Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 22:11, курсовая работа
Цель работы заключается в системном и развернутом анализе конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих, определение их оптимальных параметров с учетом потребностей и перспектив развития института президента в России.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:
- изучить конституционный статус Президента РФ;
- определить институциональное значение досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России;
- проанализировать полномочия Президента РФ;
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти...........................................................................................................................5
Конституционный статус Президента......................................................5
Основные полномочия Президента РФ....................................................9
Глава 2. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ....................25
2.1. Конституционно-правовая процедура отставки Президента РФ...........25
2.2. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой недееспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия....................................27
2.3. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента РФ от должности...................................................................................................................30
Заключение...............................................................................................................32
Список использованной литературы.....................
Конституция РФ не предусматривает процедуры «принятия» или «непринятия» отставки Президента и не регулирует процедуру отставки - перед кем Президент должен заявить о своей отставке, получает ли эта акция какое-либо правовое оформление, с какого момента вступает в силу отставка, каким образом оформляется исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства, как быть, если и последний по каким-либо причинам не сможет взять на себя исполнение полномочий Президента. Следует отметить целесообразность правового урегулирования такого рода вопросов.
В конституциях отдельных зарубежных стран имеются положения о том, какому государственному органу подается заявление об отставке, когда оно вступает в силу, обязательность его опубликования, о форме заявления, о невозможности вновь выставить свою кандидатуру при очередных выборах Президента и т. д.
Поскольку в Российской Федерации ни в Конституции, ни в федеральном законодательстве не урегулированы вопросы такого рода, рассмотрим, как на практике была оформлена отставка Президента Б. Н. Ельцина.
Президент обратился по телевидению и радио с обращением к жителям России 31 декабря 1999 г., в котором сообщил о своем уходе в отставку. В тот же день он подписал Указ «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации». В этом Указе он объявил, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ прекращает с 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. исполнение полномочий Президента РФ. Одновременно этим же Указом Президентом было определено, что в соответствии с пп. 2, 3 ст. 92 Конституции полномочия Президента временно исполняет Председатель Правительства РФ с 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г.
В этот же день был издан Указ Президента РФ «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации», подписанный исполняющим обязанности Президента В. Путиным, в котором указывалось, что последний приступил к временному исполнению обязанностей Президента в 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. Одновременно ушедший в отставку Президент своим Указом освободил Руководителя Администрации Президента, а исполняющий обязанности Президента своим Указом назначил то же лицо на ту же должность и, кроме того, произвел очередные кадровые изменения и перестановки в Администрации Президента.18
Следует также заметить, что Указ об отставке Президента и другие соответствующие указы были опубликованы официально только 5 января 2000 г. (в связи с праздниками «Российская газета» не выходила). Думается, что такого рода акты, как акт об отставке Президента и вступлении в должность временно исполняющего обязанности Президента, не могут вступать в силу без их незамедлительного опубликования. Обнародование их через телерадиоканалы не достаточно.
Сказанное выше показывает необходимость нормативно-правового урегулирования процедуры отставки Президента в федеральном законе. Кроме того, уход Президента в отставку не может оформляться единолично принятым актом, не должен объявляться в указе самого Президента.
Отставка всенародно избранного Президента должна быть заявлена органу, который устанавливается законом. Она должна оформляться письменным заявлением, собственноручно написанным и подписанным Президентом. Можно вспомнить, что даже бывший российский император направил акт о своем отречении от престола в Сенат, который передал его Временному правительству. В конституциях некоторых зарубежных стран предусматривается необходимость такого письменного заявления об отставке и указывается орган, которому оно подается. Обычно таким органом является Конституционный Суд, парламент, председатель палаты депутатов и др.
В Законе о выборах Президента Российской Федерации установлено, что Президент, подавший в отставку, не может быть выдвинут кандидатом в Президенты на выборах Президента, назначенных в связи с отставкой.
2.2.
Конституционно-правовая
Вторым основанием досрочного прекращения полномочий Президента РФ является стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия. Законодательно порядок досрочного прекращения полномочий Президента по этому основанию также не урегулирован.
