Основные теории возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 01:28, реферат

Описание работы

Актуальность моей работы заключается в том, что хоть и садово-парковое искусство является довольно изученным аспектом истории, но все же остаются некоторые аспекты, которые были не затронуты или малоизученны. Именно поэтому я выбрала изучение городского садово-паркового искусства, его развитие на протяжении XVIII - начале XX столетий, влияние садов и парков на жизнь городского населения в целом.

Файлы: 1 файл

Oformi.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

На высокой круглой площадке у входа во дворец были выставлены на лафетах орудия, подаренные князю Паскевичу Николаем I. Здесь же росли два развесистых дерева конского каштана - любимое место отдыха графа Румянцева. Вот как описано это место в «Опыте описания Могилевской губернии»: « С правой стороны дворца стояла больших размеров бронзовая статуя изображавшая последнего польского короля Станислава Понятовского верхом на лошади, статуя эта по заказу поляков для Варшавы, была сделана датским художником Торвальдсеном, но после взятия Варшавы Императором Николаем Павловичем фельдмаршелу князю Паскевичу. По обеим сторонам статуи на каменных пьедесталах стоят подаренные императором две пушки взятые во время похода в Турцию в 1829 г. [26, с. 40-41].

В Паскевичский период в развитии ансамбля сказались идеи романтизма. Они нашли выражение не только в строительстве дворцовой башни в форме неоренессанса, но и в увлечении историческим материалом, экзотикой, символикой. Оформление партера и башни велось с учетом исторических событий, связанных с деятельностью владельца и отражающих его заслуги.

Дворцовый ансамбль, занимая очень удобное положение на высокой террасе, доминировал в пейзажах. Древесные группы подчеркивали перспективы на дворец с открытых полян, видовых площадок. Это придавало необыкновенную монолитность ансамблю, усиливало его художественную выразительность и совершенство. Особенности рельефа позволили сформировать ландшафтные участки с учетом светотеневых контрастов, а прогулочные маршруты организованы с большим разнообразием перспектив [18, с. 153-154].

Во второй половине XIX и в начале XX в., как уже отмечалось, ведутся большие работы по формированию парка за оврагом Гомеюк на месте плодового сада, где в историческом прошлом размещался городской посад. В 1889 г. отсюда в Добруш перевозится сахарный завод. Труба завода высотой до 40 м переоборудуется в башню обзора. В парковый ландшафт включается оранжерея, устроенная по типу зимнего сада. В этот период в парке работали местные садовники И. П. Купст, Ф. И. Суркевич, Я. Я. Бренгульс, дважды в год их инспектировал главный садовник. Его обязанности первоначально исполнял Пирло, а позднее Г. И. Кауфальт, директор Рижских городских садов (Будыка, 1973). Парк за оврагом формируется в виде огромного древесного массива с сетью прогулочных аллей и дорожек. Он служит зоной отдыха и уединения и в какой-то степени противопоставлен дворцовой части, организованной с подчеркнутым блеском и великолепием. Основная часть прогулочного маршрута проходит по гребню террасы. С видовых точек открываются живописные панорамы на Сож, на спокойные заречные дали. Уединенной видовой площадкой около паркового партера служил мыс с ' юго-восточными перспективами, декорированный редчайшими экзотами, завезенными из Парижа (дуб черешчатый гребенчатый, липа Каролинская и американская).

Вот описание гомельского парка А. Виноградова сделанное в начале ХХ века: «Великолепный парк князя Паскевича, одна из примечательностей города с весны по четвергам и воскресениям 5 - 9 часов, с платою за вход по 12 копеек в пользу пожарного общества (оркестр которого гуляет во время гуляний.

