Определение компетенции главы государства на примере президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании основных функций и полномочий Президента РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
Изучить историю становления президентства;
Раскрыть понятие главы государства и определить его место в системе высших государственных органов власти;
Определить конституционный статус Президента и его предназначение в политической системе;
Выявить основные функции Президента РФ;
Указать полномочия главы государства в России.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретико-правовые основы института президентуры 5
1.1 История становления президентства 5
1.2 Глава государства: понятие и его место в системе высших
государственных органов 8
1.3 Конституционный статус и предназначение Президента
в политической системе 10
2 Определение компетенции главы государства на примере президента РФ 15
2.1 Основные функции Президента РФ 15
2.2 Полномочия главы государства в России 18
Заключение 26
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

морунова_2.docx

— 80.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Определение компетенции главы государства на примере

Президента РФ

2.1 Основные функции Президента  РФ

Основные функции  Президента как главы государства  определены ст.80 Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:

  1. Является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
  2. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  4. Как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы граждан или групп населения. Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы.

Функция гаранта  Конституции предполагает широкое  право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и  законов, восполняя пробелы в  правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих), по борьбе с организованной преступностью и т.д.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной  целостности. И здесь Президент  должен действовать в пределах своих  полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются  дискреционные полномочия, без которых  цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент  и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности, и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного реагирования.

Грош цена всей конституционной законности, если Президент  не реализует своей конституционной  функции и допустит территориальный  распад государства, внешнее вмешательство  во внутренние дела или развитие сепаратизма. Конституция РФ указывает, что осуществление  этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают)

Сложной и ответственной  является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной  власти. Президент РФ выполняет роль арбитра, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию  определения основных направлений  внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта функция должна осуществляться в соответствии с  Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в  определении основных направлений  внутренней и внешней политики участвует  также и Федеральное Собрание. И процесс определения основных направлений политики государства  развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее  всегда имеет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному  вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих  представителей в субъекты РФ (это  и есть представительство внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных  отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные  договоры, вступать в международные  организации, назначать послов и  представителей в другие государства. В соответствии с международным  правом он пользуется по протоколу  правом на высшие почести при нанесении  официальных визитов в другие государства. Любые международные  обязательства,  взятые на российское государство должностными лицами без  поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Полномочия главы государства  в России

Полномочия Президента вытекают из его функций и представляют собой конкретные права и обязанности  главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Те полномочия, которые присущи только Президенту и не разделяются им с парламентом, Правительством и органами судебной власти, называются его прерогативами.

Президент обладает широкими полномочиями в области  кадровой политики. Его участие в  формировании государственных органов  может проявляться по-разному. Конституция  предусматривает несколько вариантов  назначения высших должностных лиц, в котором, как правило, участвует  не один орган: назначение по представлению; после консультации с соответствующими федеральными государственными органами или по их предложению; предложение  Президентом кандидатуры для  назначения Совету Федерации.

Председатель  Правительства назначается с  согласия Государственной Думы. Предложение  о кандидатуре Председателя Правительства  должно быть внесено Президентом  в течение двух недель после вступления в должность или отставки Правительства. Согласие оформляется в виде постановления, которое принимается большинством голосов депутатов. Если первая кандидатура  в Государственной Думе была отклонена, то предложение о новой кандидатуре  вносится в течение одной недели. Этим обеспечивается непрерывность  работы Правительства как носителя верховной исполнительной власти в  стране.

Участие Президента в формировании Правительства выражается также в том, что он назначает  на должность и освобождает от должности заместителей Председателя и федеральных министров. Таким  образом, Президент и Председатель Правительства совместно формируют  состав Правительства.

Решение об отставке Правительства Президент принимает  единолично, без участия Государственной  Думы.

Совместно с этой палатой решается вопрос о назначении на должность и освобождении от должности  Председателя Центрального Банка РФ, чтобы гарантировать независимость  Центрального Банка от других органов  власти.

В формировании состава Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также в назначении Генерального Прокурора РФ участвуют Президент  и Совет Федерации. При этом Президент  вносит предложения о соответствующих  кандидатурах, а само назначение производит Совет Федерации. Решение об освобождении от должности Генерального Прокурора  также принимается Советом Федерации, а предложение об этом вносит Президент.

