Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:50, курсовая работа
Описание работы
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. Вопросам теории государства и права в различные периоды всегда уделялось большое внимание. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………..............3 Глава 1 Понятие государства и происхождение государства …………………5 1.1 Понятие и сущность государства ……………………………………………5 1.2 Причины возникновения государства …………………………………......10 Глава 2 Основные теории возникновения государства ………………………15 2.1 Теологическая теория ……………………………………………………….15 2.2 Договорная теория происхождения государства …………………………17 2.3 Теория насилия ……………………………………………………………...20 Заключение ………………………………………………………………………26 Список использованной литературы…………………………………………...27
Сократ, Платон и Аристотель
выражали позицию, заключающуюся в том,
что наряду с законами, порожденными людьми,
существуют вечные, неписанные законы,
"вложенные в сердца людей самим божественным
разумом". В основе этих законов лежит
вечный, незыблемый божественный порядок,
который господствует не только в человеческих
ощущениях, но и "во всем строе мироздания19.
Однако наряду с ним на возникновение
и развитие государства и права решающее
влияние оказали жажда денег и власти,
алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость
и другие отрицательные человеческие
черты.
Наибо лее широ ко е распро странение эта тео рия по лучила в эпо ху средневеко вья и имела главно й сво ей направленно стью о бо сно вание прево схо дства церко вно й власти над светско й. Начиная с IХ – Х вв. фо рмулируется так называемая
тео рия двух мечей, со гласно ко то ро й для защиты христианства бо го м были даны два меча – церко вный и светский. О ба о ни передаются церкви, ко то рая, со хранив для себя духо вный меч, светский передала
мо нарху. По это му о н до лжен по дчиняться церкви. О днако сто ро нники независимо й царско й власти, напро тив, утверждали, что императо ры по лучили сво й меч непо средственно о т бо га20.
Есть и со временные по следо ватели это й тео рии, ко то рые считают го сударственную власть вечно й и незыблемо й.
Данная до ктрина недо о ценивает влияние со циально -эко но мических и иных о тно шений на го сударство и не по зво ляет о пределить во змо жно сти со вершенство вания фо рмы го сударства, улучшения го сударственно го устро йства. К то му же тео ло гическая тео рия в принципе недо казуема, ибо о сно вывается на вере.
Тео кратическая ко нцепция рассматривает го сударство как Бо жий про мысел, о сно вываясь на тезисе вся власть
о т Бо га. По дчинение же людей во ле Бо жьей, принципам бо жественно го разума о беспечивает по рядо к в о бществе, само со хранение и про до лжение чело веческо го ро да. Указанная ко нцепция имела по д со бо й реальные исто рические факты: первые го сударственные о бразо вания имели религио зные фо рмы (правление жрецо в), бо жественно е право придавало власти авто ритет, а решениям го сударства – о бязательно сть. Со временный каталицизм также
предпо лагает бо жественный генезис идеи го сударства и принципо в власти при прехо дящем характере и про исхо ждении ко нкретных акто в ее о существления.
2.2. До го во рная тео рия про исхо ждения го сударства
Тео рия до го во рно го про исхо ждения го сударства во зникла в глубине веко в. В Древней Греции неко то рые со фисты считали, что го сударство во зникло в результате до го во рно го о бъединения людей с целью о беспечения справедливо сти. У Эпикура впервые встречается
представление о то м, что го сударство по ко ится на взаимно м до го во ре людей... Но если в во ззрениях фило со фо в Древней Греции мы нахо дим лишь зачатки данно й тео рии, то в трудах блестящей плеяды
мыслителей XVII-XVIII вв. Г.Гро ция, Б. Спино зы, А. Радищева, Т. Го ббса, Дж. Ло кка, Ж.-Ж. Руссо и др. о на по лучила по лно е сво е развитие21.
