Основные теории возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 01:28, реферат

Описание работы

Актуальность моей работы заключается в том, что хоть и садово-парковое искусство является довольно изученным аспектом истории, но все же остаются некоторые аспекты, которые были не затронуты или малоизученны. Именно поэтому я выбрала изучение городского садово-паркового искусства, его развитие на протяжении XVIII - начале XX столетий, влияние садов и парков на жизнь городского населения в целом.

Файлы: 1 файл

Oformi.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университэт»

Кафедра общественно-гуманитарных наук

 

Реферат

«Основные теории возникновения государства»

 

 

 

 

                                                                              Подготовил

                                                                              студентка группы Л-133

                                                                             Коновалова Е.А

 

                                                                              Проверил

                                                                             Преподаватель

                                                                           Орлова И.И

 

 

 

Гомель 2014

Введение

 

Парк - обширная (обычно больше 10-15 га) озелененная территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом. Термин проник в русский язык в XVIII в. из Англии и первоначально означал естественную рощу или участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами свободных очертаний, беседками, скульптурой и т. п. В настоящее время парки рассматриваются как важнейший элемент общегородской системы озеленения и рекреации; они выполняют оздоровительные, культурно-воспитательные, эстетические, природоохранные функции.

Актуальность моей работы заключается в том, что хоть и садово-парковое искусство является довольно изученным аспектом истории, но все же остаются некоторые аспекты, которые были не затронуты или малоизученны. Именно поэтому я выбрала изучение городского садово-паркового искусства, его развитие на протяжении XVIII - начале XX столетий, влияние садов и парков на жизнь городского населения в целом.

Выбранные мною хронологические рамки не случайны - это период становления и развития садово-паркового искусства на территории Белоруссии. Это период от появления частновладельческих парков предназначенных только для хозяев дворян и их гостей (XVIII век) до строительства первых городских парков предназначенных для всего городского населения.

В своей работе я рассматриваю развитие парков таких городов как Минск, Могилев, Гомель, Несвиж, Витебск и местечек как Ружаны, Слоним, Кобрин, Свислочь и др. В каждом и перечисленных городов и местечек в изучаемый мною период имелись сада и парки, причем они могли быть не одни. Я хочу рассмотреть эволюцию паркового строительства на территории Белоруссии, проследить за изменением стилей паркостроения, выделить в них нечто общее и их различия. Кроме того я хочу показать, что парк не был только место где росли редкие деревья и высажены цветы, но и то, что парк, особенно середины XIX столетия, являлся очень популярным местом для проведения свободного времени у всех кругах городского населения. И эта особенность проявляется только в городе.

Предметом моего исследования являются городские парки Белоруссии.

Объектом моего исследования является садово-парковое строительство в белорусских городах на протяжении XVIII - начале XX столетий.

.

 

 

1. Источники и  историография

 

Для изучения данной темы я использовала литературу современных авторов, которые описывают садово-парковое искусство Белоруссии, а также краеведческую литературу описываемого мною периода (XVIII - начало XX вв.). Ниже я подробнее опишу используемую мной литературу.

В работе Л. Виноградова «Гомель. Его прошлое и настоящее», которая была написана в начале ХХ века, автор подробно рассказывает историю города с момента его возникновения до настоящего времени. Описывает экономическое развитие города Гомеля. Он приводит в пример различные показатели экономического плана. Приводит различные таблицы и схемы. Приводит описание внешнего облика города. Для своей работы я использовала описание автором городского парка князя Паскевича его внешний облик и значение его для местного населения [5].

В работе А. С. Дембоветского «Опыт описания Могилевской губернии» я использовала второй том, который был издан еще в конце XIX, автор подробно описывает города Могилевской губернии, рассказывает об их населении, внешнем облике, экономическом развитии. Особое внимание автор уделяет городу Могилеву. Приводит различные таблицы и схемы. Для свой работы я использовала описание автором города Могилева, строительство городского парка и отношение к этому событию горожан. Так же я взяла описание гомельского парка его историю и современный тогда внешний облик [26.].

В историческом очерке Н. Я. Никифоровского «Странички из недавней старины города Витебска» автор в увлекательной форме описывает город Витебск конца XIX - начала XX веков. В книге подробно рассказывается история города, описание его внешнего облика, жизнь и занятия горожан. Для своей работы я использовала описание автором садов и парков города Витебска, их значение в жизни городского населения [17].

Также я использовала географическо-статистический очерк о городе Гомеле начала XX века группы авторов: Ф. Я. Жудро, Н. А. Сербова, Д. Н. Довгялло. Здесь написана краткая история города Гомеля, его современный внешний облик, подробно описывается архетиктура города. Для своей работы я использовала описание авторами садов и парков города Гомеля, их внешний облик, и роль в жизни городского населения [25].

