Основные теории возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 01:28, реферат

Описание работы

Актуальность моей работы заключается в том, что хоть и садово-парковое искусство является довольно изученным аспектом истории, но все же остаются некоторые аспекты, которые были не затронуты или малоизученны. Именно поэтому я выбрала изучение городского садово-паркового искусства, его развитие на протяжении XVIII - начале XX столетий, влияние садов и парков на жизнь городского населения в целом.

Файлы: 1 файл

Oformi.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Композиция зеленых насаждений как бы продолжала внутреннее пространство дворца, его парадный интерьер. Деревья и кустарники обрабатывались шаровидно, кубовидно и пирамидально, превращаясь в правильные объемные элементы, равноценные архитектуре сооружений.

Большой интерес представляет парк в Ружанах. Он имел радиально-кольцевую планировку аллей, берущих начало у дворца, перспективу которых по внешнему периметру замыкали отдельные павильоны.

Создание подобных парков требовало огромных финансовых затрат на строительство и последующий уход. Поэтому заложить парк регулярного типа мог позволить себе лишь очень состоятельный человек. Часто для создания паркового окружения магнаты приглашали французских мастеров паркостроения. Так, для разбивки парка при дворце Тизенгауза в Гродно был приглашен ботаник из Лиона Жан Эммануил Жильбер. В мелкопоместных усадьбах подобные парки отличались особой простотой, так как устраивались в первую очередь с хозяйственной целью. Одной из основных черт белорусских парков было то, что они формировались на фоне величественных природных панорамах, которые открывались из специально предусмотренных видовых точек дворцового окружения. Регулярный стиль господствовал в усадебном паркостроении вплоть до 80-х годов XVIII в.[18, с. 20].

В пример можно привести старый парк регулярного типа в Витебске, который принадлежал Слебсу. Парк несколькими ступенями спускался к пойме реки витьба, на нижней террасе находились два пруда, они существовали до того времени, когда на месте парка был устроен ботанический сад [1, c.7].

К числу старейших в Белоруссии относится парк им. А. В. Суворова в Кобрине. Имение знаменитому полководцу было пожаловано Екатериной II в 1795 году. Современный парк занимает ровную территорию, имеет симметрично-осевое построение характерное для регулярных парков Белоруссии XVIII в., вытянут вдоль оси в виде прямоугольника. Основная композиционная ось ориентирована направлении север - юг. С северной стороны в парк ведет широкая липовая аллея, заложенная после 1905 г. На месте предней из тополя черного пирамидального. Ее продолжением является центральная парковая аллея. Усадебный одноэтажный дом располагался на основной оси за парадным партером в глубине парка. По распоряжению А. В. Суворова служебные постройки выносятся за пределы парка, а недалеко от дома сооружается небольшая часовня. Вдоль композиционной оси вытянут небольшой прямоугольной формы пруд. Две аллеи, расположенные симметрично центральной, и поперечные образуют в парке систему прямоугольных боскетов. В регулярном парке они являлись основными объемно-пространственными композиционными элементами, формируемыми из деревьев и кустарников и предназначенными для отдыха, спортивных игр. Нередко они служили местом выращивания цветов, плодов и ягод. В парке прослеживается 16 боскетов различных размеров. В их обсадке использованы деревья различных возрастов [18, с. 41- 43].

В общем можно сказать, что белорусские парки во французском стиле периода Речи Посполитой к настоящему времени практически не сохранились или же сохранились отдельные полуразрушенные фрагменты. Полостью исчезли созданные в Слониме отлично устроенные сады и парки. Красивыми садами был окружен господский дом в местечке Яново (Брестская область) - родовое имение Шуйских. В местечке Свислочь можно видеть остатки обширных садов и роскошного дворца. Там сохранились следы больших террас с незначительными перепадами, завершающихся водоемом, а также боковая аллея. Позднее около парка был высажен ряд экзотов: пихты бальзамической и сибирской, псевдосуга серая и сизая. Лиственница американская , европейская, сибирская и др.[1. с. 13 -15].

В последней четверти XVIII в. на смену регулярным паркам приходят пейзажные («английские сады»). Утверждению парка нового пейзажного типа способствовал проявившийся в этот период обостренный интерес общества к природе родного края. Паркостроение шло параллельно с искусством живописи, в произведениях которой все чаще высказывался восторг к свободным самопроявлениям нетронутой природы. Также на утверждение своеобразного культа природы в садово-парковом искусстве большое влияние оказали также философия, литература, публицистика, театр, наука. Их средствами отвергалось подчинение природы абстрактной геометрической схеме и проповедовалось раскрытие неиссякаемых возможностей пейзажа в живописной многообразии его проявления. В Белоруссии появляются паркостроители, обучавшиеся содово-парковому искусству в Лондоне (Миклер, Дионизи).

