Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 20:13, контрольная работа
Цели и задачи данной контрольной работы состоят в следующем:
1. ответить на вопрос, что же такое норма права и ее формы реализации;
2. рассмотреть стадии процесса применения права и, в частности, одну из самых серьезных стадий - стадию толкования нормы права, выяснить, что она из себя представляет;
3. рассмотреть такое понятие как акт применения нормы права и его виды
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3 - 4
1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
1.1. Понятие и признаки нормы права……………………………………………4 - 10
1.2. Структура нормы права………………………………………………………10 - 16
1.3. Классификация форм реализации норм права………………………………16 - 18
2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБЕННАЯ ФОРМА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
2.1. Общая характеристика применение норм права…………………………….18 - 27
2.2. Стадии применения………………………………………………………………28
2.3. Толкование закона и подзаконных актов……………………………………..29 - 33
3. Акт применения правовых норм
3.1. Понятие Особенности Виды…………………………………………………..33 - 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..37 - 39
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………40
б) реализацию (вне правоотношений) общих форм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;
в) реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.
По субъекту реализации права можно выделить две формы:
а) индивидуальная;
б) коллективная.
По внешнему проявлению выделяют активную и пассивную формы реализации права. В зависимости от метода государственного воздействия на поведение субъектов различает добровольное и принудительное осуществление права. Характер действий субъектов, степень их активности и направленность поведения позволяют выделить следующие формы реализации:
Соблюдение права - это форма реализации права заключающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. В данном случае предполагается пассивная форма поведения субъекта права.
Исполнение права - это форма реализации права которая предусматривает совершение активных действий субъектом права по исполнению юридических обязанностей.
Использование права - это форма реализации права которая означает осуществление субъектами своих прав. В отличие от исполнения права, предписывающего совершение необходимых действий, эта форма реализации права предоставляет субъекту совершать дозволенные нормами права действия.
Применение права - это форма реализации права, субъектами которой являются компетентные органы, наделенные властными полномочиями. Исполнение этих полномочий обеспечивается принудительной силой государства.
2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБЕНАЯ ФОРМА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
2.1. Общая характеристика применение норм права
Применение права является особой формой реализации права. Применение права от других форм реализации отличает то обстоятельство, что здесь немыслимо бездействие, право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью ее осуществить. Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других. Отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность.
Правоприменение - это властная деятельность, это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это приложение закона, общих правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам.
Применение закона и других правовых норм занимаются только компетентные государственные органы и должностные лица. Причем они осуществляют эту деятельность строго в рамках, предоставленных им полномочий.
Государственные органы, которые
занимаются правоприменительной
Применение права - после правотворчества - второй по значению, а при известных социальных условиях и не менее важный фактор, столь существенно влияющий на правовое регулирование, притом влияющий в самом ходе, в процессе воздействия права на общественные отношения.
Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:
Организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов. Охрану и защиту права от нарушения
На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная
форма применения права – это
властная оперативная деятельность
государственных органов по реализации
предписаний норм права путем
создания, изменения или прекращения
конкретных правоотношений на основе
норм права. Это позитивное регулирование
с помощью индивидуальных актов.
Примерами являются, согласно российскому
законодательству, приказ о приеме
на работу, выдача свидетельства о
регистрации брака, решение о
строительстве промышленного
Правоохранительная
Правоприменительная деятельность в правоохранительной форме касается таких отношений, в которых осуществляющие ее компетентные органы сами не участвуют и к которым не имеют собственного интереса. Правоприменительный орган является не участником юридического конфликта, а его арбитром и судьей.
В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющий возможность ошибок и неправильных решений. Правоприменение всегда носит подзаконный (а точнее поднормативный) характер, поскольку осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом или подзаконным актом полномочий компетентного органа.
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
Во-первых, по своей сущности
применение права выступает как
организующая властная деятельность государства,
посредством которой
Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы), которым с целью активизации участие масс в управлении общественными делами в юридической сфере передаются некоторые государственно-властные функции по применению права. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам, потребительской кооперации), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени не теряют своих властных авторитарных качеств.
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не означает, что граждане не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).
Такая общепризнанная на современном
этапе развития общества позиция
в известной мере расходится с
той, которая развивалась
Однако даже при таком, весьма широком подходе к определению субъектов правоприменительного процесса в первую очередь выделялись все же агенты государственной власти, которые «выполняют задачу управления на основании действующего права», а среди них – суды, в деятельности которых «с наибольшей яркостью раскрывается процесс применения права.
Следовательно, применить норму права – это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
Цель применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.
Во-вторых, применение права
осуществляется всегда в рамках конкретных
правовых отношений, получивших в специальной
литературе название правоприменительных
отношений. Правовое положение участников
в подобных правоотношениях различно.
Активная и определяющая роль принадлежит
субъекту, обладающему в данном конкретном
отношении властными
В-третьих, в форме применения
права реализуются не все виды
правовых норм. Определенное исключение
составляют нормы-принципы, нормы-дефиниции
и ряд других норм, определяющих
общие и социально-политические
предпосылки, цели и основы правового
регулирования. Так называемые запретительные
нормы реализуются путем
В-четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
Существует определенная
процедура правоприменительной
деятельности судебных, административных,
следственных и иных государственных
органов и должностных лиц. Степень
детализации порядка
У судебных органов, рассматривающих
гражданские или уголовные
Степень регламентации
В-пятых, применение права
как самостоятельная форма
В-шестых, применение права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права.
В-седьмых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.
В-восьмых, правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности применяемых в порядке правоприменения тех или иных решений.
Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они согласуются между собой?
Принцип законности означает
строгое и неуклонное следование
государственных органов и
Информация о работе Общая характеристика форм реализации права