В монографии Антипова В. «Парки Белоруссии» в увлекательной форме автор рассказывает о становлении и развитии паркового строительства в Белоруссии, его взаимосвязи с садово-парковым искусством России, Польши и Западной Европы. Изложенный материал иллюстрирован из истории развития отдельных ансамблей и композиций парков. Описанные парки взяты под охрану государства. При характеристике древесных видов выделены наиболее ценные с дендрологической точки зрения породы, а также имеющие главенствующее композиционное значение. Для своей работы я брала описание паров городов Белоруссии, их внешний облик на момент создания и современный, описание редких видов деревьев[1].

В работе Федорука А. Т. «Садово-парковое искусство Белоруссии»изложены основные исторические этапы развития садово-паркового искусства на территории Белоруссии. Характеризуются регулярный и пейзажный парки, особенности их планировочного построения, многообразие архитектурных сооружения, водоемов и насаждений. Для своей работы я использовала описание парков городов Белоруссии в XVIII - начале XX веков[18].

В 6 томе серии «Белорусы» под названием «Общественные традиции», который посвящен исследованию проблем исторического развития различных форм общественных традиций белорусов. С позиции современной этнологической науки освещены работа сельской общины, ремесленных цехов, православных братств, земств, городского самоуправления, развитие судебной системы. Раскрываются характерные черты общественных форм провождения свободного времени, особенности христианских, календарных, профессиональных и государственных праздников. Для своей работы я взяла описание свободного времяпровождения горожан в XIX - начала XX веков. Особенное внимание уделила роли парков в свободном времени и отдыхе у горожан [4].

В книге «Общественный быт и культура городского населении Белоруссии» рассматривается общественный производительный быт и духовная культура городского населения Белоруссии начиная с XV века и до нашего времени. Особое внимание уделяется советскому периоду. Для своей работы я использовала информация о провождении свободного времени городского населения, особое внимание уделяла роль парков в жизни городского населения [6].

В монографии З. В. Шибеко «Странички жизни дореволюционного города» описывается город Минск в дореволюционное время. В Минске, сильно разрушенном в годы Великой Отечественной войны, в отличии от большинства древних городов почти не сохранилось уголков - свидетелей его многовековой истории. Авторы предприняли попытку воссоздать образ города конца XIX начала ХХ века. Основываясь на архивных документах, периодических и иных изданиях того времени, они описывают улицы здания, скверы дореволюционного Минска, рассказывают о занятиях горожан, рисуют картины городской жизни, знакомят с представителями разных классов и социальных групп. Для своей работы я использовала описание авторами внешнего облика города, рассказы об его строительстве, описание улиц, парков, скверов, их роль в жизни городского населения [22].

В работе А. Н. Кулагина «Архитектура дворцово-усадебных ансамблей Беларуси, вторая половина XVIII - начало XIX вв.» анализируется развитие дворцово-усадебной архитектуры Белоруссии периода вторая половина XVIII - начало XIX вв., сложный путь ее художественно-стилевого развития от позднего барокко к классицизму. Рассматриваются основные элементы дворцов и усадебных комплексов: архитектура дворцов и усадебных домов, их интерьеры, парки с малыми архитектурными формами, хозяйственные и служебные постройки. Для своей работы я использовала описание усадебных парков городов Белоруссии, их описание и художественно-стилевое развитие [13].

В монографии А. Атрушкевича «Дорожками старого парка» рассказывается о парке им. Луначарского в городе Гомеле. Здесь идет рассказ о истории строительства парка и о современном внешнем облике. Для своей работы я использовала описание строительства парка и его изменения на протяжении XIX столетия. [3]

Таким образом можно сделать вывод, что литература о истории садово-паркового строительства Белоруссии имеется. В ней довольно подробно описывается история и создание парков Белоруссии, но не акцентируется внимание на городских парках и на их роли в жизни городского населения.

 

2. Общая характеристика садов и парков городов и местечек Белоруссии в XVIII - начале XX вв.

 

История дворцово-паркового искусства на территории Беларуси, является неизученным аспектом многогранной истории нашей Родины. Парки во все времена являлись образцом творчества, самовыражением той или иной эпохи и их создателей. Парки были важной составляющей жизни не только самой состоятельной части тогдашнего общества - дворянства, но и простолюдинов.

