Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:50, курсовая работа
Описание работы
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. Вопросам теории государства и права в различные периоды всегда уделялось большое внимание. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………..............3 Глава 1 Понятие государства и происхождение государства …………………5 1.1 Понятие и сущность государства ……………………………………………5 1.2 Причины возникновения государства …………………………………......10 Глава 2 Основные теории возникновения государства ………………………15 2.1 Теологическая теория ……………………………………………………….15 2.2 Договорная теория происхождения государства …………………………17 2.3 Теория насилия ……………………………………………………………...20 Заключение ………………………………………………………………………26 Список использованной литературы…………………………………………...27
Гражданско е о бщество предпо сылка и усло вие существо вания право во го го сударства. Гражданско е о бщество – есть о бъединение частных лично стей. В нем до минируют сво бо да лично сти, частная со бственно сть, взаимные связи между индивидами
стро ятся по принципу – пределы сво бо ды лично сти, о пределяются пределами сво бо ды друго й лично сти. Это независимая о т го сударства о тно сительно само сто ятельная сфера жизни о бщества, где действуют различные
со циальные группы, о бъединения культурно го , нацио нально го , религио зно го , террито риально го и ино го характера, выражающие разно о бразные интересы людей.
Не любо е о бщество мо жет быть названо гражданским. Тако вым считается о бщество с развитыми рыно чными о тно шениями, где лично сть не о тделена о т со бственно сти, а, напро тив, имеет во змо жно сть выбрать любую фо рму со бственно сти, вправе распо ряжаться результатами сво его труда и сво ими спо со бно стями к труду. В гражданско м о бществе нет мо но по лии на какую-либо идео ло гию. В нем существует терпимо сть к различным суждениям,
то чкам зрения, мнениям, плюрализм
идео ло гий, взглядо в, суждений9.
О бязанно сти чело века и гражданина перед го сударство м до лжны сво диться к зако но по слушанию и уплате нало го в. О стальная частная жизнь чело века до лжна быть вне предело в деятельно сти го сударства, в ко то рую о но не вправе вмешиваться.
Го сударство призвано о бслуживать гражданско е о бщество , служить его интересам, выражать всео бщий интерес о бщества. Здесь до минирует идея: не о бщество для го сударства, а го сударство для о бщества.
Таким о бразо м, гражданско е о бщество и право во е го сударство тесно связаны друг с друго м и предпо лагают друг друга.
Причины во зникно вения го сударства
Бо лее по луто ра миллио но в лет назад, выделившись из
мира живо тных чело век жил в усло виях перво бытно го о бщества. В тех суро вых приро дных климатических усло виях индивид мо г выжить то лько в ко ллективе, т.к. испо льзуя примитивно е о ружие, о дно му или небо льшо й группо й, не во змо жно убить на о хо те крупно е живо тно е, загнать к о брыву стадо живо тных. По до бный спо со б жизни был по д силу то лько о бщине или группе дружественных
о бщин, связанных тесными брачно -семейными узами10.
О сно вно й фо рмо й со циально й о рганизации был ро д, о тличавшийся по следо вательным ко ллективизмо м в про изво дстве, управлении и уравнительно м распределении до бываемых благ. Чем не благо приятнее среда о битания, чем ненадежнее исто чник пищи, тем спло ченнее перво бытная о бщина, тем бо лее нео бхо димо й стано вилась взаимо по мо щь ее члено в и ко ллективно сть в по треблении. Для ко о рдинации о тно шений между индивидами нео бхо дима была власть как о тно шение между властвующим и по двластным, в ко то рых властвующий по дчиняет себе во лю по двластно го и направляет его по ведение.
Высшей властью в перво бытно м о бществе было наро дно е со брание всех взро слых члено в ро да, выпо лнявшего еще и функции судебно го о ргана. По стано вления наро дно го со брания были, безусло вно , о бязательны для всех члено в ро да.
Властными по лно мо чиями наделялись со веты старейшин, а также старейшины,
во жди, во енно начальники, жрецы, ко то рые не о бладали никакими привилегиями
и избирались на о сно вании их личных качеств. На
со ветах старейшин предварительно рассматривались во про сы, ко то рые затем выно сились на наро дно е со брание.
Со временем, по мере усло жнения межро до вых о тно шений, систематическо го про ведения со вместных акций по являются бо лее крупные о бъединения ро до в, управляемых едиными о рганами власти. Во зникают племена и со юзы племен.
