Основание досрочного прекращения полномочий Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в системном и развернутом анализе конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих, определение их оптимальных параметров с учетом потребностей и перспектив развития института президента в России.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:
- изучить конституционный статус Президента РФ;
- определить институциональное значение досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России;
- проанализировать полномочия Президента РФ;

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти...........................................................................................................................5
Конституционный статус Президента......................................................5
Основные полномочия Президента РФ....................................................9
Глава 2. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ....................25
2.1. Конституционно-правовая процедура отставки Президента РФ...........25
2.2. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой недееспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия....................................27
2.3. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента РФ от должности...................................................................................................................30
Заключение...............................................................................................................32
Список использованной литературы.....................

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 76.44 Кб (Скачать файл)

Кроме участия в формировании федеральных государственных органов Президент широко задействован в создании различного рода общественных структур.

Так, Президент утверждает 42 члена Общественной палаты Российской Федерации (одна третья ее состава); им создаются многие общественные формирования, состав которых и положения об их деятельности утверждаются указами Президента.

2. Важной  конституционной функцией Президента  является обеспечение осуществления  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории  Российской Федерации (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ). Эта функция осуществляется в соответствии с Конституцией совместно с Правительством.

Важной предпосылкой успешной реализации этой задачи является конституционное установление о том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Деятельность Президента, Правительства, других федеральных органов исполнительной власти строится на строгом учете принципов федерализма, обеспечения конституционно закрепленной сферы их самостоятельности. Не случайно в ч. 2 ст. 72 так определены параметры единства системы исполнительной власти в Российской Федерации - оно касается сферы полномочий Российской Федерации (они указаны в ст. 71 Конституции РФ) и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В сферу тех совместных полномочий, которые закреплены за субъектами Федерации, а также их исключительных полномочий (ст. 73 Конституции РФ) федеральные органы вторгаться не могут. В этих сферах субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.14

Эти начала и должны определять взаимоотношения федеральных и региональных органов исполнительной власти. В обеспечении Президентом осуществления полномочий федеральной власти на всей территории Российской Федерации ответственная роль принадлежит полномочным представителям Президента в федеральных округах.

Институт полномочных представителей за все время функционирования в России Президента претерпел изменения. Первоначально была учреждена должность полномочного представителя в субъекте Федерации, затем должности полномочных представителей в регионе (охватывающем несколько субъектов). Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. был учрежден институт полномочного представителя Президента в федеральном округе.

Этим Указом было утверждено Положение о полномочном представителе Президента в федеральном округе. Необходимость указанного преобразования вызвана потребностями создания лучших условий для реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и контроля за исполнением их решений.

Полномочный представитель назначается и освобождается Президентом и ему подчинен. По своему статусу представитель является должностным лицом, представляющим Президента в федеральном ок-руге, обеспечивающим в нем реализацию его полномочий. Полномочный представитель и его заместители - федеральные государственные служащие - входят в состав Администрации Президента. Заместители назначаются и освобождаются Руководителем Администрации.

В задачи полномочного представителя входят организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемой Президентом; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации кадровой политики Президента и представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.

Полномочный представитель координирует деятельность федеральных органов в округе; организует их взаимодействие с органами субъектов Федерации; анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов; осуществляет контроль за исполнением федеральных законов; согласовывает назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента.

Властными, административными полномочиями представитель не наделен. Однако он имеет право запрашивать и получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений Президента, ход реализации федеральных программ; имеет право беспрепятственного доступа в любые организации в федеральном округе.

Организационное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляется Администрацией Президента. Руководитель Администрации осуществляет оперативное руководство деятельностью полномочных представителей.

Необходимостью укрепления вертикали власти было вызвано изменение порядка выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»15 прежний порядок всеобщих прямых выборов на названные должности. Теперь гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) законодательным (представительным) органом данного субъекта по представлению Президента РФ.

Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. было утверждено «Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации». В соответствии с этим Положением кандидатуры (не менее двух) представляются Президенту Руководителем Администрации Президента, которому предложение по кандидатурам вносится полномочным представителем Президента в федеральном округе. При внесении предложений учитываются авторитет и деловая репутация кандидатов, опыт публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта Федерации. В случае отклонения Президентом кандидатур в установленные Президентом сроки представляются новые кандидатуры.

