Общая характеристика форм реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

Цели и задачи данной контрольной работы состоят в следующем:
1. ответить на вопрос, что же такое норма права и ее формы реализации;
2. рассмотреть стадии процесса применения права и, в частности, одну из самых серьезных стадий - стадию толкования нормы права, выяснить, что она из себя представляет;
3. рассмотреть такое понятие как акт применения нормы права и его виды

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3 - 4
1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
1.1. Понятие и признаки нормы права……………………………………………4 - 10
1.2. Структура нормы права………………………………………………………10 - 16
1.3. Классификация форм реализации норм права………………………………16 - 18
2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБЕННАЯ ФОРМА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
2.1. Общая характеристика применение норм права…………………………….18 - 27
2.2. Стадии применения………………………………………………………………28
2.3. Толкование закона и подзаконных актов……………………………………..29 - 33
3. Акт применения правовых норм
3.1. Понятие Особенности Виды…………………………………………………..33 - 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..37 - 39
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Контрольная работа № 1.docx

— 72.25 Кб (Скачать файл)

Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций, если они уполномочены на толкование законов.

В связи с осуществлением исполнительно-распорядительных функций, организацией правоотношений и контролем  за соблю­дением законодательства, толкование подзаконных актов осуществляют правительство, министры и другие исполнительные органы.

В правоохранительной сфере  большую роль играют разъясне­ния (инструктивные и директивные письма, приказы и инструк­ции) таких ведомств, как Министерство юстиции, Высший Ар­битражный Суд, прокуратура, органы внутренних дел. Большин­ство из них являются внутриведомственными, но есть и такие разъяснения, которые принимаются к руководству гражданами. Таковы, например, официальные разъяснения органами внутрен­них дел правил дорожного движения.

Неофициальное толкование не является юридически обяза­тельным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Соответственно выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное, которое дается сведущими в праве людьми (специалистами); доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении.

В зависимости от сферы  действия актов разъяснения правовых норм проводится деление толкования на нормативное и казуальное.

 

 

Нормативное толкование изначально предназначено для рас­пространения его результатов на неопределенный круг лиц и слу­чаев. Оно, подобно правовой норме, имеет абстрактный характер, т.е. не привязывается к конкретной ситуации.

Казуальное толкование, напротив, вызвано вполне определен­ным случаем и преследует основной целью правильное решение именно данного дела

 

3. Акт применения правовых норм

3.1.      Понятие Особенности Виды

 

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное  значение и властный характер.

Акт применения права —  это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное властное предписание  компетентного органа, которое выносится  им в результате разрешения конкретного  юридического дела и обеспечивается принудительной силой государства.

Основные  признаки актов применения права:

Во-первых, акт применения права имеет властный характер и  охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания  имеют обязательное значение для  всех, к кому они относятся, и в  необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении  гражданином полученного кредита  обязательно для исполнения. За нарушение  требования этого акта гражданин  несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании  которой судом принималось решение.

 

Во-вторых, акт применения права - это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт  имеет силу только для данного  случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер, и распространяются на всех лиц, которые находятся в  сфере их действия (конкретно не определенных),

В-третьих, правоприменительные  акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы  права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании  уголовно-правовых норм. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен.

В-четвертых, акты применения права издаются в установленной  форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления наиболее важных индивидуальных правовых актов.

К примеру, акты, принимаемые  правоохранительными органами

(судами, органами прокуратуры,  милиции и т.п.), должны иметь  следующие обязательные элементы:

1. Вводную часть, в которой  указывается наименование акта, название и состав органа, издавшего  его, место и время издания,  предмет разбирательства, конкретный  адресат.

2. Описательную часть,  где излагаются фактические обстоятельства  дела, указываются мотивы к возбуждению  дела и заявленные при этом  требования.

3. Мотивировочную часть,  дающую обоснование принятого  решения, где указывается на  обстоятельства, достоверно установленные  в ходе правоприменения, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие .доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение.

4. Резолютивную часть,  в которой излагается содержание  решения - вывод правоприменительного  органа, указание на те последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта.

В науке существует мнение, что акты применения права могут  и не иметь определенной формы, а  осуществляться как действие. Это  так называемые акты-действия, акты-сигналы  и др. Например, сигналы регулировщика, устные распоряжения и т.п. Правоприменительные  акты достаточно разнообразны. Это  и приказ директора предприятия  о приеме на работу сотрудника, и  распоряжения Правительства, и приговор суда, и ненормативный Указ Президента.

Классификация актов применения права производится по различным  основаниям.

1. В зависимости от  содержания общественных отношений  и применяемых к ним норм  права правоприменительные акты  подразделяются на:

- регулятивные, которые устанавливают  конкретные юридические права  и обязанности в связи с  правомерным поведением людей  (например, приказ ректора учебного  заведения о зачислении в вуз;  решение органа социального обеспечения  о назначении пенсии);

- охранительные, издаваемые  в связи с совершением отдельными  субъектами правонарушений (приговор  суда, постановление сле­дователя о привлечении в качестве обвиняемого, протест прокурора).

