Определение компетенции главы государства на примере президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании основных функций и полномочий Президента РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
Изучить историю становления президентства;
Раскрыть понятие главы государства и определить его место в системе высших государственных органов власти;
Определить конституционный статус Президента и его предназначение в политической системе;
Выявить основные функции Президента РФ;
Указать полномочия главы государства в России.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретико-правовые основы института президентуры 5
1.1 История становления президентства 5
1.2 Глава государства: понятие и его место в системе высших
государственных органов 8
1.3 Конституционный статус и предназначение Президента
в политической системе 10
2 Определение компетенции главы государства на примере президента РФ 15
2.1 Основные функции Президента РФ 15
2.2 Полномочия главы государства в России 18
Заключение 26
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

морунова_2.docx

— 80.52 Кб (Скачать файл)

Данный перечень оснований роспуска палаты не может быть расширен - таким образом предупреждается произвол Президента и исполнительной власти и их бесконтрольные действия в отсутствие законодательного органа.

Президент обладает некоторыми полномочиям и на завершающей  стадии законотворческого процесса: он подписывает и обнародует Федеральные  законы. Эффективным инструментом влияния  главы государства на законодательную  власть является право президентского вето, под которым подразумевается  возвращение Президентом федеральных  законов парламенту на повторное  рассмотрение. Это право не является новшеством в конституционном законодательстве. Оно было предусмотрено еще в  Конституции США 1787 г.

Законы, возвращенные Президентом, рассматриваются палатами в первоочередном порядке. Предусмотрено  обязательное участие в заседании  и выступление представителя  Президента. Как правило, депутаты внимательно  относятся к замечаниям, высказанным  представителями Президента. Заслушивается  также заключение соответствующего комитета или комиссии палаты. После  этого может быть принято одно из двух решений:

  1. Палата принимает закон в редакции Президента - для этого требуется более половины голосов от общего числа депутатов.
  2. Повторно принимается закон в ранее принятой редакции - за это решение должны проголосовать не менее двух третей от общего числа депутатов (квалифицированное большинство). Такое требование делает вето Президента трудно преодолимым.

Для преодоления  разногласий между Государственной  Думой и Президентом могут  быть созданы согласительные комиссии, которые с учетом пожеланий обеих  сторон вырабатывают компромиссный  вариант закона. Для его принятия достаточно одобрение его простым  большинством голосов. Работа согласительных комиссий на заключительной стадии принятия закона является очень эффективной: как правило, Президент не отклоняет  законы, подготовленные таким образом.

Мотивов для использования  права отлагательного вето может  быть очень много: низкое качество юридической  техники; противоречие законов Конституции  и другим Федеральным законам; отсутствие заключения Правительства по законопроектам, предусматривающим дополнительные ассигнования из федерального бюджета

Положительное значение президентского вето заключается в  том, что оно стимулирует повышение  качества законов и способствует устранению коллизий и дефектов в  законодательстве.

В российской практике также сложилась своеобразная процедура  возвращения Президентом Федеральных  законов парламенту без рассмотрения. Такие действия мотивируются нарушением одной из палат закрепленных в Конституции процедурных требований. С одной стороны, таким образом обеспечивается соблюдение установленного порядка принятия законов. Но, с другой стороны, возвращая законы без рассмотрения, Президент имеет возможность тормозить принятие неудобных для него законов, т. к. у парламента нет никаких средств для преодоления такого вето. Это послужило поводом назвать отклонение законов без рассмотрения по существу правом «абсолютного вето Президента». Однако, в соответствии с постановлением Конституционного Суда, такое возвращение законов в российской практике не трактуется как разновидность вето.

К взаимодействию с законодательной властью можно  отнести и право Президента назначать  референдум в порядке, установленном  Федеральным конституционным законом. Это право обеспечивает ему активную позицию в проведении реформ.

