Определение компетенции главы государства на примере президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании основных функций и полномочий Президента РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
Изучить историю становления президентства;
Раскрыть понятие главы государства и определить его место в системе высших государственных органов власти;
Определить конституционный статус Президента и его предназначение в политической системе;
Выявить основные функции Президента РФ;
Указать полномочия главы государства в России.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретико-правовые основы института президентуры 5
1.1 История становления президентства 5
1.2 Глава государства: понятие и его место в системе высших
государственных органов 8
1.3 Конституционный статус и предназначение Президента
в политической системе 10
2 Определение компетенции главы государства на примере президента РФ 15
2.1 Основные функции Президента РФ 15
2.2 Полномочия главы государства в России 18
Заключение 26
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

морунова_2.docx

— 80.52 Кб (Скачать файл)

Во всех развитых демократических государствах осуществление  государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время  все они взаимодействуют между  собой в процессе осуществления  власти. Место, занимаемое главой государства  в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо.

Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает  институт главы государства в  качестве гаранта национального  единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства  с какой-либо одной ветвью, власти может нарушить баланс государственных  властей, а, следовательно, исказить применение самого принципа разделения властей.

Пост  главы государства существует при  всех формах правления. В монархических  государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

При различных  формах правления полномочия главы  государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы  государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, т. е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.), например, глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (США) или стоять как бы вне основных властей.

Когда говорят  о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей - законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

Другое  дело - взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти - либо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом конституции и осуществлять высшее представительство.

Президентская власть в республиках президентского типа - это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиальный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента), которое в силу этого приобретает стабильный характер (явление частой смены правительств, характерное для парламентской формы правления с многопартийностью, получило название «министерская чехарда»). Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.

1.3 Конституционный статус и предназначение Президента в

политической системе

Полномочия президента, его роль и статус в политической жизни той или иной страны определяются, прежде всего, соответствующими конституционными нормами. Конституция Италии (ст. 87) гласит: «Президент Республики является Главой Государства...» Аналогичным образом определен статус президента и в Конституции Венгрии (ст. 29.1): «Главой государства Венгрия является Президент республики...» В конституциях ряда стран специально подчеркнуто, что президент является главой исполнительной власти. Согласно ст. II. Конституции США, «исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки». В том же духе сформулирована ст.80 Конституции Мексики: «Осуществление верховной исполнительной власти возлагается на лицо, именуемое «Президент Мексиканских Соединенных Штатов». В вышеупомянутых конституциях США и Мексики прямо не определено, что президенты этих стран являются одновременно и главами правительств, и главами государств. Такой дуализм статуса президента в данных президентских республиках - явление как бы само собой разумеющееся, тем более, что ни Конституция США, ни Конституция Мексики не предусматривают отдельного поста главы правительства. В тех же странах, где наряду с постом президента существует пост главы правительства, проблема конституционного разграничения их полномочий решается по-разному. Конституция Италии является одной из тех современных Конституций, где достаточно четко проведено разделение полномочий между президентом и главой правительства. Если президент - глава государства, то, в соответствии со ст. 95, «Председатель Совета Министров руководит общей политикой правительства и несет за нее ответственность». Таким образом, конституционное право Италии наделяет исполнительной властью прежде всего главу правительства, а не главу государства президента.

Примерно так  же решается проблема разграничения  полномочий президента и главы правительства в Конституции ФРГ. Правда, в конституционном праве Федеративной Республики Германия нет нормы о том, что президент - это глава государства; его статус определен лишь в ст. 59.1: «Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях». В то же время в Конституции ФРГ четко обозначен конституционный статус главы правительства - канцлера: «Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров» (ст. 62). Эта правовая норма прямо указывает на то, что президент не является главой исполнительной власти и таким образом не возникает никакой правовой неопределенности в разграничении полномочий между главой государства и главой правительства. В Конституциях некоторых других стран эта проблема формально не разрешена. Так, в Конституции Финляндии сказано, что высшая исполнительная власть доверена президенту, хотя в действительности Правительство возглавляет не президент, а премьер-министр. Несколько другая по форме правовая конструкция содержится в Конституции Австрии. Там в ст. 19.1 сказано: «Высшими органами исполнительной власти являются Федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительств земель». Это определение не содержит разграничение между полномочиями главы государства - Федерального президента и главы правительства - Федерального канцлера. Подобное разграничение достигается в Конституции Австрии за счет достаточно подробного перечисления прерогатив Федерального президента, из которого вытекает, что он является лишь номинальным главой исполнительной власти.