Приезжие могут осматривать его ежедневно 9 - 12 часов в сопровождении одного из привратников. Парк пересекается оврагом Гомеюком, через который перекинут, выше вековых деревьев длинный, как бы ажурный, мост, желающее могут спуститься вниз, где так же есть красивые мосты павильоны, беседки и др. В парке имеется чудная оранжерея, гроты, цветники, фонтан, некоторые аллеи уставлены тропическими деревьями и мраморными статуями. Везде электрическое освещение» [5, с. 40 - 41].

Сейчас в парке произрастает более 100 видов и садовых форм. Со стороны реки Сож парк практически не имеет границ, и визуально кажется, что река и пойма являются его составной частью. Ивовые насаждения хорошо закрепляют и декорируют берег реки. Фон образует ива белая. Единично растут ива гибридная, шелюга красная, тополь китайский и канадский. По крутому склону террасы против дворца лестница ведет к набережной, обсаженной липами. Край террасы закреплен подпорной каменной стенкой. Живописная южная перспектива в сторону набережной, на петляющую внизу дорогу, нижний каменный мостик и лебединое озеро открывалась с веранды башни над большим гротом [18, с. 153-154].

Гомельский дворцово-парковый ансамбль сохранился в своих прежних границах, хотя претерпел заметные композиционные изменения. Вместе с исторической частью города он является единственным в Белоруссии цельным ансамблем и наиболее замечательным памятником эпохи русского классицизма, что налагает особую ответственность при его сохранений и эксплуатации. Дворцово-парковый ансамбль - место возникновения и развития древнего города, по-прежнему остается главным звеном его современного архитектурного образа.

Таким образом, можно сказать, что Гомельский дворцово-парковый ансамбль является одним из ярких образцов паркового строения в XIX столетии на территории Белоруссии. Строительство парка началось после того, как город Гомель перешел во владения князя П. А. Румянцева в 1775 году, и продолжилось князьями Паскевичами вплоть до начала XX в. Строительство парка проходило в несколько этапов. В парке высажено большое количество редких и экзотических деревьев. С конца XIX - начала XX вв. парк был открыт для посещения всеми горожанами.

 

4. Роль парков  и садов в жизни горожан белорусских губерен в XIX - начале XX вв.

 

Парки во все времена и во всех странах являлись образцом творчества, самовыражением той или иной эпохи и их создателей. Зачастую парки были важной составляющей жизни не только самой состоятельной части тогдашнего общества - дворянства, но и простолюдинов. При посещении парков у людей вырабатывалось чувство эстетической, экологической культуры, парки также были местом проведения активного отдыха.

Под свободным временем следует понимать свободное от работы время предназначенное для физического и интеллектуального развития и отдыха человека [4, c. 226].

До XIX века все парки городов Белоруссии были частновладельческими. Ими могли пользоваться только хозяева усадеб, где располагались парки, т. е. дворяне. Начиная с XIX века в наиболее крупных городах Белоруссии начинают строить общественные парки, предназначенные для всех слоев горожан и гостей города. Именно с этого времени и возрастает роль парков в жизни всего городского населения.

Парк особенно в конце весны и летом становится наиболее популярным местом для проведения свободного времени. Горожане не спеша, прогуливались по аллеям парков, обсаженными вдоль деревьями создающими прохладную тень. Во всех садах и парках во время церковных и государственных праздников проходили массовые гулянья. Программы гуляний были самыми разнообразными. Играл военный оркестр, граммофоны, перед публикой выступали куплетисты, рассказчики, хоры народной песни. По высокоторжественным праздникам (день рождения императора, его жены и детей) в парках устраивались фейерверки [6, c. 140 - 141].

Следует помнить, что все таки большинство городских парков являлось частной собственностью и посещать их могли только с разрешения хозяина парка. Такие парки назывались «садами».

Часть частновладельческих садов и парков открываются для посетителей. Такие парки функционировали в качестве публичных, их сдавали в коммерческую аренду городским обществам, разного рода частным лицам, которые заново благоустраивали парки, под клубы, заведения эстрадно-театрального типа, кафе, зеленые кинотеатры. Для развлечений и народных гуляний. Как видно функции открытых парков были довольно разнообразными.