В общих чертах композиция парка пейзажного типа планировки основывалась на реализации 6 основных принципов, определяющих: 1 - построение паркового интерьера; 2 - элемент регулярности в парадной части ансамбля; 3 - взаимосвязь с окрестным ландшафтом; 4 - подбор и использование дендросостава; 5 - устройство водоема; 6 - распространение архитектурных сооружений в парковой среде [13, с. 112].

Дворцово-парковая архитектура этого периода отличается величественной простатой. Внешней импозантности придворного искусства прошлого было противопоставлено благородство образов, строгость рисунка, уравновешенность и четкость композиции. Для пейзажных парков Беларуси были характерны свободная динамичная живописная композиция, раскрытие безграничного природного ландшафта. Первоосновой пейзажных парков являлся рельеф, определяющий их объемно-пространственную структуру. Они закладывались на самых живописных территориях - с лесными массивами, ледниковыми формами рельефа, холмах. Особенно велика была роль дальней перспективы в парках, расположенных на высоких речных террасах (Гомель, Хальч, Славгород и др.).

Композиция парка строилась на свободной трассировке аллей и дорожек в их естественном целесообразном устройстве. В зависимости от размеров пейзажные парки подвергались разнообразному функциональному зонированию. В них создаются парадный партер, прогулочные маршруты, водоемы, вольтеры и пр. В парках этого периода широко использовалась чугунная, так называемая вечная, мебель. Стулья, скамейки, столики при помощи небольших колес сравнительно легко передвигались. В их орнаменты вводились стилизованные формы растений, чем достигалось соответствие архитектурных изделий парковой среде.

С учетом новых канонов в Белоруссии видоизменялись старые, регулярные, и создавались новые парки. На месте боскетов формировались древесные группы и лужайки свободных очертаний, вместо прямолинейных аллей пришла извилистая дорожно-тропиночная сеть с видами на парковые пейзажи. Бывало и так, что парк регулярного стиля оставался без изменения, а рядом формировался новый на основе пейзажной организации [18, c. 34 - 35].

В парковых композициях пейзажного типа большое внимание уделялось различным водоемам. Нередко водоемы располагались симметрично перед партером, фиксируя въезд в усадьбу, или служили естественной границей парка. Водотоки с уклоном имели не только чисто композиционное значение несмолкаемые говор воды придавал парковым пейзажам особую привлекательность в разное время года. Также местные мастера добились больших успехов в создании искусственных водоемов. В отличие от водоемов регулярных парков правильной геометрической формы, с исключительной прямолинейностью и четкостью береговых линий, в пейзажных парках они имели естественное, свободное очертание. На некоторых водоемах создаются искусственные острова с беседками и арочными мостами. Водоемы определяли построение парковых пейзажей. [18, c. 37 - 39].

В садово-парковом искусстве этого периода воплотились лучшие черты романтизма. Отрицая неизменность канонической системы классицизма романтизм провозгласил творческую свободу художника. В соответствии с романтическим восприятием природы микромир парка был направлен на раскрытие настроения, душевного состояния человека, его тончайшего психологизма. Уединение в садах не средством к философскому углублению в суть природы, а прекрасным само по себе. Смена настроений достигалась разными приемами: чередование веселых солнечных полян с темными рощами и массивам; введение в композиции руин, памятников, камней с эпитафиями, этнографических сооружений на мотивы сельской жизни, подбору деревьев с темными листьями и др.

В каждом парке большое внимание уделялось архитектурно-декоративному оформлению (павильоны, башни, беседки, перголы и др.) Они акцентировали композиционно важные зоны пейзажа, подчеркивали их особенности.

Особенности композиции парка подчеркивали древесные насаждения в виде солитеров, групп, массивов, аллей и др. Благодаря «росписи растениям, произрастающим в окрестностях г. Гродно…», составленной И. Жилибером известно о произрастании в Белоруссии уже во второй половине XVIII в. Многих экзотических древесных растений - сирени обыкновенной, кизила, конского каштана, робинии лжеакации, ореха грецкого, бука лесного, тиса ягодного и др.

Так же для украшения парков их владельцы высаживали сорта экзотических деревьев, которые в наших широтах не произрастали. Такие деревья могли привозить из самых разных мест. Приведу примеры таких деревьев. Дерево гинкго. Гинкго в переводе значит «серебряный абрикос», это давно известное в Китае растение, эндемик. Оно также с давних пор известно в Японии и Корее. В настоящее время культивируется в большинстве ботанических садов и парков субтропической Европы и Северной Америки. Можжевельник виргинский: произрастает в Северной Америке. Граб обыкновенный: произрастает в Малой Азии, Европе Кавказе, теплолюбив, теневынослив. Зимостойкость не высокая. Яблоня Недзвецкого найдена в Средней Азии. Бархат амурский: Встречается на Дальнем Востоке в лесах Маньчжурии, Хабаровского края, Приамурья и Приморья, Китая, Кореи, на Тайване, Сахалине, Курильских островах и в Японии. Как видно владельцы парков не жалели средств для своих парков и привозили деревья из самых разных уголков света. Для наиболее теплолюбивых растений они строили оранжереи, зимой они обогревались.веке Минск был одним из самых зеленых городов Северо - Западного края. Окраины его утопали в садах. Здесь появились первые парки предназначенные для отдыха всех горожан и гостей города. Поэтому я считаю, что описание парков Минска очень важно.