Подобное несоответствие формального статуса президента его реальному месту в политической системе характерно и для Конституции Индии. В этой Конституции формально самые широкие полномочия принадлежат Президенту Республики. В частности, согласно ст. 53.1, «исполнительная власть в Республике принадлежит Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через должностных лиц, подчиненных ему в соответствии с настоящей Конституцией». В реальности большинство своих полномочий президент осуществляет только с согласия главы правительства - премьер-министра, который и является должностным лицом в структуре высших исполнительных органов страны, наделенным наибольшими властными полномочиями. Вообще в тех странах, где существуют президент и премьер-министр, неизбежно возникают проблемы соотношения их полномочий. Даже в таком устойчиво правовом государстве, как Франция, они далеко не однозначно разрешены на уровне конституционного права. Конституционная модель Франции изначально заложила основы для потенциального конфликта между президентом и председателем Совета министров. В отличие от, скажем, Конституции Италии или Венгрии, в Конституции Франции нет отдельного положения, прямо определяющего президента как главу государства. Правда, это вытекает из всего духа Конституции, но специальная правовая норма как таковая отсутствует. В ст. 9 сказано: «...Президент председательствует в Совете Министров» и в то же время в ст. 21 обозначено: «...Премьер-министр руководит деятельностью Правительства». Такой очевидный дуализм конструкции французской высшей исполнительной власти в Конституции дает юридические основания и Президенту, и Премьер-министру претендовать на руководство правительством. Как будет показано ниже, степень взаимодействия между Президентом и Премьером в руководстве французским правительством зависит от целого ряда партийно-политических факторов, и между главой государства и Премьер-министром вполне возможны политические разногласия.

Так или иначе, но в странах Европы, а также  в США, Мексике и странах Латинской  Америки функции главы государства  осуществляет одно лицо, и его статус в этом качестве не вызывает никаких сомнений. В то же время в некоторых странах, особенно относящихся к «третьему миру», Президент формально является единоличным главой государства, но, помимо него, существует некий высший коллегиальный орган. Так, в Ираке высшая власть принадлежит Совету, в Турции Президент является главой государства, но в то же время он состоит членом Совета национальной безопасности. Этому коллегиальному органу, согласно Конституции страны, принадлежит право давать заключения по законам, принимаемым парламентом, и в него, помимо Президента, входят Премьер-министр, министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, начальник генштаба турецкой армии и командующие всеми видами вооруженных сил. Очевидно, что подобные коллегиальные органы могут существенно ограничить единоличный статус главы государства.

Еще более он ограничен в такой специфической  модели государственного устройства, которая установилась в Исламской Республике Иран (ИРИ). В ней верховную власть осуществляет высший религиозный иерарх, который имеет титул Руководителя Исламской Республики Иран. В свою очередь президент Ирана и все другие органы государственной власти, по крайней мере формально, подчинены Руководителю ИРИ.

Следует отметить и то, что в ряде азиатских и африканских стран вся полнота власти фактически принадлежит руководящему органу правящей партии, который определяет кандидатуру на пост президента страны, а в дальнейшем направляет его действия. Подобная ситуация была характерна и для ряда бывших социалистических стран Восточной Европы, учредивших у себя пост президента. Все принципиальные решения по вопросам внутренней и внешней политики принимались в этих странах на заседаниях высших органов правивших коммунистических партий. Во главе партийных органов стоял Генеральный секретарь, который к тому же был президентом страны. Очевидно, что при такой модели партийно-государственной власти решения, оформлявшиеся как исходящие от президента, предварительно обсуждались в кругу партийного руководства.

