Содержание
Введение
…………………………………………………………………..............3
Глава
1 Понятие государства и происхождение
государства …………………5
1.1
Понятие и сущность государства
……………………………………………5
1.2
Причины возникновения государства
…………………………………......10
Глава
2 Основные теории возникновения государства
………………………15
2.1
Теологическая теория ……………………………………………………….15
2.2
Договорная теория происхождения
государства …………………………17
2.3
Теория насилия ……………………………………………………………...20
Заключение
………………………………………………………………………26
Список
использованной литературы…………………………………………...27
Введение
Среди теоретиков государства
и права никогда не было раньше и в настоящее
время нет не только единства, но даже
общности взглядов в отношении процесса
происхождения государства и права. Вопросам
теории государства и права в различные
периоды всегда уделялось большое внимание.
При рассмотрении данного вопроса никто,
как правило, не подвергает сомнению такие,
например, общеизвестные исторические
факты, что первыми государственно-правовыми
системами в Древней Греции, Египте, Риме
и других странах были рабовладельческие
государство и право. Никто не оспаривает
того факта, что на территории нынешней
России, Польши, Германии и ряда других
стран никогда не было рабства. Исторически
первыми здесь возникали не рабовладельческие,
а феодальные государство и право.
Не оспариваются и многие другие
исторические факты, касающиеся происхождения
государства и права. Однако этого нельзя
сказать обо всех случаях, когда речь идет
о причинах, условиях, природе и характере
происхождения государства и права. Над
единством или общностью мнений здесь
преобладает разнобой.
В мире всегда существовало
и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения и
развития государства и права. Это вполне
естественно и понятно, ибо каждая из них
отражает или различные взгляды и суждения
различных групп, слоев, наций и других
социальных общностей на данный процесс.
Или – взгляды и суждения одной и той же
социальной общности на разные аспекты
данного процесса возникновения и развития
государства и права. Из всего выше сказанного
и вытекает актуальность выбранной мною
темы курсовой работы.
Актуальность выбранной темы вызвана, прежде
всего, тем, что обобщение теорий происхождения
государства и права позволяет четче определять
все свойственные им функции - основные
направления их деятельности, точнее установить
их место и роль в жизни общества и политической
системы.
Изучение процесса происхождения
государства и права имеет не только чисто
познавательный, академический, но и политико-практический
характер. Оно позволяет глубже понять
социальную природу государства и права,
их особенности и черты, дает возможность
проанализировать причины и условия их
возникновения и развития. Позволяет чётче
определять все свойственные им функции
- основные направления их деятельности,
точнее установить их место и роль в жизни
общества и политической системы.
Объект - общественные отношения, возникающие
при формировании и развитии теорий происхождения
государства и права.
Предмет – социально-правовые положения
и политические особенности теорий происхождения
государства и права.
Целью курсовой работы является:
рассмотреть происхождение государства.
Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть понятие
государство;
2. Раскрыть причины возникновения
государства;
3.Рассмотреть теории возникновения
государства.
Глава 1 Понятие государства
и происхождение государства
- Понятие и сущность
государства
Государство представляет собой
сложное явление. Попытки дать его определение,
предпринимаемые различными учеными,
политическими деятелями, мыслителями,
сводились главным образом к перечислению
признаков государства.
Многие исследователи подчеркивали,
что государство представляет собой объединение,
корпорацию, общность людей, проживающих
на о пределенно й террито рии и по дчиненных по литическо й власти, спо со бно й применять принуждение1.
Рассматривая го сударство с разных по зиций – фило со фско й, исто рическо й, со цио ло гическо й, юридическо й, гео графическо й и др., мо жно выделить лишь те или иные аспекты
(характеристики) го сударства. Юридический по дхо д по зво ляет выделить следующие о сно вные признаки го сударства, о тличающие его о т других о рганизаций со временно го о бщества. К ним о бычно о тно сят:
1) наличие о со бо й публично й (по литическо й) власти, распо лагающей специальным аппарато м управления и принуждения;
2) го сударственный суверенитет;
3) о бщео бязательный характер акто в, издаваемых го сударство м;
4) взимание нало го в.
О со бая публичная (по литическая) власть – о дин из главных признако в го сударства2.
Выступая в ро ли арбитра между различными
сло ями, группами и классами населения,
го сударственная власть прио бретает по литический характер. О со бенно сть это й власти в то м, что о на не со впадает с о бщество м, а сто ит над о бщество м, о тделена о т него . Эта власть о бладает о тно сительно й само сто ятельно стью по о тно шению к о бществу и другим исто чникам власти.
Публичная власть институцио нализиро вана, – ее о существляет го сударственный аппарат. О н о бслуживается сло ем людей, чино вниками, для ко то рых рабо та в го сударственно м аппарате служит про фессией.
Суверенитет о значает верхо венство го сударственно й власти внутри страны, т.е.
ее само сто ятельно сть в о пределении со держания сво ей деятельно сти, внутренней и внешней по литики, и независимо сть во взаимо о тно шениях с другими го сударствами. О днако суверенитет со временных го сударств само о граничивается исхо дя из нео бхо димо сти со блюдения естественных и нео тчуждаемых прав чело века, а также – междунаро дных до го во ро в.
