Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 01:28, реферат
Актуальность моей работы заключается в том, что хоть и садово-парковое искусство является довольно изученным аспектом истории, но все же остаются некоторые аспекты, которые были не затронуты или малоизученны. Именно поэтому я выбрала изучение городского садово-паркового искусства, его развитие на протяжении XVIII - начале XX столетий, влияние садов и парков на жизнь городского населения в целом.
Упадок архитектурной школы эпохи классицизма, наступивших в Белоруссии в 40-е гг. XIX в., способствовали становлению эклектического направления в зодчестве, сочетающего мотивы и формы разных стилей. Композиционным центром парков становятся усадебные дома сложной, объемной композиции. Чаще всего здания были ассиметричными.
В пример можно привести парк в Пружанах, заложенный во второй половине XIX в. В графском имении по проекту архитектора Ланци. Занимает ровную, плоскую территорию площадью более 8 га. Паркне имеет четкой выраженной планировочной оси. Элемент асимметрии в организацию парадной части вносит въездная аллея, смещенная к краю парадного партера. Центром композиции является каменный усадебный дом асимметричной, усложненной конфигурации. Парадный партер не имел выраженного традиционного круга[18, с. 183-184].
Также одним из примеров пейзажных парков периода эклектики можно назвать парк в Несвиже, принадлежавший магнатам Радзивиллам. Несвижский парк - это, по сути пять различных по своему художественному облику и настроению парковых композиций общей площадью в 100 гектаров (включая и пруды), которые не имели оград и визуально продолжались за своими пределами, образуя единый организм - ансамбль зелени и воды.
Первым деревом парка был тополь канадский, высаженный на совершенно открытой местности в начале XIX столетия, о чем гласит высеченная на валуне надпись. Здесь на правом берегу пруда Дикий, за северным валом замка в 1878 г. был разбит парк Озерина. Парк на площади 16 га формировался в пейзажном стиле, но его композиции включали много аллей - кленовую, липовую, грабовую. От главного входа к памятному закладному камню ведет аллея из конского каштана. Надпись на валуне гласит: «Аллеи парка посажены Марией де Кастеллан, княгиней Радзивилл саженцами из семян, привезенных из питомника Берлинского дворца князей Радзивиллов».
Основная масса деревьев в парке была посажена в конце XIX в. Дальнейшая отработка пейзажей велась до 20-х гг. XX в. И хотя время романтизма ушло, строительство парка проходило под влиянием романтических идей. Парк Озерина (или Старый парк) формировался на месте рыночной площади, северо-восточнее замка, за широкой кленовой аллеей. Вход в него фиксировался двумя парами пилонов с железными воротами и маленьким домиком садовника. В основу композиции старого парка положены три перспективы из дворца. В соответствии с перспективами расположены две аллеи, которые соединены поперечными и образуют кольцевой прогулочный маршрут. Ответвление от широкой липовой аллеи служило дорогой в хозяйственную зону и плодовый сад. Выставочная поляна имела декоративный пруд и колодец. В разнообразных по форме небольших павильонах проводились сезонные выставки цветов, овощей и фруктов. Утрачен мостик-качалка, который был переброшен от причала через пруд и служил для отдыхающих забавой (с него падали в воду) [18, с. 205-206].
Новый или Марысин парк, самый большой - 22га. Он занимает левобережье пруда Дикий и в плане имеет прямоугольную форму. Создание парка связано с легендами о трагической судьбе княжны Марии, что нашло отражение в определенных парковых символах. Так появляется название источника «Слезы Марии», скульптурная группа из бронзы, изображающая Георгия Победоносца, копьем разящего змея, из раны которого бежала вода, эпитафии и надписи на камнях. За Лебяжьим лугом в наиболее пониженной, глухой части парка формируется круглый пруд с островом любви. На восточной окраине парк замыкается небольшим массивом русского леса с преобладание березы.
Продолжение Марысиного парка вдоль пруда замковый являлся ипподром площадью 10 га (назывался Английским парком), оформленный в шахматном порядке одиночными или в группе по три елями. Тут размещались конюшни и беговые площадки. Здесь некогда размещалась беседка в виде седла и небольшой водоем.
На месте поляны плинтовки в 1913 - 1914 гг. закладывается Японский сад (7 га). На его месте сейчас сохранились одиночные деревья ивы белой. Крайним северо-восточным композиционным элементом парка являлась попова горка с часовней, обнесенная рвом и валом. Она соединялась со старым парком аллеей с преобладанием конского каштана и липы.
Самым большим разнообразием экзотических растений отличался замковый парк, или парк Антония. Он сравнительно автономен, объединяет изолированные участки в виде парадного двора, небольших замковых двориков, валов с бывшими бастионами, по которым проходит самый интересный маршрут и расположены видовые точки. Основным структурным элементом Замкового парка является просторный и светлый парадный двор [18, с. 207-209].
В Витебске имелось много парков, но они все были частновладельческими и открывались для публики только с разрешения владельца. Можно назвать такие парки как Кракелевский, Боруновский, Брозинский, Веребьевский и Пржесмушский. К садам приходится присоединить еще и Тринитарский, хотя как видно будет из последующего, он имел характер общественного, ныне более не встречаемый, и скорее походил на одну из городских площадей [17, с. 52].