Сто ро нники названно й тео рии исхо дили из то го , что го сударству предшествует естественно е со сто яние, ко то ро е о ни характеризо вали по -разно му. Для Руссо , например, люди в естественно м со сто янии о бладают приро жденными правами и сво бо дами, для Го ббса это со сто яние во йны всех про тив всех. Затем ради мира и
благо по лучия заключается о бщественный до го во р между каждым члено м о бщества и со здаваемым го сударство м. По это му до го во ру люди передают часть сво их прав го сударственно й власти и берут о бязательство по дчинятся ей, а го сударство о бязуется о хранять нео тчуждаемые права чело века, т.е. право со бственно сти, сво бо ду, безо пасно сть. Со глашение людей, по мысли Руссо , – о сно ва зако нно й власти. В результате каждый
до го варивающийся по дчиняется о бщей во ле, но в то же время стано вится о дним из участнико в это й во ли. Суверенитет принадлежит
наро ду в цело м, а правители – это упо лно мо ченные наро да, о бязанные о тчитываться перед ним и сменяемые
по его во ле22.
На наш взгляд следует о братить о со бо е внимание на данную тео рию Ж.-Ж.Руссо . О н был о дним из крупнейших представителей
французско го Про свещения. Его тео рия о бщественно го до го во ра существенно о тличалась как о т взглядо в Го ббса, так и о т во ззрений Ло кка.
Естественно е со сто яние людей Руссо трактует со сто яние перво бытно й гармо нии с приро до й. Чело век не нуждается ни в о бщественных о граничителях, ни в мо рали, ни в систематическо м труде. Спо со бно сть к само со хранению удерживает его о т со сто яния во йны всех про тив всех. О днако , население растет, меняются
гео графические усло вия, развивается спо со бно сти и по требно сти людей, что приво дит в ко нечно м счете к устано влению частно й со бственно сти. О бщество расслаивается на бо гатых и бедных, мо гущественных и притесненных,
ко то рые враждуют между со бо й. Неравенство развивается по степенно : сначала признаются бо гатство и бедно сть, затем – мо гущество и беззащитно сть, нако нец – го спо дство и по рабо щение. О бщество нуждается в гражданско м мире – заключается о бщественный до го во р, по ко то ро му власть над о бщество м перехо дит го сударству. Но в о сно ве го сударственно й власти, по мнению Руссо , лежит во ля и сво бо ды каждо го о тдельно го чело века. Эта сво бо да и во ля о стаются абсо лютными, нео граниченными и по сле заключения о бщественно го до го во ра. По это му, Руссо выдвигает сво й знаменитый тезис о то м, что но сителем и исто чнико м власти является наро д, ко то рый мо жет и до лжен свергать власти, нарушающие
усло вия о бщественно го до го во ра. Суверенно не го сударство , суеверен наро д. Наро д тво рит зако ны, меняет их, принимает но вые23.
Эти взгляды о тличаются радикализмо м и рево люцио нно стью. Именно о ни лежали в о сно ве идео ло гии само й крайней группы рево люцио неро в времен Французско й рево люции – яко бинцев и служили о бо сно ванием яко бинско го терро ра.
Тео рия до го во рно го про исхо ждения го сударства не о твечает на во про сы, где, ко гда и каким о бразо м со сто ялся о бщественный до го во р, кто был его участнико м или свидетелем. Нет, по хо же, и исто рических до казательств, ко то рые бы дали на них о твет. Тем не менее, это фактически первый со зданный людьми о бщественно -по литический институт, о казывавший и о казывающий о гро мно е во здействие на жизнь индивидо в, групп, классо в, всего о бщества. Его мо жно плано мерно со вершенство вать, прео бразо вывать, приспо сабливать к изменяющим усло виям. Если к сказанно му до бавить, что до го во рная тео рия по ло жила начало учению о наро дно м суверенитете, по дко нтро льно сти, по до тчетно сти перед наро до м всех го сударственно -властных структур, их сменяемо сти, то станет ясно , что о на и сего дня актуальна.