Городской парк или Губернаторский сад стоял в ряду крупнейших городских парков Белоруссии. Его площадь составляла почти 18 гектаров (сейчас 28). Парк расположен в центральной части города на берегу р. Свислочь. Заложен в 1800 г. губернатором Захаром Э. Корнеевым. В честь него стал называться Губернаторским садом. Рядом с посаженным им первым деревом был установлен конусообразный обелиск. В 1805 г. парк был открыт для посещения. Это был первые в Белоруссии парк для публичного посещения. Парк пейзажного типа, создавался с преобладанием мотивов романтизма. Парк занял неширокую пойму реки и часть живописно пересеченной речной террасы с пологим склоном. В основу планировки положены три аллеи, сетью боковых дорожек аллеи увязывались с павильонами и беседками. В парке также были устроены купальня, грот, каналы с мостиками, цветники. Здесь растут в основном местные породы деревьев: береза, ель, рябина, плакучая ива и др. Сохранились в парке декоративные группы столетних лип и кленов, сосны Веймутова, уникальные экземпляры кедров. Свислочь делит парк на две террасы. Нижнюю часть украшают искусственный ручей и декоративные водоемы. Вдоль аллей располагались скамейки. При входе в парк были высечены слова на латыни "После работы - отдых". В Броневским, посетившим Минск в 1810 году, парк оценивался как один из лучших известных ему образцов садового искусства того времени [24].

В начале XIX века в Минске появилось первое большое спортивное сооружение - велотрек в Губернаторском саду. Он превратился в одно из самых популярных мест отдыха минчан. Прямо здесь можно было взять напрокат велосипед, развлечься в выходные дни на танцах в стоящем рядом павильон - клубе. Члены общества любителей спорта обучали на велотреке детей гимнастике. В 1970 -е годы велотрек снесли, на его месте построили крытый каток. Сейчас ни одного велотрека в республике нет.

сентября 1891 года в Губернаторском саду состоялся полет аэронавта Дравницкого на воздушном шаре и спуск на парашюте собственного изготовления.

Степановский сад своим названием сквер обязан мещанину Степанову, жившему в Минске в конце XIX века. На своей земле он высадил чудесный сад, который позже был выкуплен городом. В саду росло много цветов, красиво высаженных на клумбах. Здесь были яблони, груши, липы, источавшие по весне тонкий аромат. Некоторые из этих деревьев дожили и до наших дней. Дорожки в нем были посыпаны красной кирпичной крошкой. Было очень красиво. Это был райский уголок [24].

В начале XIX столетия территория нынешнего Центрального сквера была пустырем. После расчистки в 1836 году пустырь превратился в площадь Присутственных мест. Позже тут был заложен бульвар, преобразованный в 1870 году в Александровский сквер. Со временем его благоустроили, обнесли забором, по центру проложили пешеходную дорожку к архиерейскому подворью.

Вот что писала в 1910 году газета «Минское слово» об Александровском сквере. «Сюда-то и спешат господа-чиновника, отбывшие положенное время в душной, нередко пропитанной табачным дымом, канцелярии за перепиской скучных бумаг или подведением итогов, ученики, несколько часов просидевшие на уроке или экзамене: всех их тянет сюда, подальше от казенщины, на свежий воздух, в иную оьстановку. И этот сквер - самый благоустроенный. Здесь... разбиты новенькие клумбы, исправлены дорожки, поставлено несколько новых скамеек» [22, c.135].

В 1874 году в Минске, в одном из главных городов Северо-Западного края, был пущен водопровод с чистой артезианской водой. Памятником этому событию стал фонтан со скульптурой «Мальчик и лебедь» в бывшем Александровском сквере. В 1890 в сквере построено здание Минского городского театра (теперь театр им. Янки Купалы). [24]

Развитие капиталистических отношений определило особенности архитектуры и садово-паркового искусства Белоруссии во второй половине XIX - начале XX в. В это время строились новые типы зданий, вокзалы, медицинские и учебные заведения, многоквартирные жилые, вызванные капиталистическими условиями развития. Строительство как городских, так и загородных дворцов заметно сократилось [21, с. 105-106].

Информация о работе Основные теории возникновения государства