Помимо определения  правового статуса президента как  главы государства или как  главы высшей исполнительной власти, многие конституции содержат ряд  общественно важных морально-политических и гражданских обязательств, которым должен следовать президент на протяжении всего срока своих полномочий. Прежде всего от него требуется, чтобы во всех своих действиях он неуклонно соблюдал Конституцию и другие законы своей страны. Так, в Италии при вступлении в должность президент приносит присягу не только на верность Республике, но и на соблюдение Конституции. Президент Финляндии в своей присяге заявляет: «...находясь в должности Президента, я буду честно и верно соблюдать и сохранять в силе Конституцию и законы республики...». В том же ключе выдержаны и присяги: президента Португалии («Клянусь честью... защищать и проводить в жизнь Конституцию Португальской Республики»); президента Индии («...сделаю все, что в моих силах, для сохранения, защиты и охраны Конституции и закона...»); Президента ФРГ («...клянусь блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации...»); Президента США («Я торжественно клянусь, что... в полную меру своих сил буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов»). Конституция Франции также закрепляет за главой государства обязанность следить за соблюдением Конституции (ст. 5).

При всей своей  декларативности торжественное обязательство, даваемое президентом перед лицом своего народа, при всех обстоятельствах соблюдать Конституцию и другие законы своей страны, имеет большое общественно-политическое значение. Это обязательство является одним из ключевых элементов легитимности всего института президентства, неотъемлемым условием доверия народа к главе государства и важным моральным ограничителем для президента, если он окажется перед искушением нарушить те или иные правовые нормы.

Согласно конституциям многих стран, Президент в силу своего должностного статуса обязан также быть гарантом суверенитета, национальной независимости, территориальной целостности и безопасности государства. Такие положения закреплены, в частности, в конституциях Франции, Польши, Румынии, Греции. Кроме того, Конституция Италии обязывает Президента представлять национальное единство (ст.87).

Конституции некоторых  стран закрепляют за главой государства  роль арбитра между различными силами в государстве и обществе. По Конституции Франции, «Президент... обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей» (ст. 5). Аналогичную роль отводит главе государства в современная Конституция Румынии: «Президент... обеспечивает соблюдение Конституции и нормальное функционирование публичной власти. С этой целью президент действует в качестве посредника между органами государственной власти, а также между государством и обществом» (ст. 80.2).

Конституционные нормы многих стран предусматривают, что президент в своей деятельности должен не защищать интересы каких-то отдельных социальных групп и слоев, а добиваться достижения блага всего общества. В этом плане характерен официальный текст присяги, которую произносит президент Финляндии при своем вступлении в должность. Он обязуется «... прилагать все свои силы для содействия успеху народа Финляндии». Президент Греции также обязуется «... защищать права и свободы греков и служить общим интересам и прогрессу греческого народа». И, наконец, от Президентов ожидается, что они при выполнении своих служебных обязанностей будут соблюдать высокие этические нормы. Например, Президент ФРГ обязуется при вступлении в должность «... добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению к каждому». В свою очередь президент Австрии клянется, что он будет «выполнять свои обязанности, используя все знания и следуя доброй совести».

Такого рода обязательства и официально установленные стандарты деятельности президента направлены на всемерное укрепление авторитета и достоинства поста главы государства. Как известно, далеко не всегда президенты в своей политической практике выдерживают эти обязательства и стандарты, и в этих случаях в условиях демократии различные политические институты, средства массовой информации и общественное мнение в целом подвергают их обоснованной критике. Если же Президент, вопреки взятому на себя обязательству, допускает серьезное нарушение конституции или законодательства, то в отношении его на вполне законных основаниях могут быть применены различные санкции, вплоть до отстранения от должности. Поэтому вполне оправданны те высокие общественно-политические обязательства и морально-этические нормы, соблюдения которых требует от президента конституционное право многих стран.

Информация о работе Определение компетенции главы государства на примере президента РФ