Лучшим по расположению и вместимости считался сад купца Кракеля - известного в 50-х годах собственника богатейшего магазина с золотыми, серебряными и галантерейными предметами помещавшегося в доме Минца К сожалению, благодаря семейным невзгодам и в особенности неудавшемуся поручительству, из-за которых потеряно было состояние и громкое имя, злополучный Эдуард Францевич с 1862 г. заболел манией величия и в фантастическом костюме, увешанный картонными орденами да бумажными орденскими лентами, до холеры 1866 г. вел страдальческую уличную жизнь, так памятную тогдашним витеблянам. В это время Кракелевский сад почти запустел, предался забвению я только видимый с дорог - Цареградской и Слободской - напоминал о красном времяпрепровождении в нем, как и о самом несчастном владельце его. Правда, еще летом 1864 года делалась попытка воскресить сад, приспособить его для общественных надобностей; но после нескольких гуляний, кстати, устраиваемых с благотворительными целями, Кракелевский сад снова очутился в запустении, с которым он и перешел в новые руки, далеко не преследовавшие увеселительных надобностей: на месте цветочных грядок и клумб Эдуарда Францевича протянулись грядки капусты, на садовых лужайках - картофельные и овощные насаждения, публикой же сада стали рабочие, караульщики да мелкие перекупщики овощей, ягод и фруктов [17, с. 53 - 54].
Кроме перечисленных садов, были еще и чисто загородные общественные сады, где горожане могли коротать досуг, развлечься от будничной жизни.
Похвалиться общим количеством зелени может и Гомель, кроме огромного чудного парка княгини Паскевич в городе было 4 общественных сада: «Бульвар», «Сквер», «Гоголевский сад» и «Максимовский» парк. Также имелся городской сад. В нем было очень много зелени, деревья густо разрослись и дают много тени. Это по преимуществу был детский сад [25, с. 295-300].
С конца XIX - начала XX возрастает улитарное значение парков, увеличивается количество «экономических садов», как правило фруктовых. В них экономическая целесообразность преобладала над эстетическими запросами, и в будущем подобные сада переросли в плантации плодовых деревьев. Старые пейзажные парки эволюционируют в натуралистические, главное отличие которых были богатые коллекции иноземных древестных и кустарниковых растений и цветов.
Таким образом, можно сделать вывод, что XVIII - XIX века были временем появления и роста парков и садов в городах Белоруссии. На протяжении этого периода меняются стили строительства парков: сначала были парки стиля барокко, затем появляются парки регулярного типа (французские сады), после идет пейзажный стиль паркового строительства. Кроме внешнего вида изменилась и публика парков, если раньше в XVIII веке парки были только частновладельческими, и их могли посещать только их владельцы. То уже в XIX - начале XX века парки специально строятся для всех горожан и гостей городов.
3. Гомельский дворцово-парковый
ансамбль, как пример паркового
строительства в городах
Рассказывая о городских парках XIX века нельзя не рассказать о гомельском дворцово-парковом ансамбле. Этом парк является одним из самых ярких примеров паркового строительства этого периода. Своей красотой он завораживал как жителей XIX века, так и современных жителей и гостей города Гомеля.
История дворцово-паркового ансамбля в Гомеле начинается с 1772 года после того как Гомель отошел с состав Российской империи после раздела Речи Посполитой. В 1775 году Екатерина II подарила его фельдмаршалу Петру Александровичу Рамянцеву-Задунайскому, герою русско-турецкой войны. В указе по этому поводу говорилось: №Жалуется для увеселения его деревня в 5000 душ в Белоруссии». Таким образом Гомель с окрестностями - всего 293 тысячи десятин земли - поступил во владение П. А. Румянцева. Для постройки дворца Екатерина II выделила фельдмаршалу 100 тысяч рублей, передала коллекция картин и другие предметы искусства.
Румянцев задумал выстроить каменный дворец. Для этого было решено снести деревянный замок гомельского старосты князя Михаила Чарторыйского. Оказалось, что строение покоилось на месте более древнего замчища. К 1793 году был выстроен главный двухэтажный корпус дворца. Завершался он бельведером с полусферическим куполом. Имя архитектора неизвестно. Предполагают, что автором проекта являлся Варфоломей Растрелли, но Растрелли умер в 1771 году, когда Гомель находился еще во владении Речи Пасполитой.
Решен дворец строго и просто, в стиле русского классицизма. Главный фасад оформлен четырехколонным портиком. Здание имело цокольный этаж и просторную полукруглую террасу [2, с. 14].
Последующим строительством дворца занимался сын фельдмаршала Николай Петрович Румянцев. (1754-1826 гг.), российский канцлер. Это был чрезвычайно культурный и образованный человек своего времени. В короткий срок он сделал гомельское имение одним из самых благоустроенных в России. «Вообще, такого великолепия и богатства, особенно по отношению к садам и паркам, в именин частного человека нет в целой Белоруссии, да немного подобного и в целой России»,- писал в конце XIX века в своих очерках белорусский краевед А. