Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 08:41, курсовая работа
Актуальность этой темы, как нам кажется, частная жизнь, то есть набор правовые и социальные сигналы, которые закрепляют индивидуальность человека, его устойчивость от общества, государства и других людей. С одной стороны, это внутренний мир человека, его семьи и интимных отношений, о которых он не хочет говорить публично. С другой стороны, это объем правомочий, которые позволяют человеку проявить свою самостоятельность в мире себе подобных, правомочий, которые гарантированные основным законом государства и находятся под охраной законодательства в различных областях права, в том числе и в уголовных делах.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие частной жизни ………………………………………………5
1.1 Формирование понятия "частная жизнь"……………………………….5
1.2 Содержание частной жизни ………………………………………………11
1.3 Гарантии неприкосновенности частной жизни ………………………..16
Глава 2 Ограничение прав и свобод человека ……………………………..24
2.1 Проблема целей ограничения и конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека ……………………………………….24
2.2 Пределы и способы ограничений прав и свобод человека в условиях особых правовых режимов …………………………………………………...29
Заключение ……………………………………………………………………..35
Список литературы ……………………………………………………………39
В то же время высказанная Конституционным Судом РФ правовая позиция позволяет определить лишь общие ориентиры реализации принципа соразмерности (пропорциональности) на практике, что требует обращения к нормам международного права и зарубежной практике конституционного надзора.
В целом несмотря на существующую регламентацию проблем ограничения прав и свобод человека и гражданина выделен ряд направлений, требующих оперативного решения, причем наибольшее количество пробелов и коллизий наблюдается в сфере ограничения прав и свобод при проведении антитеррористической операции.
Заключение
Проблема соотношения прав и свобод человека (сферы свободы человека) и деятельности государства в своей основе является особенно важной для конституционного права в силу его практического применения. Сложность этой проблемы определяется противопоставлением приоритетов: с одной стороны, люди создают государство для себя, защиты своих прав и свобод; с другой - «государство возникает, как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, государство становится как бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственным гарантом безопасности, стабильности и развития». Это противоречие разрешается путем разработки и закрепление в Конституции основ (условий) ограничений прав и свобод, а в законодательстве - конкретных способов отдельных ограничений прав и свобод, вытекающих из конституционных предписаний.
Разработка, законодательное установление и толкование целей, принципов, способов ограничений прав и свобод человека относится к наиболее тяжелым и спорных вопросов юридической системы. Поэтому одной из важнейших задач, которые стоят сегодня перед российским законодателем является установление надлежащего баланса между правами человека и интересами демократического общества в соответствии с основной конституционной идеей об обеспечении максимально возможной степени свободы личности. Устанавливая принципы, цели и юридическую форму ограничений, то есть основы (общие условия) ограничений прав и свобод, Конституция тем самым защищает человека и его права от произвольных действий со стороны государства, поскольку ограничивает государственную власть в возможности посягать на права и свободы личности, на сферу ее воли. Для того чтобы законодательная власть не выходила за пределы полномочий, предоставленных ей Основным Законом, конституционные положения, которые санкционируют ограничения прав лица, должны быть сформулированы и конкретизированы в текущем законодательстве с предельной четкостью и ясностью и в законах обязательно должно быть указано в каких целях, при каких обстоятельствах, в какой степени, в какой форме и каким органом власти допускается ограничение прав и свобод человека. Однако подобной ясности в законодательстве нет; также нет единого понимания и толкования конституционных основ ограничения прав и свобод.
Все вышесказанное диктует необходимость комплексного исследования прежде всего конституционных основ ограничения прав и свобод человека и гражданина в современном, историко-правовой и сравнительно-правовом плане. Разработка данной научной категории позволит начать работу по приведению законодательства, регламентирующего положение лица, в соответствие с конституционными требованиями и обеспечить человеку реальное пользование правами и свободами. При этом будут исключены все неконституционные (произвольные) препятствия на пути реализации прав и свобод. В свою очередь, это требует проведения глубоко всестороннего анализа научных концепций, действующего законодательства, судебной практики.
В целом анализ рассмотренного материала позволяет сделать следующие основные выводы: как свидетельствует сравнительный анализ практики конституционного надзора в России и за рубежом, необходимо рассмотреть принцип соразмерности ограничений прав и свобод граждан на комплексной основе с исследованием таких аспектов, как необходимость, законность, цели, пределы, способы и длительность ограничений прав и свобод граждан. Такой подход позволяет выделить следующие основные признаки принципа соразмерности:
1. Ограничения прав и свобод граждан могут применяться только с учетом анализа природы и сущности прав, подлежащих (или не подлежащих вообще) возможным ограничениям, и должны представлять собой на основе предварительной комплексной оценки:
— необходимую в сложившейся чрезвычайной ситуации меру, которая должна быть адекватной обстоятельствам, вызывавшим ее применение, степени остроты положения и реальности имеющихся угроз;
— единственно возможную меру реагирования со стороны государства при полном исключении возможности принятия иных мер более мягкого характера.