Значительную  часть полномочий главы государства  составляют полномочия в области  исполнительной власти. Хотя в Конституции  Президент не назван главой исполнительной власти, в своей деятельности он наиболее тесно связан именно с этой ветвью власти. Во-первых, Президент  активно участвует в формировании Правительства и объявляет о  его отставке. Во-вторых, он имеет  право председательствовать на заседаниях Правительства. Проводятся регулярные встречи Президента и главы Правительства.

Несмотря на то, что по Конституции Правительством и входящими в него министрами руководит Председатель Правительства, Президенту непосредственно подведомственны  Министерство Иностранных Дел, Министерство Обороны и ряд других федеральных  силовых ведомств. Главы этих ведомств, входящие в состав Правительства, подчиняются  не Председателю Правительства, а напрямую Президенту. Он выполняет  роль своеобразной надзорной инстанции по отношению к Правительству, пользуясь своим правом отмены решений Правительства.

Так как многие полномочия Президента носят исполнительный характер, создается впечатление, что  во главе единой системы исполнительной власти стоят одновременно два независимых  органа. В юридической литературе это обозначается как дуализм  исполнительной власти. Возникает проблема разграничения полномочий и недопущения  дублирования деятельности государственных  органов. Неопределенность в организации  исполнительной власти ведет к ее ослаблению и снижению ее авторитета. Нужно сказать, что эта проблема не является уникальной для России. Она более или менее остро  встает во всех странах, где существует пост президента и премьер-министра. Для решения этой проблемы необходима детализация полномочий и уточнение  ответственности каждого из органов.

В общем, деятельность Президента как главы государства  охватывает более широкую сферу. Он обеспечивает единство всей государственной  власти, выполняет интегрирующую  функцию, и его координирующее влияние  должно равномерно распределяться на все ветви власти. Административное воздействие Президента на Правительство  возможно только в некоторых случаях.

Правительство, в свою очередь, осуществляет непосредственное управление исполнительной вертикалью, обеспечивает проведение в России единой государственной политики, направления  которой определяет Президент. Многие исследователи отмечают, что в  действительности вся полнота исполнительной власти на федеральном уровне не принадлежит  Правительству, т. к. оно находится  под высшим контролем Президента. Но в Конституции не говорится о политической ответственности Правительства перед главой государства. Оба органа наделены сильными полномочиями и призваны постоянно взаимодействовать при выполнении возложенных на них обязанностей.

Так как руководство  Вооруженными Силами построено на принципе единоначалия, Президент обладает многими  полномочиями по управлению этой сферой. Он формирует и возглавляет Совет  Безопасности (ст.83, п. ж). Совет Безопасности является совещательным коллегиальным  органом, в состав которого по должности  входят: министры обороны, иностранных  дел, внутренних дел, директор Службы внешней  разведки, директор Федеральной службы контрразведки и др. лица. Совет  Безопасности занимается рассмотрением  вопросов государственной безопасности, а решения Совета нередко оформляются  указами Президента.

Кроме того, Президент  утверждает военную доктрину Российской Федерации. Военная доктрина представляет собой документ, в котором зафиксированы  военные, военно-политические, военно-технические  и экономические основы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, конфликтов военного характера, защиту жизненно важных интересов  РФ.

Организационные и управленческие полномочия по обеспечению  обороны распределены между Президентом  и Правительством. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ст. 87, ч. 1). В соответствии с законом «Об обороне», Президент утверждает концепцию и планы строительства Вооруженных сил. На него возложено также утверждение мобилизационных планов экономики и планов подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования. Деятельность Правительства распространяется на несколько иную сферу: организация материально-технического оснащения Вооруженных сил, социальное обеспечение военнослужащих, уволенных со службы и т. п.