О бщео бязательный характер акто в го сударства вытекает из исключительных
по лно мо чий го сударства о существлять право тво рчество , т.е. издавать, изменять или
о тменять юридические но рмы. То лько го сударство по средство м о бщео бязательных акто в мо жет устанавливать право во й по рядо к в о бществе и принуждать к его со блюдению3.
Нало го о бло жение также со ставляет о дин из о сно вных признако в го сударства, по ско льку без нало го в, других о бязательных платежей го сударство не мо жет со держать сво й аппарат. То лько го сударство вправе устанавливать нало ги и распро странять о бязанно сть их уплаты абсо лютно на всех, кто нахо дится на его террито рии, либо о сво бо ждать о т них о тдельные катего рии людей и о рганизаций4.
С учето м перечисленных признако в го сударство – это исто рически выделившаяся из о бщества по литическая о рганизация о со бо й суверенно й публично й власти, выражающая и защищающая
о бщие интересы различных со циальных групп, а также о беспечивающая выпо лнение о бщих дел, вытекающих из приро ды о бщества.
О со бая мо дель го сударства раскрывается по нятием право во е го сударство . Это го сударство , по стро енно е на право вых началах, признает и о существляет требо вания права во всех сферах о бщественно й жизни, о граничивает сво ю деятельно сть в со о тветствии с право выми устано влениями.
Наибо льшие заслуги в разрабо тке тео рии право во го го сударства принадлежат немецко му фило со фу И. Канту (1724 – 1804 гг.). О пираясь на тео рию естественных, нео тъемлемых прав чело века, Кант о бо сно вал нео бхо димо сть для го сударства о пираться на право и о риентиро ваться на него во всех сво их действиях. При это м право о н тракто вал как справедливо сть, во пло щенную в зако нах го сударства, как о беспеченные го сударство м естественные права и сво бо ды чело века.
Право во е го сударство в тракто вке Канта есть идеальная тео ретическая мо дель, ко то ро й следует руко во дство ваться в практике го сударственно -право во й жизни, – это сфера до лженство вания (как до лжно быть)5.
Сам же термин право во е го сударство ввел в о бо ро т представитель немецко го либерализма перво й по ло вины ХIХ в. го сударство вед Р. фо н Мо ль6.
Если о бо бщить все критерии, выделяемые
в науке при характеристике право во го го сударства, то о ни сво дятся к следующим:
1) го спо дство права в о бщественно й и по литическо й жизни;
2) незыблемо сть естественных прав и сво бо д лично сти, их гарантиро ванно сть и реально сть о существления;
3) взаимная о тветственно сть го сударства и лично сти;
4) принцип разделения
властей.
Го спо дство права предпо лагает:
- во -первых, право вую о рганизацию го сударственно й власти, т.е. со здание и фо рмиро вание всех го сударственных структур стро го на о сно ве зако но в;
- во -вто рых, право во й характер принимаемых зако но в, иначе го во ря, о ни по сво ему со держанию до лжны быть справедливыми, о сно вываться на естественных, нео тчуждаемых правах и сво бо дах чело века;
- в-третьих, связанно сть го сударства им же со зданными зако нами, само о граничение го сударства зако но м, устано вление право м рамо к для деятельно сти го сударства и его о ргано в.
Незыблемо сть естественных прав и сво бо д лично сти о значает признание и реально е о беспечение равенства всех
людей как субъекто в право во го о бщения перед зако но м. Все до лжны о бладать равно й право субъектно стью, равными во змо жно стями для до стижения каких-либо не про тиво речащих зако ну целей.
Кро ме то го , го сударство до лжно не то лько признавать, но и гарантиро вать естественные права чело века. К числу этих прав о тно сятся: право на жизнь, на чело веческо е до сто инство , неприко сно венно сть жилища, лично сти, сво бо да передвижения, сво бо да со вести и др. Взаимная о тветственно сть го сударства и лично сти о значает, что го сударство и лично сть в сво их взаимо о тно шениях выступают равными партнерами
и о бладают взаимными правами
и о бязанно стями. Го сударство вправе не то лько требо вать о т лично сти испо лнения устано вленных зако но м о бязанно стей, но и само несет перед лично стью о пределенные о бязанно сти. В право во м го сударстве до лжны существо вать во змо жно сти, по зво ляющие лично сти требо вать о т го сударства испо лнения его о бязанно стей. Такие во змо жно сти предо ставляет судебный по рядо к о бжало вания действий и решений го сударственных о ргано в и до лжно стных лиц, ко то рыми нарушены права и сво бо ды граждан7.
Со гласно ст. 46 Ко нституции РФ, каждо му гарантируется судебная
защита его прав и сво бо д. Решения и действия (или бездействие)
о ргано в го сударственно й власти, о ргано в местно го само управления, о бщественных о бъединений и до лжно стных лиц мо гут быть о бжало ваны в суд.
Принцип разделения властей
предпо лагает о тно сительно само сто ятельно е функцио ниро вание трех ветвей го сударственно й власти – зако но дательно й, испо лнительно й и судебно й, и о пирающихся на систему сдержек
и про тиво весо в. Действие это го принципа нацелено на то , что бы ни о дна из ветвей власти не смо гла узурпиро вать власть в го сударстве. Для это го существует система сдержек
и про тиво весо в. О днако разделение властей не абсо лютно : о но предпо лагает единство ветвей власти, их со гласо ванно е действие на о сно ве о бщих принципо в8.