В крупных городах престижным местом прогулки привилегированной части горожан в начале XIX века были старые скверы. Например в Минске это был сквер на Соборной площади (в конце века это место станет популярным у рабочего слоя населения), в Гродно это был городской сад. В Бресте любимым местом отдыха у горожан была набережная реки Буг. С конца XIX века популярной формой развлечения молодежи обычных горожан становится прогулки компаниями в городских парках [6, c. 140 - 141].

Уже с середины XIX века популярным отдыхом стали маевки - выезд на природу за город в окрестные леса и загородные сады.

Одну из прогулок по Минску описывает П. И. Шпилевский в своем «Путешествии по Полесью и Белорусскому краю»: «Между старым театром и ратушей размещается небольшой бульвар, ограниченный в два ряда вековыми пирамидальными тополями, которые создают даволи темную аллею. Минчане посещают бульвар чаще всего летом, когда рядом с ратушей играет городская музыка. В это время обе аллеи, круглая и поперечная наполняются самым лучшим кругом горожан и горожанок, одетых не хуже петербургских модниц». Как видно из этого отрывка для прогулки в парках горожане одевались в свои самые лучшие наряды, чтобы показать себя во всей красе. В итоге национально-религиозной сегрегации евреям сквер на Соборной площади разрешалось посещать только по субботам [6, c. 140 - 141].

Кроме Соборного сквера в Минске популярными местами были отдыха у горожан были Губернаторский сад и Александровский сквер. В Губернаторский сад вход не ограничивался, вечером там играла музыка. Вот что писала в 1910 году газета «Минское слово» об Александровском сквере. «Сюда-то и спешат господа-чиновника, отбывшие положенное время в душной, нередко пропитанной табачным дымом, канцелярии за перепиской скучных бумаг или подведением итогов, ученики, несколько часов просидевшие на уроке или экзамене: всех их тянет сюда, подальше от казенщины, на свежий воздух, в иную обстановку. И этот сквер - самый благоустроенный. Здесь... разбиты новенькие клумбы, исправлены дорожки, поставлено несколько новых скамеек» [22, c. 135].

В Могилеве в начале 70-х гг. XIX века был разбит городской парк. Этого события ждали все. Парк обещал в будущем стать превосходным местом для народных гуляний. Именно с этой целью и разбили парк на берегу реки Днепр [26, c. 12-13].

Гомельский парк князя Паскевича хоть и был частновладельческим парком, но его могли посещать и обычные горожане. Парк был открыт всем с мая по сентябрь. Посещение было по четвергам и воскресениям 5 - 9 часов, с платою за вход по 12 копеек в пользу пожарного общества, оркестр которого гуляет во время гуляний. Приезжие могли осматривать его ежедневно 9 - 12 часов в сопровождении одного из привратников [5, c. 56].

Сады Витебска открывались для публики за определенную плату или во время гуляний там проводился доброхотный сбор на покрытие расходов. Все сады там составляли частную собственность. В воспоминаемое время все эти сады приводились к общественной жизни тогда, когда наезжий изредка местный предприниматель хотел «казах дива» - акробатические, атлетические, эквилибристические, пиротехнические со спуском, например, шара. Или когда заезжая оркестровая да вокальная труппа предлагала концерт. Тогда сад, в котором уже торчали сторожевые шалаши арендатора, наскоро принаряжался: подчищались запущенные дорожки, создавались новые, ставились лавочки и скамьи, воздвигались, эстрады и декоративные приспособления - и сад готов к услугам публики. Если вход объявлялся бесплатным, то антрепренеры или подручные служки их с тарелочками, подносиками, а то и просто с шапками в руках по нескольку раз обходили гостей, иногда с безмолвным, чаще с бесцеремонным приглашением к денежной жертве, и пока это происходило, «диво» оттягивалось, шумел буфет.