Важным полномочием  Президента является введение в установленных  случаях на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения и военного положения. Это полномочие, однако, не является абсолютным. Во-первых, оно  должно осуществляться в соответствии с Конституцией и Федеральным  Конституционным законом. Во-вторых, указы о введении военного или  чрезвычайного положения требуют  немедленного утверждения Совета Федерации. В случае отказа Совета Федерации  в утверждении указа, он теряет юридическую  силу, что обязывает Президента изменить свою позицию по данному вопросу или создать согласительную комиссию для выработки общего решения. С момента принятия решения Совета Федерации действие указа Президента прекращается.

Президент осуществляет руководство внешней политикой, в основном, через МИД. Но и сам  он принимает активное участие в  реализации внешней политики РФ. Это  проявляется в его регулярных встречах с лидерами иностранных  государств, телефонных обменах мнениями с ведущими зарубежными политическими  деятелями. Президент также ведет  международные переговоры и участвует  в важнейших международных дипломатических  форумах.

Выражением личного  участия Президента в реализации внешней политики является подписание им международных договоров РФ, которые  признаются составной частью ее правовой системы. Глава государства подписывает ратификационные грамоты - документы, свидетельствующие об утверждении Федеральным законом международного договора РФ. Он принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств (ст. 86 Конституции) и назначает дипломатических представителей России в зарубежных странах.

В сфере регулирования  правового статуса личности Президент  наделен следующими полномочиями (ст. 89 Конституции):

  1. Принимает лиц в гражданство РФ, разрешает выход из гражданства;
  2. Предоставляет политическое убежище;
  3. Награждает государственными наградами РФ;
  4. Присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;
  5. Осуществляет помилование.

Президент оформляет  свои решения, издавая правовые акты. Акты Президента не подлежат утверждению  законодательным органом, за исключением  указов о введении военного и чрезвычайного  положения. Они представляют собой  разновидность подзаконных актов  и не должны противоречить Конституции  и Федеральным законам, но в иерархии подзаконных актов указы Президента стоят выше, чем постановления  и распоряжения Правительства и  обладают большей юридической силой.

Ст. 90 Конституции  предусматривает две разновидности  актов Президента: указы и распоряжения. Указы являются нормативными документами  и содержат общие правила поведения, адресованные неопределенному кругу  лиц и рассчитанные на многократное применение. Они являются основной формой реализации прерогатив Президента по управлению государством. Распоряжения отличаются тем, что не содержат нормативных  предписаний и в идеале должны регулировать только оперативные и  организационные вопросы. На практике такое разделение удается проследить не всегда.

 

Можно выделить несколько разновидностей президентских  указов:

  1. Указы исполнительного характера, определяющие порядок реализации Федеральных законов на практике;
  2. Директивные указы, содержащие поручения Правительству и другим исполнительным органам;
  3. Программно-политические, в которых Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики. По содержанию такие указы могут представлять собой президентские программы, концепции, доктрины. Как правило, они отличаются тем, что в них отсутствуют нормативные положения и преобладают программно-политические установки.
  4. Нормативные указы, содержащие новые юридические нормы. При этом обязательно должно соблюдаться условие непротиворечия их законам.
  5. Значительная часть указов являются индивидуальными и относятся к узкому кругу лиц. Такими указами Президент назначает на должности и освобождает от должностей, производит награждение, принимает верительные и отзывные грамоты, осуществляет помилование.

На самом деле, лишь немногие указы полностью подходят под один из пунктов классификации, большинство носят комплексный  характер и содержат положения разного  рода.

Указы издаются с целью заполнения правовых пробелов и обеспечения непрерывности  процесса правового регулирования  общественных отношений в переходный период. Так как Конституция четко  не определяет перечень вопросов, подлежащих регулированию только законом, это дает возможность Президенту «подменять» законодательный орган и быстро проводить в жизнь свои единоличные решения. Расширение сферы регулирования так называемого «указного права» не способствует укреплению законности, росту авторитета законодательной власти и стабилизации отношений конституционных институтов. Поэтому разногласия между Президентом и парламентом должны решаться не за счет опережающего издания указов, а путем нахождения компромисса.

Информация о работе Определение компетенции главы государства на примере президента РФ