Глава государства  сам непосредственно занимается назначением на ряд государственных  должностей и освобождением от них. Это относится к судьям всех других федеральных судов (кроме перечисленных), к полномочным представителям Президента. Иногда назначаются специальные представители для участия в рассмотрении законопроектов, вносимых Президентом в Государственную Думу.

Президент назначает  и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, т. к. по должности  является Верховным Главнокомандующим. Он также назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и  международных организациях. Это  право осуществляется после консультаций с соответствующими комитетами и  комиссиями палат Федерального Собрания, в компетенцию которых входят вопросы внешней политики. Необходимость  консультаций не означает обязательности выполнения решений этих комитетов  и комиссий.

Обычно при  назначении должностных лиц Президент  может воспользоваться консультацией  соответствующих министров: в отношении  высшего командования Вооруженных Сил - министра обороны, в отношении дипломатических представителей - министра иностранных дел. Кандидатов на должности судей Верховного Суда представляет Председатель Верховного суда.

Во взаимодействии с парламентом Президент обладает различными полномочиями в отношении  Государственной Думы и Совета Федерации, учитывая специализацию деятельности палат, их конституционную самостоятельность  и качественно разный состав их представителей.

Одним из основных средств общения главы государства  и парламента является ежегодное  послание Президента Федеральному Собранию, которое заслушивается на совместном заседании обеих палат. Послание представляет собой программный  документ, в котором идет речь о  положении в стране в текущий  момент и определяются основные направления  внутренней и внешней политики. Послание Президента не является нормативным  актом, обязательным для исполнения органами государственной власти. Для  парламента оно служит ориентиром в  предстоящей законодательной деятельности, а для исполнительных органов  носит директивный характер. Поэтому, хотя послание и адресовано Федеральному Собранию, задача по его выполнению ложится на Правительство, ответственное  за реализацию основных направлений  политики.

Темы и структура  послания не являются жестко установленными и определяются Президентом в  зависимости от политической ситуации в стране, наиболее актуальных проблем  текущего периода и своего видения  будущего. Закон предъявляет лишь некоторые требования к установкам, которые должны содержаться в  первом послании Президента после вступления его в должность.

Президент принимает  активное участие в законотворческом процессе. Прежде всего, он наделен  правом законодательной инициативы. Законопроекты Президента, внесенные  им на рассмотрение Государственной  Думы, считаются приоритетными в  программе законотворчества. В обсуждении этих законопроектов в палатах парламента участвуют представители Президента, которые призваны выражать его интересы и разъяснять его позицию депутатам. При возникновении разногласий  создаются согласительные комиссии, в состав которых входят представители  Президента, Государственной Думы, Совета Федерации.

Президент РФ назначает  выборы Государственной Думы (ст.84, п. а), при этом но должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране. Назначение даты выборов - не право, а скорее обязанность Президента, т. к. он делает это не произвольно, по своему усмотрению, а в строго определенный срок. Это относится и к назначению внеочередных выборов в Думу после ее роспуска (ст. 109, п. 2).

Важным средством  воздействия Президента на парламент  является его право на роспуск  Государственной Думы. Конституция  предусматривает 2 случая, когда нижняя палата может быть распущена, причем основания роспуска всегда связаны  с недоверием Правительству: трехкратное  отклонение представленных кандидатур председателя Правительства (ст. 111) и  повторное выражение недоверия  Правительству в течение 3 месяцев (ст. 117). В последнем случае роспуск  Государственной Думы не является обязательным: в качестве альтернативы Президент  может объявить об отставке Правительства.

Право роспуска Государственной Думы имеет ограничения  во времени. В. Конституции перечислены  все случаи, когда роспуск не допускается:

  1. При повторном выражении недоверия Правительству Дума не может быть распущена в течение 1 года после ее избрания. В течение этого срока палата не нуждается в подтверждении легитимности ее власти путем выборов, т. к. население только что выразило свою поддержку избранным кандидатам.
  2. Дума не может быть распущена с момента выдвижения обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
  3. Дума не должна прерывать работу в период действия на территории всей России военного или чрезвычайного положения, чтобы в такой сложной ситуации страна не лишилась законодательной власти.
  4. Роспуск Государственной Думы не допускается также в течение 6 месяцев до истечения срока полномочий Президента.

Информация о работе Определение компетенции главы государства на примере президента РФ