Определение компетенции главы государства на примере президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании основных функций и полномочий Президента РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
Изучить историю становления президентства;
Раскрыть понятие главы государства и определить его место в системе высших государственных органов власти;
Определить конституционный статус Президента и его предназначение в политической системе;
Выявить основные функции Президента РФ;
Указать полномочия главы государства в России.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретико-правовые основы института президентуры 5
1.1 История становления президентства 5
1.2 Глава государства: понятие и его место в системе высших
государственных органов 8
1.3 Конституционный статус и предназначение Президента
в политической системе 10
2 Определение компетенции главы государства на примере президента РФ 15
2.1 Основные функции Президента РФ 15
2.2 Полномочия главы государства в России 18
Заключение 26
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

морунова_2.docx

— 80.52 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

    Введение 3

1 Теоретико-правовые  основы института президентуры 5

1.1 История становления президентства 5

1.2 Глава государства: понятие и его место в системе высших

      государственных органов 8

1.3 Конституционный статус и предназначение Президента

           в политической системе 10

2 Определение  компетенции главы государства  на примере президента РФ 15

 2.1 Основные функции Президента РФ 15

 2.2 Полномочия главы государства в России 18

Заключение 26

Список использованных источников 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В системе высших органов власти глава занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве  случаев отнюдь не соответствует  этому положению. Он возглавляет всю государственную машину и обладает по букве конституции обширными полномочиями. Обычно глава государства рассматривается как носитель исполнительной власти и высший представитель государства в сфере международных отношений. Он «возглавляет» и «представляет» государство, находясь вдалеке от суетной повседневной политики с ее партийными сделками, парламентскими скандалами, избирательными треволнениями.

 Главы государств в развитых странах представлены либо монархом, либо президентом. Как правило, глава государства занимает центральное место в системе высших органов государства в тех странах, в которых он одновременно является главой государства и правительства. В гораздо меньшей степени его реальное воздействие на формирование государственной политики заметны в парламентарных монархиях. Однако и в этих странах он может обладать некоторыми полномочиями, дающими возможность активно влиять на политический процесс и принятие государственных решений.

В современных условиях типичным главой государства с республиканской  формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется  своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской  формы правления, и в зависимости  от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.

Исторически родиной президентства  были США, где президент в одном  лице являлся и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления.

Зарубежная практика свидетельствует  об особой значимости института президентства  в политической жизни государства. Прерогативы Президента позволяют  ему оказывать огромное влияние  на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах  на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями Президента, на нем  лежит и особая ответственность  за сохранение законности и общественного  благополучия.

Введение института президентства в РФ открыло новый этап в развитии российской государственности. Это свидетельствует об огромных переменах, происходящих в нашей стране, переходе России к принятым в мире демократическим системам правления. Рациональное устройство и функционирование данного института политической системы является важным условием обеспечения конституционализма в государстве.

Учитывая роль Президента в жизни  современной России очень важно  политическими и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность  достойных людей.

Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в  обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь  перед государством и обществом, перед народом не менее большие  обязанности, за невыполнение которых  должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента. Ввиду  изложенных аспектов важности должности  Президента, тема данной курсовой работы представляется актуальной на сегодняшний день. Исследование данного вопроса с точки зрения науки конституционного права представляет большой интерес.

Объект исследования – основные функции и полномочия Президента РФ.

Предмет исследования – общественные отношения, связанные с рассмотрением  основных функций и полномочий Президента РФ.

Цель курсовой работы состоит в исследовании основных функций и полномочий Президента РФ.

Поставленная цель определяет следующие  конкретные задачи:

  1. Изучить историю становления президентства;
  2. Раскрыть понятие главы государства и определить его место в системе высших государственных органов власти;
  3. Определить конституционный статус Президента и его предназначение в политической системе;
  4. Выявить основные функции Президента РФ;
  5. Указать полномочия главы государства в России.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две  главы, заключение и список использованных источников. В первой главе, состоящей из трех подзаголовков, рассматриваются теоретико-правовые основы института президентства, во второй главе, включающей в себя два подзаголовка, определяются основные функции и полномочия главы государства на примере Президента РФ.

