Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:11, курсовая работа
Цель работы заключается в системном и развернутом анализе конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих, определение их оптимальных параметров с учетом потребностей и перспектив развития института президента в России.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:
- изучить конституционный статус Президента РФ;
- определить институциональное значение досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России;
- проанализировать полномочия Президента РФ;
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти...........................................................................................................................5
Конституционный статус Президента......................................................5
Основные полномочия Президента РФ....................................................9
Глава 2. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ....................25
2.1. Конституционно-правовая процедура отставки Президента РФ...........25
2.2. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой недееспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия....................................27
2.3. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента РФ от должности...................................................................................................................30
Заключение...............................................................................................................32
Список использованной литературы.....................
Процедура прекращения полномочий Президента по указанным основаниям, к сожалению, в законе не регламентирована, хотя потребность, несомненно, в этом имеется.
В Конституции РФ, ФЗ «О Президенте Российской Федерации», ФКЗ «О Конституционном суде РФ» необходимо закрепить следующее: форму выражения Президентом своей воли для отставки, которое должно быть в письменной форме, мотивы, побудившие Президента принять такое решение; при уходе в отставку Президента соответствующее заявление должно представляться им в Конституционный Суд РФ, который, удостоверившись, что Президент подал заявление об отставке лично и добровольно, дает заключение об отсутствии нарушений; необходимо законодательно закрепить юридическую констатацию факта состоявшейся отставки Президента Российской Федерации Советом Федерации.
Автор работы считает необходимым с позиций надежности института исполняющего обязанности главы государства, расширить круг лиц, полномочных замещать главу государства. Представляется, что при невозможности в силу разных причин осуществления Президентом РФ своих обязанностей они помимо Председателя Правительства должны осуществляться Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Причем в первую очередь Председателем Совета Федерации и во вторую - главой федерального Правительства. Полномочия замещающего главу государства должны иметь целевое назначение, способствовать сохранению государственного порядка и политической стабильности в период избрания формального главы государства. Представляется, что в этот период, временно исполняющему обязанности Президента РФ нецелесообразно принимать акты, связывающие политику будущего главы государства.
Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно и в случае отрешения его от должности (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).
Такое решение принимается вопреки воле Президента. Основанием отрешения Президента от должности являются выдвинутые Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).
Недостатками правовых норм, закрепленных в ст. 93 Конституции, по мнению автора работы, являются предусмотренное ими требование считать выдвижение обвинения против Президента состоявшимся лишь при условии, что за него будет подано не менее двух третей голосов от их общего числа в палате, и закрепленное в них предписание, ограничивающее срок рассмотрения обвинения, выдвинутого Государственной Думой, в Верховном Суде, Конституционном Суде и в Совете Федерации всего тремя месяцами.
По мнению автора работы, если за выдвижение обвинения проголосовали более половины депутатов палаты, то есть большинство, то ни государство, ни общество не должно и не вправе его игнорировать. Автор работы полагает, что необходимо увеличить срок рассмотрения отрешения Президента, чтобы Президент, обвиненный, в государственной измене, не имел возможности и дальше заниматься своей деятельностью из-за прошедшего сегодня закрепленного срока для принятия решения.
Кроме того, необходимо также нормативно закрепить явку на заседания Специальной комиссии и Государственной Думы, приглашаемых ими лиц о рассмотрении вопроса об отрешении Президента и юридическую ответственность для лиц за их невыполнение требования о явке.
Отмеченные недостатки и пробелы в российском законодательстве должны быть устранены путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации, а также путем издания правовых актов, развивающих и конкретизирующих содержащиеся в ней положения.
Список использованной литературы
Правовые акты
Научная литература
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (в последней ред. Закона о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 2.
2 Дегтев Г. В. Становление и развитие института президентства в России: Учебник. - М.: Юристъ, 2010. - С. 40.
3 Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. - М.: Норма, 2012. - С. 316.
4 Радченко И. И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2011. - С. 90.
5 Умнова И. А., Алешкова И. А. Конституционное право РФ. - М.: Юрайт, 2012. - С. 218.
6 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2012. - С. 411.
7 Иванец Г. И., Калинский И. В., Червонюк В. И. Конституционное право России: энциклопедический словарь. - М.: Юридическая литература, 2011. - С. 206.
8 Лазарев В. А. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2011. - С. 236.
9 Некрасов С. И. Конституционное право РФ: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2012. - С. 169.
10 Кудинов О. А. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2011. - С. 114.
11 Кукушкин М. И., Кокотов А. Н. Конституционное право России: Учебник. - М.: НОРМА, 2012. - С. 274.
12 Мамонов В. В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2010. №10. - С. 43.
13 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. №2201-1 (в последней ред. ФЗ от 02.07.2013г. №185-ФЗ) // Российская газета. 1992. 18 февраля; 2013. 10 июля.
14 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. - М.: Норма, 2012. - С. 603.
15 Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999г. №184-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 28.12.2013г. №416-ФЗ) // Российская газета. 1999. 19 октября; 2013. 30 декабря.
16 Нудненко Л. А. Практикум по конституционному праву Российской Федерации. - М.: Проспект, 2012. - С. 317.
17 Нудненко Л. А. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юрайт, 2011. - С. 308.
18 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Проспект, 2012. - С. 404.
19 Брежнев О. В. Судебный конституционной контроль при досрочном прекращении полномочий Президента РФ: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2009. №19. - С. 27.
21 Колбая С. Г. Отрешение президента от должности: мировой опыт и проблемы российского законодательства // Журнал российского права. 2004. №4. - С. 106.
22 Якубов А. Е. Еще раз об отрешении Президента РФ от должности и уголовном праве // Конституционное и муниципальное право. 2010. №7. - С. 22.
23 Зыкова Н. С. Отрешение от должности Президента РФ и участие в этой процедуре Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 11. - С. 30.
24 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Проспект, 2012. - С. 407.
Информация о работе Основание досрочного прекращения полномочий Президента РФ