Конституционный Суд в постановлении от 11 июля 2000 г. по делу о толковании ст.ст. 91 и 92 (ч. 2) Конституции РФ отметил, что решение этого вопроса может проходить при наличии урегулированной особой процедуры, что не входит в полномочия Конституционного Суда. Однако Суд определил те конституционные начала, которые должны обусловливать основы порядка (процедуру) его решения. Они заключаются в следующем:
1) для досрочного освобождения главы государства от должности по состоянию здоровья необходимо выработать особый порядок (процедуру) такого решения;
2) положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ст. 92 (ч. 2) Конституции РФ;
3) для установления стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия требуется особая процедура с целью объективного подхода к определению фактической невозможности для Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер;
4) для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;
5) приведение в действие досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом своих полномочий или добровольной его отставкой;
6) порядок установления стойкой неспособности Президента осуществлять свои полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента, а тем более - в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента.19
Конституционный Суд РФ постановил, что досрочное освобождение Президента от должности при отсутствии его волеизъявления не нарушает установленную ст. 91 Конституции неприкосновенность Президента. Ни Конституция, ни законодательство не регулируют и порядок замещения должности Президента в случаях временной неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Президент, как показала практика, издал Указ «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации». Полномочия Президента в таком случае возлагались на Председателя Правительства Указом Президента. Такой Указ был издан Президентом Б. Н. Ельциным сначала в общей форме, а затем, когда он лег на операцию, другим Указом возложил исполнение обязанностей на Председателя Правительства. Как только закончилась операция, Президент объявил о своем вступлении в должность Президента.
В соответствии с определенными Конституционным Судом конституционными началами урегулирования особой процедуры установления стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия должен быть закрыт данный пробел в российском законодательстве.
В некоторых странах Европы такого рода вопрос рассматривается на конституционном уровне. Так, в Конституции Словакии предусмотрено, что если Президент не может исполнять полномочия в течение более шести месяцев, Конституционный Суд объявляет, что пост Президента освободился. В день этого объявления заканчивается срок полномочий данного Президента.
В Конституции Казахстана подробно определен порядок признания устойчивой неспособности Президента осуществлять свои полномочия по болезни. Для этого Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой Палаты и заключения Конституционного Суда о соблюдении установленных конституционных процедур.
Следует отметить, что в конституциях стран Западной Европы не встречаются нормы о включении в процесс установления стойкой неспособности президента исполнять свои полномочия мер медицинского характера. Как правило, достаточным основанием является неисполнение обязанностей президентом в течение определенного, указанного в конституциях, срока.20
2.3. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента РФ от должности
Отрешение от должности нашло свое отражение в ст. 93 Конституции РФ. При введении поста Президента РСФСР в 1991г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги. Действующая Конституция РФ установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции РФ, может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.21
Хотя такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, трудно себе вообразить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме того, формулировка ст. 93 в определенном смысле вызывает удивление - получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее деяние, которое хотя и не подпадает под признаки тяжкого преступления, но все-таки является уголовным преступлением, не может быть отрешено от должности. То, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ, Конституция не исключает. Конечно, наверное, предполагается, что его все-таки заставят подать в отставку. И все же, что делать, если такого не произойдет? Очевидно, при грядущих конституционных реформах в России придется решить более четко и вопрос об основаниях отрешения Президента от должности.22
Процедура при отрешении по Конституции и регламентам Государственной Думы и Совета Федерации заключается в следующем. Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов ГД. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно регламенту ГД, обсуждение предложения депутатов проводится на заседании ГД, на котором выступают уполномоченный от группы депутатов, выдвинувших обвинение, представитель специальной комиссии, обязательно заслушивается заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления, выступают депутаты, эксперты; представители Президента и Правительства в ГД могут получить слово вне очереди. ГД принимает решение о выдвижении обвинения против Президента двумя третями от общего числа депутатов палаты.
Решение ГД передается в Совет Федерации, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации, на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя ГД об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю КС и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения этих органов, затем заслушивается заключение Комитета СФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.23
На заседание СФ приглашается Президент, ему или его представителю может быть предоставлено слово по их желанию. Решение СФ об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов данной палаты. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения ГД обвинения против Президента (ч. 3 ст. 93 Конституции); если в указанный срок решение СФ не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
С объявлением решения Совета Федерации об отрешении от должности Президента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ. Думается, при этом не будет излишним и заявление Председателя Правительства о том, что он приступил к исполнению обязанностей (для общественного спокойствия и нормального хода государственных дел).24
Заключение
В заключении следуют сделать некоторые выводы.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции РФ Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Указанное является первым основанием прекращения полномочий Президента.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ основаниями досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации являются: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности.
Отставка Президента Российской Федерации - это досрочное прекращение полномочий главы государства в соответствии с его добровольным волеизъявлением.
Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является фактическая невозможность для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. В отличие от отставки, волеизъявление Президента в данном случае не является обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. Приведение в действие этой процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой.
Информация о работе Основание досрочного прекращения полномочий Президента РФ