2. Степень ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов должна быть соразмерной общественно значимым целям, ради которых вводится данное ограничение, под которыми, в первую очередь, понимается обеспечение национальных интересов.
3. Избранный механизм (способы) ограничений прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов по своему содержательному наполнению и алгоритму осуществления должен оптимально соответствовать достижению определенных целей.
4. Объем (масштаб) ограничений прав и свобод граждан как одного из средств достижения цели введения особых правовых режимов:
— определяется задачей оперативно устранить обстоятельства, вызывавшие необходимость введения особых правовых режимов и как можно быстрее восстановить нормальное конституционное состояние функционирования общества и государства;
— должен быть минимально необходимым и не может включать чрезмерные и более строгие меры, чем те, которые вызываются условиями поддержания особых правовых режимов.
5. Применяемые ограничения прав и свобод граждан должны иметь правовой характер и не превышать пределов, установленных законом.
6. Содержание принимаемых мер ограничения прав и свобод граждан не должны затрагивать существо ограничиваемых прав и свобод, с тем, чтобы исключить их полное выхолащивание.
7. Степень пропорциональности мер ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, применяемых в той или иной конкретной правоприменительной ситуации, не может быть одинакова, поскольку подлежит конкретному структурному анализу и обоснованию в зависимости от комплексной характеристики ситуации индивидуального характера.
8. Меры ограничения прав и свобод граждан имеют исключительный и временный характер, допустимы только на период существования особых правовых режимов, введенных в связи с чрезвычайной ситуацией, в связи с чем ни при каких условиях не могут применяться в обычной обстановке.
Список литературы
1 Теоретико-правовые основы проблематики обеспечения государством права неприкосновенности частной жизни (актуальность тематики) // Суд, право и власть. Сборник статей Ростовского филиала Российской академии правосудия. Вып. 4. - Ростов-на-Дону, 2008. - 98 с.
2 Замошкин Ю.А. "Частная жизнь, частный интерес, частная собственность" // Вопросы философии. N 1. М., 1991. С. 5.
3 Замошкин Ю.А. "Частная жизнь, частный интерес, частная собственность" // Вопросы философии. N 1. М., 1991. С. 5.
4 Петрухин И.Л. Частная жизнь (правовые аспекты) // Государство и право. 1999. N 1. С. 64.
5 Петросян М.Е. Что такое неприкосновенность частной жизни? // Правозащитник. 1995. N 1. С. 49.
6 Калашникова Е.Е. Частная жизнь - объект уголовно-правовой охраны // Труды МГЮА. М., 1999. N 4. С. 116.
7 Бондарь Н.C. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону: Ростовский госуниверситет, 1996. С. 6.
8 Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2011. С. 148.
9 Бондарь Н.C. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону: Ростовский госуниверситет, 1996. С. 6.
10 Цадыкова Э.А. Гарантии охраны и защиты персональных данных человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 14. С. 15.
11 Цадыкова Э.А. Гарантии охраны и защиты персональных данных человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 14. С. 15.
12 См.: Николайчик В.М. Право на подслушивание // США: Экономика, политика, идеология. 1992. № 5. С. 22–29.
13 Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Права и свободы человека и гражданина. М., 2000. С. 128.
14 Цадыкова Э.А. Гарантии охраны и защиты персональных данных человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 14. С. 15.
15 Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской Конвенции. М., 1994. С. 91.
16 Wakes R. Protection of Privacy. London: Sweet&Maxwell, 1980. P. 31.
17 Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). М., 1998. С. 12, 13.
18 См.: Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Права и свободы человека и гражданина. М., 2000. С. 128.
19 См.: Государственное право Германии. Т. 2. С. 252.
20 См.: Постановление КС РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П по делу о проверке конституционности ч.1 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5202.
21 Теоретико-правовые основы проблематики обеспечения государством права неприкосновенности частной жизни (актуальность тематики) // Суд, право и власть. Сборник статей Ростовского филиала Российской академии правосудия. Вып. 4. - Ростов-на-Дону, 2008. - 98 с.
22 Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Права и свободы человека и гражданина. М., 2000. С. 128.
23 Бондарь Н.C. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону: Ростовский госуниверситет, 1996. С. 6.
24 Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской Конвенции. М., 1994. С. 91.
25 СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277
26 СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.
27 Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2. С. 11 - 12.
28 Карташкин В.А. Права человека и международная безопасность // Юрист-международник. 2003. N 1. С. 2.
29 Бачило И.Л. Важный шаг в регулировании информационных прав граждан. К принятию ФЗ "О персональных данных"//Законы России. 2006. - 312 с.
30 Арешев А.Г., Бачило И.Л., Сергиенко Л.А. Персональные данные в структуре информационных ресурсов: Основы правового регулирования (издание второе, дополненное и переработанное)/Отв. ред. д.ю.н., проф., засл. юрист РФ И.Л. Бачило. - М.: 2006. - 217 с.
31 Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П // СЗ РФ. — 2003. — № 44. — Ст. 4358.
32 Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права. — 2005. — № 7. — С. 16—23.
33 Горшкова С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы // Журнал российского права. — 2002. — № 7. — С. 109.