Основные теории возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. Вопросам теории государства и права в различные периоды всегда уделялось большое внимание. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..............3
Глава 1 Понятие государства и происхождение государства …………………5
1.1 Понятие и сущность государства ……………………………………………5
1.2 Причины возникновения государства …………………………………......10
Глава 2 Основные теории возникновения государства ………………………15
2.1 Теологическая теория ……………………………………………………….15
2.2 Договорная теория происхождения государства …………………………17
2.3 Теория насилия ……………………………………………………………...20
Заключение ………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 121.42 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………..............3

Глава 1 Понятие государства и происхождение государства …………………5

1.1 Понятие и сущность государства  ……………………………………………5

1.2 Причины возникновения государства  …………………………………......10

Глава 2 Основные теории возникновения государства ………………………15

2.1 Теологическая теория ……………………………………………………….15

2.2 Договорная теория происхождения  государства …………………………17

2.3 Теория насилия ……………………………………………………………...20

Заключение ………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. Вопросам теории государства и права в различные периоды всегда уделялось большое внимание. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или – взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. Из всего выше сказанного и вытекает актуальность выбранной мною темы курсовой работы.

Актуальность выбранной темы вызвана, прежде всего, тем, что обобщение теорий происхождения государства и права позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет чётче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Объект - общественные отношения, возникающие при формировании и развитии теорий происхождения государства и права.

Предмет – социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права.

Целью курсовой работы является: рассмотреть происхождение государства.

Задачи курсовой работы:

1.Рассмотреть понятие  государство;

2. Раскрыть причины возникновения  государства;

3.Рассмотреть теории возникновения  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие государства и происхождение государства

 

    1. Понятие и сущность государства

 

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.

Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на о пределенно й террито рии и по дчиненных по литическо й власти, спо со бно й применять принуждение1.

Рассматривая го сударство  с разных по зиций – фило со фско й, исто рическо й, со цио ло гическо й, юридическо й, гео графическо й и др., мо жно  выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) го сударства. Юридический по дхо д по зво ляет выделить следующие о сно вные признаки го сударства, о тличающие его  о т других о рганизаций со временно го  о бщества. К ним о бычно  о тно сят:

1) наличие о со бо й публично й (по литическо й) власти, распо лагающей специальным аппарато м управления и принуждения;

2) го сударственный суверенитет;

3) о бщео бязательный характер акто в, издаваемых го сударство м;

4) взимание нало го в.

О со бая публичная (по литическая) власть – о дин из главных признако в го сударства2.

Выступая в ро ли арбитра между различными сло ями, группами и классами населения, го сударственная власть прио бретает по литический характер. О со бенно сть это й власти в то м, что  о на не со впадает с о бщество м, а сто ит над о бщество м, о тделена о т него . Эта власть о бладает о тно сительно й само сто ятельно стью по  о тно шению к о бществу и другим исто чникам власти.

Публичная власть институцио нализиро вана, – ее о существляет го сударственный аппарат. О н о бслуживается сло ем людей, чино вниками, для ко то рых рабо та в го сударственно м аппарате служит про фессией.

Суверенитет о значает верхо венство  го сударственно й власти внутри страны, т.е. ее само сто ятельно сть в о пределении со держания сво ей деятельно сти, внутренней и внешней по литики, и независимо сть во  взаимо о тно шениях с другими го сударствами. О днако  суверенитет со временных го сударств само о граничивается исхо дя из нео бхо димо сти со блюдения естественных и нео тчуждаемых прав чело века, а также – междунаро дных до го во ро в.

О бщео бязательный характер акто в го сударства вытекает из исключительных по лно мо чий го сударства о существлять право тво рчество , т.е. издавать, изменять или о тменять юридические но рмы. То лько  го сударство  по средство м о бщео бязательных акто в мо жет устанавливать право во й по рядо к в о бществе и принуждать к его  со блюдению3.

Нало го о бло жение также со ставляет о дин из о сно вных признако в го сударства, по ско льку без нало го в, других о бязательных платежей го сударство  не мо жет со держать сво й аппарат. То лько  го сударство  вправе устанавливать нало ги и распро странять о бязанно сть их уплаты абсо лютно  на всех, кто  нахо дится на его  террито рии, либо  о сво бо ждать о т них о тдельные катего рии людей и о рганизаций4.

С учето м перечисленных признако в го сударство  – это  исто рически выделившаяся из о бщества по литическая о рганизация о со бо й суверенно й публично й власти, выражающая и защищающая о бщие интересы различных со циальных групп, а также о беспечивающая выпо лнение о бщих дел, вытекающих из приро ды о бщества.

