ломки
старых и утверждения новых порядков.
Справедливость - идеал жизни общества,
а, следовательно, государства и
права как ее составных частей.
Широкое согласие по вопросу справедливости
- признак здоровья общества и государства,
одно из условий нормального
Справедливость - это и
критерий оценки всех политических и
государственно-правовых явлений, хотя,
разумеется, не единственный, ибо реальные
социально-экономические
Ориентация Российского
общества на демократическое правовое
начало страны зафиксирована в статье
1 Конституции РФ. Но для воплощения
данной идеи в реальность нужно обширное
внедрение правовых идей и устройств
в жизнь русского общества, которое
обязано поставить предел всевластию
власти страны, сросшегося с теневыми
и криминальными структурами, обязано
сделать условия для
Список используемой
литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) с изменениями от 30.12.2008 №7-ФКЗ.// Российская газета. 25 декабря 1993 №237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 №51-ФЗ. //Собрание законодательства Российской Федерации. 5 декабря 1994. №32. - Ст. 3301.
5.Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М. 1970.; Аристотель. Этика. СПб. 1908.
6.Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР/Реальный социализм: теория и практика. М. 1985.
7.В.А. Четвернин, Введение в курс общей теории права и государства, М. Институт государства и права РАН, 2003.
8.Вопленко Н.Н. Социальная справедливость и формы ее выражения в праве//Советское государство и право. 1979. № 10.
9. Герлах А. Справедливость как принцип социалистического права. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М.1983.
10. Дробницкий О., Селиванов Ф. Справедливость//Философская энциклопедия. Т.5. М. 1970.
11. Заславская Т.Н. Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость//Коммунист. 1986. № 13.
12.Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль. 1972.
13.Критон. Платон. Полное собрание сочинений. T.I. M. 1968.
14.Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М. 1977.
15.Мальцев Г.В. Социальная справедливость и права человека в социалистическом обществе//Советское государство и право. 1974. № 2
Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М. 1977.
17.Маркс К. Энгельс Ф. Полное собрание соч. Т. 18.
18. Нерсесянц B.C. Философия права. М. 1997.
19. Нерсесянц В. Право в системе социальной регуляции. М. 1986.
20. Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет. 1995.
21. Руткевич М.Н. Социалистическая
справедливость//
22. Соловьев В.В. Полное собрание сочинений. Том 1.
23. Теория государства и права /Под ред. В.В. Лазарева. М.,
Информация о работе Объективное право и социальная справедливость: проблема соотношения