Основные принципы законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является исследование понятия и основных принципов законности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие и содержание законности как важнейшей правовой категории;
описать основные требования законности;
охарактеризовать принципы законности;
выявить основные гарантии законности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие общая характеристика законности…………….………...5
1.1 Понятие и содержание законности как важнейшей правовой категории…5
1.2 Основные требования законности………………………………………….11
Глава II. Основные принципы и гарантии законности…………………...16
2.1 Основные принципы законности………………………………………..….16
2.2 Гарантии законности………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...30
Библиографический список…………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.docx

— 64.03 Кб (Скачать файл)

Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять  отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные  органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

В литературе было высказано  мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как  последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных  органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает  саму основу законности, их последствия  весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству, его органам. Однако если правонарушения граждан принимают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью государственных органов.

Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и  общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому  нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

Иначе говоря, с точки  зрения целей правового регулирования  в любой ситуации целесообразно  следовать предписаниям закона, а  отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и  целесообразность выступает как  принцип, основа законности.

Несколько иначе целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности.

Основанное на принципе законности, право само предоставляет возможность  учитывать фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда  неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая - выбор целесообразного  решения. Не случайно правовые нормы  носят преимущественно относительно определенный характер. Например, нормы  Уголовного кодекса не имеют абсолютно  определенных санкций.

Отдельные авторы, рассматривая принципы законности, в качестве таковых  называют «связь законности с культурностью», «единство законности и справедливости»  и т.д. Не отрицая подобного единства, подчеркнем, что связи законности с иными явлениями не могут  выступать в качестве принципов. Кроме того, все они охватываются содержанием принципа целесообразности.

Здесь же важно отметить, что благодаря своим принципам  законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим  общественно-политической жизни, а  всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.

Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или  иной степени нарушаются, часто наблюдаются  отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет  количественные показатели, которые  определяют ее уровень в конкретном обществе.

 

2.2 Гарантии законности

 

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности. Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой.

По мнению С.С. Алексеева, гарантии законности - это объективные  условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности6.

Гарантии законности - это  определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан  и интересов общества и государства7.

Среди них можно выделить следующие:

  • экономические (обеспечение равноправного статуса разных форм собственности, установление и охрана частной собственности и свободного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и др.);
  • политические (развитие и совершенствование демократических институтов, разделение властей и их сотрудничество, гласность, многопартийность и др.);
  • идеологические (высокий уровень правосознания, широкая пропаганда правовых знаний, создание атмосферы законопослушания людей, повышение авторитета права, воплощение в теоретических исследованиях демократических, гуманных правовых идей и концепций и др.);
  • социальные (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности и др.).

Кроме того, существуют и  специальные юридические гарантии законности. Это:

  • исчерпывающее и эффективное регулирование всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации;
  • совершенствование законодательства и улучшение его технического уровня;
  • установление специальных институтов и процедур, обеспечивающих законность в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.);
  • установление тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и других дел;
  • точное определение мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;
  • четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, милиции и др.), направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение виновных к ответственности;
  • контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм.

По мнению С.С. Алексеева, среди гарантий законности нужно  четко различать общие условия  и специальные средства.

Общие условия суть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Нередко в литературе общие  условия как гарантии законности трактуются чрезвычайно широко. Под экономическими гарантиями понимается существующая система хозяйства, форма собственности, под политическими - политическая система, под социальными - классовая структура общества и т.д. Такое понимание гарантий может удовлетворить потребности практики, ибо их влияние на состояние законности неоднозначно, иной раз они оказывают на нее негативное воздействие. Поэтому общие условия необходимо рассматривать конкретно, выделять в них те факторы, которые положительно воздействуют на реализацию права.

Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий  в деятельности по укреплению законности является их максимально возможная  конкретизация. Экономический строй, политическая система, господствующая идеология вряд ли могут рассматриваться  как факторы, обеспечивающие законность. Проанализируем это положение на примере собственности. Длительное время считалось, что социалистическая собственность (в отличие от частной) сама по себе является условием обеспечения  законности. Такой вывод основывался  на предположении, что она порождает  у человека чувство хозяина, собственника средств производства, способствуя их сохранению, приумножению, защите. Однако, как мы все убедились, социалистическая собственность стала причиной рождения и других, чуждых законности явлений - бесхозяйственности, хищений и т. д.

Речь, следовательно, идет о  том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки  для их развития и воздействия  на людей, а также путем использования  организационных мер, специальных  средств нейтрализовать действие негативных факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности.

Экономические условия. Это  состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими  законность, здесь выступают такие  факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная  работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда  и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен, инфляций возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту числа преступлений, причем не только хозяйственных.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная  власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть - это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний8. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела. Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия. Демократическое государство не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и т.д.).

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и  общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В  условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется  чуждыми обществу воззрениями, негативно  влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение  порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, ставящими под угрозу режим законности.

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят  от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты и т.д. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

Информация о работе Основные принципы законности