 

 

1 Теоретико-правовые основы  института президентуры

1.1 История становления президентства

Термин «Президент» происходит от латинского Ргаеsidens, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «Президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «Президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, ставшей на короткое время республикой, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти имел высший коллегиальный орган.

В русле европейской республиканской практики первоначально проходил и процесс формирования исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе - Континентальном Конгрессе. Единоличного главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро  большинство политических деятелей молодой американской республики пришли к выводу о неэффективности деятельности Конгресса по исполнению им законов и о необходимости разделения законодательной и исполнительной властей. При этом делегаты Конституционного конвента, собравшиеся в 1787 году в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США, сделали исторический выбор между монархией и республикой. Большинство американцев, только что покончив с господством британской монархии, были решительно настроены против создания у себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе республиканизма, предусматривающего выборность всех должностных лиц.

После долгих дебатов  среди творцов американской Конституции  возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки. Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.

В итоге США  стали первой страной в мире, где  возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства  и главу правительства. Кроме  того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших  институтов политической системы. В  отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу  государства стали избирать в  ходе всеобщих выборов.

Первыми последовали  примеру США в установлении президентской  системы правления страны Латинской Америки. Уже в первой половине XIX века под влиянием могущественного северного соседа во многих южноамериканских странах был учрежден пост президента. В Европе эталоном государственного устройства стала Великобритания, и в ряде европейских стран утвердилась парламентарная, или кабинетная, система правления, при которой монарх оставался главой государства, но исполнительная власть осуществлялась премьер-министром и его кабинетом министров, а правительство становилось ответственным перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики - Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца ХIХ в. оставались монархиями.

В XX веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колониальных империй, привели к образованию множества новых независимых государств. Далеко не все они стали президентскими республиками, но в подавляющем их большинстве был учрежден пост президента страны. Так, в Европе после окончания первой мировой войны президенты стали высшими должностными лицами в Австрии, Веймарской республике, Чехословакии, Польше, Эстонии, Литве, Латвии, Турции. В 30-40-е годы институт президентства стал распространяться и в Азии; его ввели у себя Филиппины, Сирия, Ливан. После второй мировой войны в число западно - европейских государств, возглавляемых президентами, вошли Италия, Греция, Португалия, Исландия и Мальта. В Азии пост президента был учрежден в Южной Корее, Южном Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Ираке, Иране, Афганистане.

Однако наибольшее распространение модель президентского правления получила в Африке. Этот процесс начался с конца 50-х - начала 60-х гг., и в настоящее время во главе почти всех африканских стран стоят президенты. Показательно, что установление поста президента происходило не только в капиталистических и развивающихся странах, но и в ряде бывших социалистических государств, таких, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народно-Демократическая Республика.

Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и в Словакии был учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня президентство - неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни.

Весьма распространено представление о том, что крупными по территории государствами можно эффективно управлять только посредством системы президентского правления. Между тем в крупнейших странах мира - США (площадь 9,3 млн.кв.км) и Бразилии (8,5 млн. кв.км) действует система президентского правления, а в Канаде (9,9 млн.кв.км) и Австралии (7,7 млн.кв.км) - система парламентарного правления. В Китайской Народной Республике (9,6 млн.кв.км) в условиях однопартийной системы официально провозглашен принцип коллективного руководства страной.

С другой стороны, некоторые небольшие по размерам государства - Кипр, Гондурас, Уругвай, Бенин, Малави, Гамбия и др. установили у себя президентскую систему правления, а такие крупные европейские страны, как Федеративная Республика Германия, Испания, Швеция, Италия, являются парламентарными республиками или монархиями. Таким образом, отсутствует прямая зависимость между размерами территории того или иного государства и избранной им системой правления, хотя, конечно, крупные страны особенно нуждаются в сильной государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Глава государства: понятие и его место в системе высших

      государственных  органов

Государство - это  сложно организованная целостная система, представленная всем государственным  аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под  воздействием, управлением государства  находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических  и иных аспектов.

Институт главы  государства является неотъемлемой составной частью механизма осуществления  власти во всех современных государствах. Главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место  в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство  страны во внутриполитической жизни  и в отношениях с другими государствами.

Информация о работе Определение компетенции главы государства на примере президента РФ