Перед внесением Президентом РФ кандидатуры в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации проводятся соответствующие консультации. Решение законодательного (представительного) органа о наделении полномочиями считается принятым, если за представленную кандидатуру проголосовало более половины от установленного числа депутатов (в двухпалатном органе такое требование установлено для каждой палаты). В случае отклонения кандидатуры, представленной Президентом, не позднее семи дней повторно вносится предложение о кандидатуре.

В случае двукратного отклонения кандидатуры (представленных кандидатур) Президент назначает временно исполняющего обязанности по данной должности на период до вступления в должность лица в установленном порядке, но не более чем на шесть месяцев. После этого проводятся соответствующие консультации по кандидатуре. Президент может представить в третий раз кандидатуру. При недостижении согласия Президент вправе распустить законодательный (представительный) орган субъекта Федерации.

Президент РФ наделен правом распустить законодательный (представительный) орган субъекта Федерации и в случае, если названный орган принял конституцию (устав), закон, иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам.

Такой роспуск может быть осуществлен при соблюдении следующих условий:

1) факт противоречия должен быть установлен судом;

2) законодательный (представительный) орган не отменил акт в срок, установленный судом, что должно быть подтверждено решением суда;

3) в результате действия неправомерного акта были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления; нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц;

4) необходимо вынесение Президентом РФ предупреждения в форме указа.16

Если в течение трех месяцев со дня предупреждения законодательный (представительный) орган субъекта Федерации не примет в пределах своих полномочий мер по исполнению решений суда, Президент вправе распустить законодательный (представительный) орган субъекта Федерации.

Характеризуя полномочия Президента по отношению к органам исполнительной власти субъектов Федерации, следует указать, что Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполни-тельной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина - до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов. При недостижении согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции РФ).

Президент вправе в предусмотренных федеральным законом случаях отрешить от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти), что влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа госвласти.

Такими случаями являются:

1) отрешение в связи с выражением данному должностному лицу недоверия законодательным (представительным) органом субъекта Федерации;

2) утрата доверия Президента РФ в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей.17

Президент назначает временно исполняющего обязанности данного должностного лица на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями законодательным (представительным) органом субъекта Федерации.

Закон предусматривает право Президента выносить предупреждение высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации в случае издания им нормативного акта, противоречащего Конституции РФ и федеральным законам и уклонения в течение двух месяцев со дня издания указа Президента о приостановлении действия данного нормативного акта. Если в течение месяца после вынесения предупреждения не было принято необходимых мер, Президент отрешает данное должностное лицо от должности. Все указанные акты Президента имеют форму указа.

Президент вправе в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, по представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации в случае предъявления данному лицу обвинения в совершении преступления. Во всех случаях решение Президента доводится до сведения законодательного (представительного) органа субъекта Федерации. Указанные должностные лица вправе обжаловать в Верховный Суд РФ указ Президента в течение 10 дней.

В обеспечении Президентом осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации важную роль играет Государственный Совет Российской Федерации. Он был создан в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации. Теперь в последний не входят, как прежде, все высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации. Вместе с тем тесное сотрудничество Президента с главами регионов имеет важнейшее значение.

С целью обеспечения активного участия в решении общефедеральных проблем субъектов Федерации и был образован Государственный Совет РФ. Его образование вызвано и необходимостью обеспечить наиболее эффективный учет интересов и потребностей субъектов Федерации.

Указом Президента от 1 сентября 2000 г. было утверждено «Положение о Государственном Совете Российской Федерации». По своему статусу Государственный Совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На его заседаниях обсуждаются проблемы, имеющие особое государственное значение, касающееся взаимоотношений Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма. По результатам обсуждения вносятся предложения Президенту.

По предложению Президента Государственный Совет рассматривает проекты указов, имеющих общегосударственное значение, вопросы исполнения Конституции РФ, федеральных законов, указов. Государственный Совет оказывает содействие Президенту в использовании согласительных процедур, рассматривает проект федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ

2.1. Конституционно-правовая процедура  отставки Президента РФ

Президент прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, предусмотренным в ст. 92 и 93 Конституции РФ:

1) в случае  его отставки;

2) стойкой  неспособности по состоянию здоровья  осуществлять принадлежащие ему  полномочия;

3) отрешения  от должности.

Отставка - это добровольное сложение действующим Президентом своих полномочий по собственному заявлению. В основе отставки могут лежать различные причины: состояние здоровья, усталость, осознание своей неспособности справляться с грузом проблем, лежащих на плечах Президента, конфликтные ситуации с парламентом, семейные и иные личные обстоятельства.

Информация о работе Основание досрочного прекращения полномочий Президента РФ