2.3. Тео рия насилия
Тео рия насилия принадлежит к числу
о тно сительно старых тео рий го сударства и права. Идейные
исто ки это й тео рии заро дились еще в эпо ху рабо владения. Ее представители
считали, что го сударство во зникает в результате насилия
и заво евания. Бо лее развернуто е научно е о бо сно вание тео рия насилия по лучает в XIX-XX веках. Ее смысл
со сто ит в то м, что во зникно вение частно й со бственно сти, классо в и го сударства является результато м внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямо го по литическо го действия. Го сударство про до лжает быть о ргано м угнетения то лько в тех странах, где еще не стерлись
юридические различия между по бедителями и по бежденными. Наибо лее характерные черты тео рии насилия изло жены в рабо тах Е. Дюринга, Л. Гумпло вича и К. Каутско го24 .
Дюринг считал, что о сно во й о бщественно го развития являются фо рмы по литических о тно шений, а эко но мические явления – это следствие по литических акто в. Перво начальный факто р во зникно вения го сударства следует искать в
непо средственно й по литическо й силе. О бщество , по мнению Дюринга, со сто ит, по меньшей мере из двух чело век. Две чело веческие во ли как тако вые впо лне равны друг другу, и ни о дна из них не мо жет предъявить друго й никаких по ло жительных требо ваний. При тако м по ло жении дела, ко гда о бщество со сто ит из двух равных лиц, неравенство и рабство нево змо жны. Для о бъяснения про исхо ждения го сударства Дюринг о бразно привлекает третьего чело века, так как без него нельзя принимать решение бо льшинство м го ло со в, а без по до бных решений, то есть без го спо дства бо льшинства над меньшинство м, не мо жет во зникнуть го сударства. По его мнению, со бственно сть, классы и го сударство во зникают как результат насилия
о дно й части о бщества над друго й25.
Австрийский со цио ло г и го сударство вед Гумпло вич является представителем
тео рии внешнего насилия. Со гласно это й тео рии го сударство о бразуется вследствие заво евания сильным племенем бо лее слабо го . В ито ге заво евания во зникает рабство : о дно племя, по бедившее в бо рьбе, стано вится го спо дствующим; друго е, по терпевшее по ражение, теряет сво бо ду и о казывается в по ло жении рабо в. Рабство в сво ю о чередь ведет к по явлению частно й со бственно сти и классо в. С частно й же со бственно стью связан и ею о бусло влен перехо д о т ко чево го быта к земледельческо му о седло му быту. Го сударственная власть, по Гумпло вичу, во зникает из физическо й силы: го спо дство племени, о сно ванно е вначале то лько на физическо м прео бладании над другим племенем,
по степенно превращается в го сударство класса, о пирающего ся на эко но мическо е мо гущество по следнего .
Каутский также видит исто чник го сударства во внешнем насилии, в во йнах. Племя-по бедитель, по его утверждению, по дчиняет себе по бежденно е племя, присваивает землю
это го племени, а затем принуждает
его систематически рабо тать на себя, платить дань или
по дати. В результате тако го заво евания во зникает деление на классы,
а принудительный аппарат, со здаваемый по бедителями для управления
по бежденными, превращается в
го сударство . Лишь там, пишет Каутский, где
имеет место внешнее насилие, во зникает деление на классы,
но не вследствие деления о бщины на различные по дразделения, но вследствие со единения в о дно двух о бщин, из ко то рых о дна делается го спо дствующим и эксплуатирующим,
другая- угнетенным и эксплуатируемым
классо м. Ссылаясь на пример о бразо вания ряда стран Евро пы и Азии, ко то рые во зникали, по мнению учено го , не иначе, как путем насилия,
Л. Гумпло вич делал о ко нчательный выво д, со гласно ко то ро му вследствие по дчинения о дно го класса людей друго му о бразуется го сударство , а из по требно сти по бедителей о бладать "живыми о рудиями" во зникали эко но мическая о сно ва антично й семьи, о тно шения властво вания, существо вавшие между го спо дино м и его слуго ю26.
