Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:34, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является исследование понятия и основных принципов законности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие и содержание законности как важнейшей правовой категории;
описать основные требования законности;
охарактеризовать принципы законности;
выявить основные гарантии законности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие общая характеристика законности…………….………...5
1.1 Понятие и содержание законности как важнейшей правовой категории…5
1.2 Основные требования законности………………………………………….11
Глава II. Основные принципы и гарантии законности…………………...16
2.1 Основные принципы законности………………………………………..….16
2.2 Гарантии законности………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...30
Библиографический список…………………………………………………..32
Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство. Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство затрудняет борьбу с преступностью9.
Гарантиями законности являются
также соответствующие
Уровень законности определяется
и эффективной деятельностью
политического руководства, правильным
избранием лидерами приоритетов
при принятии политических решений,
готовностью и умением
Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).
Юридические гарантии - совокупность
закрепленных в законодательстве средств,
а также организационно-
Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.
Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.
Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.
Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.
Юридическая -ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.
Среди юридических гарантий
особая роль отводится процессуальным
гарантиям, ибо процесс есть форма
жизни материального права, реальную
жизнь формально закрепленные права
и свободы могут получить, лишь
имея процессуальное обеспечение. Можно
справедливо гордиться широтой
правового статуса личности, закрепленного
в Конституции РФ. Однако это не
дает оснований закрывать глаза
на недостатки правового механизма
реализации этих прав, их обеспечения
и защиты. Юридический механизм реализации
правовых норм предполагает наличие
четкой нормативной базы. Конституционные
нормы, закрепляющие права и свободы,
достаточно определенны, хотя многие из
них не подкреплены текущим
Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).
Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности, их значение нельзя преувеличивать, абсолютизировать, ибо эффективность их работы во многом определяется объективными условиями. Однако нередко ответственность за состояние законности, за рост преступности в регионе, в стране возлагается лишь на органы прокуратуры, МВД. Проблема борьбы с преступностью нередко сводится лишь к смене руководства этих органов без существенного изменения условий, что не может обеспечить надлежащих гарантий законности.
Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок - основу нормальной жизни общества.
Заключение
Таким образом, законность -
это общественно-политический режим,
состоящий в господстве права
и закона в общественной жизни, неукоснительном
осуществлении предписаний
Законность представляет
собой режим неуклонного
Законность есть строгое
и полное осуществление предписаний
правовых законов и основанных на
них юридических актов всеми
субъектами права. Как устойчивое явление
общественной жизни, законность возникает
и формируется в условиях цивилизованного
общества, способного обеспечить реальное
равенство граждан перед
В обществе, функционирующем
в режиме прочной законности, реально
существуют четкое разделение и гармоничное
взаимодействие законодательной, исполнительной
и судебной власти. Никто не может
уклоняться от выполнения установлений,
исходящих от государства, точно
так же, как и государство не
может уклониться от обеспечения
и защиты, законных прав личности. Всеобщность,
как необходимая черта
Сами граждане внегосударственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определённых социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует.
Таким образом, режим законности
в правовом государстве предполагает
наличие двух взаимосвязанных факторов:
- совершенного, чётко отработанного
законодательства, отвечающего потребностями
- полный и безусловной реализацией
предписаний законов и
Основными принципами законности являются: верховенство закона; соблюдение и охрана прав и свобод личности; равенства всех граждан перед законом и судом; всеобщность требования исполнять нормы права; единство законности; контроль и надзор за исполнением законов.
Гарантии законности - это
объективные условия и
Библиографический список
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской
Федерации (принята на
2.Гражданский кодекс. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 № 225-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.- 1994. - № 32. ст. 3301.
3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.02.2008 № 11-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - № 25. ст. 2954.
4.Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 02.10.2007 №155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».
Научная литература
и материалы периодической
5.Алексеев, С.С. Государство и право: начальный курс./С.С. Алексеев, - М.: Юридическая литература, 1993.
6.Алексеев, С.С., Архипов, С.И., Корельский, В.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. и доп. / С.С Алексеев., С.И Архипов., В.Н. Корельский. - М.: НОРМА-Инфра-М, 2000.
7.Баранов, В.М. Теория государства и права в схемах и определениях. / В.М. Баранов. - М.: Юрайт, 2001. - 480с.
8.Бахрах, Д.Н. Укрепление законности в государственном управлении / Д.Н Бахрах // Государство и право, №7, 1997.
9.Витрук, Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. / Н.В Витрук // Общая теория права. Курс лекций. - Нижний Новгород, 2008.
10 Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Том 1./ А.Б. Венгеров. - М.: Юристъ, 2008. - 509с.
11.Ефремов, А.Ф. Единство законности - важнейшее условие ее соблюдения /А.Ф. Ефремов. // Юридический вестник. 2004. №4.
12.Комаров А.С. Общая теория государства и права. Учебник. / А.С. Комаров. - СПб.: Питер, 2006. - 510с.
13.Митюков, Н.К. Послание Конституционного Суда: критический взгляд на состояние законности / Н.К. Митюков // Российская юстиция, №7, 2000.
14.Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. - 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - С. 286.
15.Перевалов, В.Д., Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Перевалов, С.С. Алексеев. - М.: Инфра-М, 2008. С.319.
16.Пиголкин, А.С., Головистикова, А.Н., Дмитриев, Ю.А. и др. -Теория государства и права. / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев и др. М.: Юрайт, 2009.
17.Теория государства и права. / Под ред. Бабаева В.К. Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2007. - 637с.
18.Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 767 с.
19.Тихомиров, Ю.А. Критерии законности правовых актов/ Ю.А. Тихомиров // Право и экономика, №19-20, 2010.
1 Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс. - М.: Юридическая литература, 1993.
2 Ефремов А.Ф. Единство законности - важнейшее условие ее соблюдения// Юридический вестник. 2004. №4.
3 Бахрах Д.Н. Укрепление законности в государственном управлении // Государство и право, №7, 1997.
4 Теория государства и права. / Под ред. Бабаева В.К. Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2007. - 637с.
5 Митюков Н. Послание Конституционного Суда: критический взгляд на состояние законности// Российская юстиция, №7, 2000.
6 Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА-Инфра-М, 2000.
7 Баранов В.М. Теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 2001. - 480с.
8 Бахрах Д.Н. Укрепление законности в государственном управлении // Государство и право, №7, 1997.
9 Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. // Общая теория права. Курс лекций. - Нижний Новгород, 2008.