2. По содержанию и значению  в механизме реализации права,  акты применения права можно  классифицировать на:

- конкретизирующие (регламентирующие) акты подтверждают наличие права  у конкретного лица, применительно  к нему индивидуа­лизируют (регламентируют) объем этого права, форму и порядок его реализации. Примером таких актов могут служить различные должностные инструкции, распоряжения руководителя о выполнении каких-либо работ с определением исполнителей и ответственных лиц и т.п.;

— регистрационные акты — удостоверяют законность определенных состояний личности, ее действий и  т.д. Например, внесение в списки избирателей, постановка на регистрационный учет по месту жительства, удостоверение  нотариусом подписи и т.п.;

— акта о признании —  признают такие состояния личности, как признание безвестно отсутствующим, умершим, недееспособным, отцовства  и т.п.

— разрешающие (разрешительные) акты — выражают дозволение компетентного  органа на использование конкретным субъектом конкретного права  с учетом обстоятельств времени, места, условий, порядка реализации и т.д. К таким актам можно отнести принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или охотничьего оружия и т.п.

Следует отличать разрешительные акты от регистрационных. Облеченные в практически одинаковую форму, они выполняют сходные функции, однако при вынесении регистрационных актов компетентный орган проверяет соответствие фактических условий и обстоятельств предусмотренным законом и лишь удостоверяет этот факт. Компетентный орган не вправе отказать в регистрации, если формальные условия соблюдены. Акты же разрешительные помимо учета формального соответствия фактических условий и требований закона, оценивают соответствующую ситуацию и с учетом целесообразности такой реализации, специально дозволяя совершение определенных действий. Это проявляется в тех случаях, когда вопрос о разрешении не связан с исчерпывающим перечнем условий, либо когда сами условия сформулированы через оценочные понятия, а также в случаях возможности предоставления какого-либо права «в виде исключения».

— запрещающие (запретительные) акты — содержат запрет реализации права, носящий сугубо индивидуальный характер (применительно к данному праву, субъекту его реализации, условиям места и времени, порядку реализации и т.д.). Примером могут служить отказ окружной избирательной комиссии в регистрации лица в качестве кандидата в депутаты, отказ в выдаче заграничного паспорта и т.п.

Таким образам, акты применения права являются важнейшим средством  реализации предписаний правовых норм.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе в соответствие с ее целями и задачами были рассмотрены.

1. Понятие и структура норм права, а так же классификация форм реализации права.

2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК  ОСОБЕНАЯ ФОРМА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ а именно общая характеристика применения норм права, стадии и толкование закона  и подзаконных актов.

3. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды

В результате проведенного в данной работе исследования можно  сделать вывод о том, что с  помощью реализации права достигается  тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели.

 

Ознакомившись с формами  реализации законодательной воли, мы можем сделать вывод о том, в практическом отношении их классификация  тесно связана с избранием  методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов.

Успех или неуспех перевода нормативных требований права в  реальное поведение связан в конечном счете с созданием надлежащей базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п., чего так не хватает нашей стране. Вместе с тем большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей. Необходимо сделать вывод о том, что если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведении. В связи с этим государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.

История знает два основных средства понуждения воли людей к  реализации государственных велений  – это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-либо благ. Иными словами –  это всем хорошо известные методы кнута и пряника.

В правовом государстве значительно  меняются сфера и объем репрессивно-карательных  и принудительных мер, открывается  возможность своеобразного «самообеспечения» правовых предписаний. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права.

При таком условии глобальная перспектива состоит в постепенной  отпадении необходимости специализированного  государственного принуждения. Само содержание права обуславливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.

Однако «самообеспечение» норм права в обществе нельзя понимать упрощенно, нельзя не видеть также, что в определенные периоды развития ряда государств получили гипертрофированное использование методы командно-волевого, административного нажима, принудительные и даже репрессивные методы. Заинтересованность участников общественных отношений состоит в реализации принадлежащих им прав в сфере действия управомочивающих норм, а более широко – за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм. Тем более не грозит лишениями на случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет волю их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Алексеев С.С. «Проблемы  теории права: Курс лекций». Свердловск, 1973

 

Алексеев «Общая теория права». М., 1982

 

Васильев А.М. «О правоприменении в процессуальном праве. Проблемы соотношения материального и процессуального права». М., 1980

 

Витрук Н. В., Акты применения в механизме реализации прав и свобод личности, «Правовоедение», 1993, №2

 

Вопленко Н.Н. «Официальное толкование норм права», М., 1976

 

Дюрягин И.А. Применение норм советского права. Свердловск., 1973.

 

Коваленко А. И. «Общая теория государства и права». ТЕИС. 1996

 

Лазарев В.В. «Применение  советского права». Казань, 1972

 

Лазарев В.В. «Социально психологические  аспекты применения права». Казань, 1982

 

Матузов Н.И.; А.В. Малько «Теория государства и права». М., 1997

 

Недбайло П.Е. «Примечание советских правовых норм». М., 1960

Информация о работе Общая характеристика форм реализации права