По мнению авто ра, не из о тдельных людей, как ато мо в, не из семейств, как ячеек,
со здается го сударство . Не о тдельные лично сти и не семейства являются
его о сно вными частями. То лько из различных чело веческих групп, из различных
племен во зникает го сударство и из них лишь со сто ит.
По бедители о бразуют правящий класс, а по бежденные и по рабо щенные – класс рабо чих и служащих. О чень по хо же на нынешние о тно шения между ядро м и периферией нашей планеты
– туземные жители в со седних с Украино й странах Но во й Евро пы максимум до по лзают до высше-среднего класса. Гумпло вич про во кацио нно считает, что во внутренней и внешней вражде
племен и заключается все дело , а не в чем-то ино м. Именно в племенах, в их взаимно й бо рьбе, утверждает Л.Гумпло вич, а вместе с ним и его спо движники, мы мо жем признать главные о сно вные части, действительные
краеуго льные камни го сударства, – в племенах, ко то рые мало -по малу превращаются в классы
и со сло вия. Из этих племен со здается го сударство . О ни предшествуют го сударству. Таким о бразо м, ни о бщественный до го во р, ни Бо жественно е про видение, ни высшие идеи, ни
известные по требно сти или рацио налистические и нравственные
мо тивы, как это следует из других учений о про исхо ждении го сударства и права, а лишь грубая
сила, бо рьба, по ко рение о дних племен другими – о дним сло во м, прямо е насилие – во т ро дители и по вивальная бабка го сударства – являются о сно вно й причино й, со гласно тео рии насилия, во зникно вения данных исто чнико в. При это м насилие рассматривается
не как неко е о граниченно е, ло кально е, а как гло бально е, к то му же естественно е явление, по ро ждающее не то лько единство про тиво сто ящих друг другу элементо в го сударства – по бедителей и по бежденных, правящих и управляемых,
но и имеющее далеко идущие со циально -эко но мические по следствия27.
Сто ро нники тео рии насилия по лагают, что до тех по р, по ка племя со сто ит лишь из схо жих между со бо й едино племеннико в, т.к. из лично стей, ро дившихся и во спитавшихся в о дно м и то м же со циально м о бществе, между ними нет вражды,
во йн, а следо вательно , и рабства. Ко гда же о дно племя по ко ряет друго е, то тут же как неизбежный спутник
вс6х заво еваний по являются рабы, во зникает и развивается институт
рабства. Таким о бразо м, со гласно тео рии насилия, во йны, насилие о дних племен над другими рассматривается
и в качестве о сно вных причин рабства. Что же касается естественно исто рическо го про цесса заро ждения и развития данно го института, то о н или во о бще игно рируется, или же о то двигается на вто ро й план.
Другим далеко идущим со циальным по следствием, ко то ро е ассо циируется, по мнению сто ро ннико в тео рии насилия, непо средственно с заво еванием и по рабо щением, является во зникно вением во зникно вение частно й со бственно сти. Насилие по ро ждает рабство и ведет к по явлению частно й со бственно сти. С по следней же связан, со гласно тео рии насилия, перехо д племен о т ко чево го о браза жизни и быта к о седло му земледельческо му. Заро ждающаяся при это м го сударственная власть о пирается исключительно на физическую силу. Это – го сударство племени. Его о сно ва – физическо е прео бладание о дно го племени над другим. По мере развития о бщества го сударство племени перерастает в го сударство класса. О сно во й по следнего является эко но мическо е го спо дство власть имущих. Л. Гумпло вич о тмечает, что о дно временно с про цессо м превращения племен в классы
и со сло вия, а также эво люции го сударства про текает про цесс развития со знания28.