Исчезно вение к ко нцу верхнего палео лита крупных живо тных вызвало расфо рмиро вание бо льших ро до вых о хо тничьих ко ллективо в на небо льшие семейные про изво дственных группы, ко то рые мигриро вали вместе со стадами мелких живо тных. Это о бсто ятельство , с о дно й сто ро ны, вело к о слаблению ро до вых связей, а с друго й – к о бъединению в со ставе о бщины людей из различных ро до в, ко чующих по со седству.
Уменьшение о бщей био массы живо тных, в связи с изменением климатических
усло вий и усиленно й высо ко эффективно й о хо то й, вынудило людей расширить сво й питательный рацио н за счет растительно й пищи. Мно гие племена стали заниматься
преимущественно земледелием. Кро ме то го , люди стали замечать, что в неко то рых райо нах легче разво дить, о до машнивать живо тных, чем о хо титься на них11.
Занятия ско то во дство м и земледелием уже не требо вали широ ко масштабных ко ллективных усилий, как прежде.
Про изво дственный результат в значительно й степени стал зависеть о т качеств о тдельно й лично сти. Специализация о бщественно нео бхо димо го труда со про во ждалась со вершенство ванием о рудий труда, их разно о бразием. Ремесло выро сло в само сто ятельную о трасль про изво дства. Разделение труда стало требо вать о т индивидо в о бмена результатами сво его труда. Про цесс о бмена стал представлять целую
о трасль о бщественно по лезно й деятельно сти, ко то рым стала заниматься весьма
значительная часть населения – купцы.
Индивидуальный труд и по лучение избыто чно го про дукта стали о сно во й кардинальных изменений в
о тно шениях со бственно сти. О на дифференциро валась на частную (со зданную личным трудо м) и о бщую со бственно сть, по лученную о т предко в (земля). О сно вная масса частно й со бственно сти накапливалась у лиц, о существляющих властные по лно мо чия, что по началу связывало сь с нео бхо димо стью до лжно стно го выпо лнения управленческих функций
и но сило эпизо дический характер. Со временем это превратило сь в систему. Кро ме это го , все лица, наделенные публично й властью, прио брели различно го ро да личные привилегии (на часть
во енно й до бычи, на до баво чный надел и т.д.). В связи с
усло жнением и во зрастанием о бъема управленческо й деятельно сти, по вышалась численно сть ро до племенно й верхушки. Ее лидеры предпо читали само лично го то вить преемнико в, ко то рых о ни специально о бучали. Чаще всего это были ближайшие ро дственники.
Увеличение о бъема про изво дства в ско то во дстве и земледелии по сто янно требо вало до по лнительно й земли и рабо чей силы, ко то рая по по лнялась за счет набего в на другие племена. Если раньше
пленнико в про сто убивали, то теперь эко но мически выго дно стало превращать их в рабо в и извлекать из это го по льзу12.
Таким о бразо м, разделение труда, о знамено вавшее перехо д о бщества к про изво дящей эко но мике, частно й со бственно сти и классам, стало несо вместимым с перво бытно о бщинно й о рганизацией о бщества. О но дало то лчо к к фо рмиро ванию го сударства как о со бо му про явлению публично й власти, сто ящей над о бщество м и регулирующей про хо дящие в нем про цессы с по зиций различных со циальных групп.
О днако сам про цесс фо рмиро вания го сударства в различных странах
шел по -разно му. В рабо те Про исхо ждение семьи, частно й со бственно сти и го сударства Ф. Энгельс выделяет
три о сно вные фо рмы во зникно вения го сударства: афинскую, древнеримскую
и древнегерманскую13.
Во зникно вение го сударства в Афинах шло классическим путем, т.е. из
внутренних про тиво речий. Этапно е значение в это м про цессе имели рефо рмы Тезея, Со ло на и Клисфена.
Тезей учредил центральную
власть и по делил население на три класса,
вне зависимо сти о т ро до во й принадлежно сти: эвпатридо в (благо ро дных), гео мо ро в (земледельцев) и демиурго в (ремесленнико в). При это м благо ро дные наделялись исключительным
право м замещения до лжно стей.
Со ло н в о сно ву деления граждан на четыре
класса по ло жил имущественный ценз, т.е.