Развитие садово-паркового искусства определялось в первую очередь социально-экономическими условиями и мировоззренческими взглядами, поэтому в старинных парках нашли свое отражение уклад жизни, идеи, эстетические воззрения соответствующей эпохи. На утверждение своеобразного культа природы в садово-парковом искусстве большое влияние оказали философия, публицистика, театр, наука. Усадебно-парковые ансамбли Беларуси представляли собой высокохудожественные образцы, в которых воплотились прогрессивные планировочные идеи своего времени. Следует отметить, что для Беларуси, в отличие от Западной Европы и России, характерны были парки значительно меньших размеров. Им были присущи относительно небольшие площади, более скромное декоративное убранство, интимность, несложные симметричные композиции.

С белорусскими усадьбами связаны имена таких видных исторических деятелей, представителей литературы и искусства, как Н.П. Румянцева, И.Ф. Паскевича, А.В. Суворова, Ф. Богушевича, В. Ваньковича, М. Ельского, М. Огинского, Ю. Немцевича, И. Репина и др. К сожалению, многое в садово-парковом искусстве безвозвратно утеряно. Но то, что осталось, является историческим наследием, имеющим огромное научное, практическое и воспитательное значение.

Первые попытки декоративного садоводства на территории Беларуси предпринимаются лишь с середины XVII в. (в Западной Европе - с XV в.). Это происходило потому, что тесные дворы средневековых белорусских замков, феодальных усадеб были неудобны для формирования парковых композиций. Вынужденные защищаться от постоянных иноземных набегов, междоусобной борьбы феодалы возводили неприступные крепости с огромными толстыми стенами и небольшие по площади, что не давало развитию паркового строительства. С утратой замками своего оборонного значения к середине XVIII в. Резко расширят свою географию дворцово-усадебное строительство. Оно выходит за пределы своих городов крепостей, распространяется в землевладениях магнатов и шляхты. Феодальная резиденция формируется в дворцово-парковый или усадебный комплекс с обширным набором служебных и хозяйственных построек (дворцы Огинского в Слониме, Тизенгауса в Гродно) [13., с. 3].

Возникновение первых декоративных садов (парков) происходило под влиянием идей итальянского Возрождения. Именно поэтому, эти посадки получили название «итальянских садов» (Несвиж, Мир). Со временем парковые насаждения становятся неотъемлемыми и необходимыми атрибутами практически каждой дворянской усадьбы.

До середины XVIII в. основным стилистическим направлением в садово-парковом искусстве было барокко. Его эпоха связана с созданием ансамблей, в которых архитектура, живопись, скульптура, музыка, садово-парковое искусство и прикладное искусство были отмечены печатью торжественности и импозантности. Парки итальянского типа создавались в тех случаях, где местность имела пересеченный рельеф. В «итальянских» парках на основе регулярно-осевой системы предусматривалось оформление передов рельефа местности в виде террас, пандусов, гротов, лестниц. В большинстве случаев в таких парках рельеф обыгрывался 3 - 4 террасами. У их основания, как правило, устраивался водоем.

Одновременно с «итальянскими садами», развиваются «французские» парки - парки регулярного типа. Для них были характерны четкость форм, ясность и уравновешенность композиций, господство прямых линий, геометрическая правильность и строгость пропорций, благородная простота.

Основной особенностью классического стиля явилось использование многоосевых структур, связанных рядом композиционных узлов в однородное законченное единство. Парки могли быть симметрично-осевыми, многоосевыми, многоэлементными. Композиционно их составные части характеризовались четкостью пропорций, регулярным ритмом расположения. Каждый участок отличался безукоризненной точностью линий и тщательной обдумательностью деталей. Парковым ансамблям этого периода было присуще стремление к парадности, раскрытию основных видов на дворец.

На живописных равнинах Белоруссии, являющихся прекрасной ландшафтной основой, был создан ряд парков регулярного характера - в Слониме, Поставах, Ружанах, Рогачеве и других городах и местечках. Белорусские регулярные парки, как правило, были небольшими по размерам, умеренно декоративные, с явно выраженными чертами хозяйственного назначения. Они органически сливались с окружающими ландшафтами, а определяющей композиционной особенностью являлись дальние перспективы. Парки имели преимущественно симметрично-осевое построение, вытянутую вдоль планировочной оси прямоугольную форму. Иногда создавались на террасах. Центральная аллея обычно совпадала с композиционной осью всего усадебного комплекса. Основными паркообразующими элементами были боскеты и аллеи, обычно формируемые из липы и граба. В боскетах находились площадки для игр и танцев, «театр», манеж или лабиринт. Лабиринты в парках того времени были очень популярны. Все это позволяло создавать единый комплекс, включавший архитектурные элементы и окружающую их среду [18, с. 17-18].

Информация о работе Основные теории возникновения государства