При бесплатном входе гости сада бывали более многочисленными, хотя и более разночинными, а окупался ли расход предпринимателей, получавших на тарелочку от одной до пяти копеек с персоны,- ответить трудно, хотя и можно свидетельствовать, что сеансы одного и того же предпринимателя почти не повторялись,; особенно когда недостаточно обставленный буфет «проторговывался», т. е. имел плохую выручку. Но тут подоспевало и следующее: многочисленная, разночинная публика начинала хозяйничать в саду, что при арендном его положении доставляло арендаторам немало хлопот по найму на сей раз большого числа сторожей, заставляло считаться с отдельными гостями путем сношения с полицией, а на каждого гостя смотреть, как на возможного посягателя на фрукты и ягоды, при платном входе, быть может, и довольно высоком, в сад прибывала отборная публика, разумеется, сторонившаяся от поводов к подобного рода столкновениям: такой именно благоустроенностью отличались сады, где хозяйничал известный в то время неутомимый садоустроитель Иван Петрович, «просадивший» на сем свое состояние [17, с. 52 - 55].

Таким образом на протяжении XIX - начала XX вв. заметно возрастает роль садов и парков для всего городского населения. Особенно эта тенденция заметна с середины XIX - начале XX вв. у городского населения появляется больше свободного времени и мест где они могут его провести. И одним из таких мест становятся как раз городские парки. Открытыми для публики становятся частновладельческие парки и сады, чего раньше не было. Вход туда мог быть как платным так и бесплатны, это зависело от желания хозяев парка. Парки становятся центрами народных гуляний во время церковных и государственных праздников.

 

Заключение

 

После описания садово-паркового строительства в городах Белоруссии на протяжении XVIII -начала XX вв. можно сделать следующие выводы.

XVIII - XIX века были временем появления и роста парков и садов в городах Белоруссии. Можно выделить несколько периодов развития паркового строительства на территории Белоруссии. 1. Первая половина XVIII века - период становления паркового строительства. 2.Вторая половина XVIII - первая половина XIX вв. - период расцвета паркового строительства дворянами и богатыми чиновниками. 3. Вторая половина XIX - начало XIX вв. - период спада частновладельческого садово-паркового строительства. Увеличение числа общественных парков.

На протяжении этого периода меняются стили строительства парков: сначала были парки стиля барокко, затем появляются парки регулярного типа (французские сады), после идет пейзажный стиль паркового строительства. Белорусские парки во французском стиле периода Речи Посполитой к настоящему времени практически не сохранились или же сохранились отдельные полуразрушенные фрагменты. Большинство парков пейзажного стиля сохранилось и по сей день, они являются до сих пор приятным местом времяпрепровождения.

Кроме внешнего вида изменилась и публика парков, если раньше в XVIII веке парки были только частновладельческими, и их могли посещать только их владельцы. То уже в XIX - начале XX века парки специально строятся для всех горожан и гостей городов и частично открываются частновладельческие парки для публики. С конца XIX - начала XX возрастает улитарное значение парков, увеличивается количество «экономических садов».

Одним из ярких образцов паркового строения в XIX столетии на территории Белоруссии можно назвать Гомельский дворцово-парковый ансамбль. Строительство которого началось после того, как город Гомель перешел во владения князя П. А. Румянцева в 1775 году, и продолжилось князьями Паскевичами вплоть до начала XX в. Парк построен в пейзажном стиле. Строительство парка проходило в несколько этапов. В парке высажено большое количество редких и экзотических деревьев. С конца XIX - начала XX вв. парк был открыт для посещения всеми горожанами и гостями города. Гомельский дворцово-парковый ансамбль сохранился в своих прежних границах, хотя претерпел заметные композиционные изменения. Вместе с исторической частью города он является единственным в Белоруссии цельным ансамблем и наиболее замечательным памятником эпохи русского классицизма.

Информация о работе Основные теории возникновения государства