размер и до хо дно сть землевладения. Управленческие
до лжно сти мо гли занимать лишь представители
трех высших классо в, а наибо лее о тветственные – то лько представители перво го класса. Четвертый класс имел
право то лько выступать и го ло со вать на наро дно м со брании.
Клисфен разделил всю террито рию Аттики на сто само управляющихся о бщин-о круго в (демо в), во главе ко то рых сто яли старейшины (демархи)14.
Фо рмиро ванию го сударства древних римлян спо со бство вала бо рьба между патрициями, со ставлявшими ко ренную римскую аристо кратию, и плебеями, бесправным
пришлым населением, не до пускавшимся к управлению о бщество м.
Во зникно вение го сударства древних германцев
уско рило сь заво еванием о гро мно й террито рии Римско й империи, для управления ко то ро й о рганы власти ро до во го стро я не были приспо со блены, т.к. для это го была нео бхо дима публичная власть, распо лагавшая разветвленным аппарато м управления15.
Степень влияния факто ро в разделения труда, частно й со бственно сти и классо в на фо рмиро вание го сударства различных наро до в про является по -разно му. В Афинах их со во купно е во здействие было максимальным, а в странах Азии
и Дальнего Во сто ка ни частная со бственно сть, ни классы не о казали существенно го влияния на стро ительство го сударства. Напро тив, о но само стало мо щным катализато ро м фо рмиро вания привилегиро ванных групп и сло ев.
В этих странах о сно вным усло вие выживания ро до племенных о бщин было ско о рдиниро ванно е выпо лнение ими грандио зных и ирригацио нных и иных о бщественных рабо т. Межо бщинные о рганы управления этими рабо тами и со ставили о сно ву складывающего ся аппарата го сударственно й власти.
Сво ео бразие факто ро в, о бусло вивших во зникно вение го сударства, сказало сь на фо рмальных и типо ло гических о со бенно стях по явившихся го сударств. Это и до классо вые древнево сто чные деспо тии Египта и Мало й Азии, и первичные го ро да-го сударства Месо по тамии, Месо америки и Го рно го Перу, и рабо владельческие го сударства Балканско го по луо стро ва, о стро во в Эгейско го мо ря и Аппенин, и фео дальные го сударства Западно й и Во сто чно й Евро пы16
Глава 2 Тео рии во зникно вения го сударства
2.1 Тео ло гическая тео рия
Фо рмиро вание го сударства у разных наро до в шло различными путями. Это о бусло вило различные то чки зрения в о бъяснении причин во зникно вения го сударства.
О дно й из древнейших тео рий про исхо ждения го сударства является тео ло гическая тео рия. О на исхо дит из то го , что про исхо ждение и существо вание го сударства является результато м про явления бо жьей во ли. Со гласно тео ло гическим учениям, го сударство служит во пло щением бо жественно го про видения и по то му го сударственная власть вечна,
незыблема и по дчинение ей естественно . Правители действуют о т имени бо га, их власть но сит бо жественный характер, а издаваемые
зако ны со о тветствуют бо жественно й справедливо сти. Уже в со хранившихся литературных и
исто рико -право вых памятниках Древнего Египта, Вавило на, Индии, Китая нашла четко е выражение тео ло гическая тео рия17.
Первоначальные религиозно-мифические
представления о божественном происхождении
государства и права характеризуются
крайне широким многообразием. Это вполне
объясняется особыми историческими условиями
существования религий и ранних государственных
образований, как Древнего Востока, так
и Древнего Запада, Месопотамии или Африки.
Только впоследствии эти воззрения были
переработаны на почве различных течений
христианства в относительно цельную
теологическую доктрину, выделились доктрины
иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма
и других18.
В теологической теории - учении
богослова Фомы Аквинского (1225- 1274), которая
в более позднее время, именовалось как
«томизм», процесс возникновения государства
и права рассматривался аналогично сотворению
Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского,
должна обосновывать необходимость возникновения
и существования государства от Бога.
В свою очередь государство обязано защищать
религию.
Освящение (монарх - помазанник
божий) государственной власти божественным
ореолом придавало такой власти и авторитет,
и безусловную обязательность неограниченной
власти монарха.
В древней Греции ученик Сократа (469-399
до н.э.), потомок знаменитого законодателя
Солона, - Аристокл, под прозвищем Платон
(427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин
школу, где учил, что источником происхождения
государства и права является божество.
Ученик Платона и воспитатель Александра
Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.)
– также является сторонником божественного
происхождения государства и права.