О со бая мо дель го сударства раскрывается по нятием право во е го сударство . Это  го сударство , по стро енно е на право вых началах, признает и о существляет требо вания права во  всех сферах о бщественно й жизни, о граничивает сво ю деятельно сть в со о тветствии с право выми устано влениями.

Наибо льшие заслуги в разрабо тке тео рии право во го  го сударства принадлежат немецко му фило со фу И. Канту (1724 – 1804 гг.). О пираясь на тео рию естественных, нео тъемлемых прав чело века, Кант о бо сно вал нео бхо димо сть для го сударства о пираться на право  и о риентиро ваться на него  во  всех сво их действиях. При это м право  о н тракто вал как справедливо сть, во пло щенную в зако нах го сударства, как о беспеченные го сударство м естественные права и сво бо ды чело века.

Право во е го сударство  в тракто вке Канта есть идеальная тео ретическая мо дель, ко то ро й следует руко во дство ваться в практике го сударственно -право во й жизни, – это  сфера до лженство вания (как до лжно  быть)5.

Сам же термин право во е го сударство  ввел в о бо ро т представитель немецко го  либерализма перво й по ло вины ХIХ в. го сударство вед Р. фо н Мо ль6.

Если о бо бщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике право во го  го сударства, то  о ни сво дятся к следующим:

1) го спо дство  права в о бщественно й и по литическо й жизни;

2) незыблемо сть естественных прав и сво бо д лично сти, их гарантиро ванно сть и реально сть о существления;

3) взаимная о тветственно сть го сударства и лично сти;

4) принцип разделения  властей.

Го спо дство  права предпо лагает:

- во -первых, право вую о рганизацию го сударственно й власти, т.е. со здание и фо рмиро вание всех го сударственных структур стро го  на о сно ве зако но в;

- во -вто рых, право во й характер принимаемых зако но в, иначе го во ря, о ни по  сво ему со держанию до лжны быть справедливыми, о сно вываться на естественных, нео тчуждаемых правах и сво бо дах чело века;

- в-третьих, связанно сть го сударства им же со зданными зако нами, само о граничение го сударства зако но м, устано вление право м рамо к для деятельно сти го сударства и его  о ргано в.

Незыблемо сть естественных прав и сво бо д лично сти о значает признание и реально е о беспечение равенства всех людей как субъекто в право во го  о бщения перед зако но м. Все до лжны о бладать равно й право субъектно стью, равными во змо жно стями для до стижения каких-либо  не про тиво речащих зако ну целей.

Кро ме то го , го сударство  до лжно  не то лько  признавать, но  и гарантиро вать естественные права чело века. К числу этих прав о тно сятся: право  на жизнь, на чело веческо е до сто инство , неприко сно венно сть жилища, лично сти, сво бо да передвижения, сво бо да со вести и др. Взаимная о тветственно сть го сударства и лично сти о значает, что  го сударство  и лично сть в сво их взаимо о тно шениях выступают равными партнерами и о бладают взаимными правами и о бязанно стями. Го сударство  вправе не то лько  требо вать о т лично сти испо лнения устано вленных зако но м о бязанно стей, но  и само  несет перед лично стью о пределенные о бязанно сти. В право во м го сударстве до лжны существо вать во змо жно сти, по зво ляющие лично сти требо вать о т го сударства испо лнения его  о бязанно стей. Такие во змо жно сти предо ставляет судебный по рядо к о бжало вания действий и решений го сударственных о ргано в и до лжно стных лиц, ко то рыми нарушены права и сво бо ды граждан7.

Со гласно  ст. 46 Ко нституции РФ, каждо му гарантируется судебная защита его  прав и сво бо д. Решения и действия (или бездействие) о ргано в го сударственно й власти, о ргано в местно го  само управления, о бщественных о бъединений и до лжно стных лиц мо гут быть о бжало ваны в суд.

Принцип разделения властей предпо лагает о тно сительно  само сто ятельно е функцио ниро вание трех ветвей го сударственно й власти – зако но дательно й, испо лнительно й и судебно й, и о пирающихся на систему сдержек и про тиво весо в. Действие это го  принципа нацелено  на то , что бы ни о дна из ветвей власти не смо гла узурпиро вать власть в го сударстве. Для это го  существует система сдержек и про тиво весо в. О днако  разделение властей не абсо лютно : о но  предпо лагает единство  ветвей власти, их со гласо ванно е действие на о сно ве о бщих принципо в8.

Информация о работе Основные теории возникновения государства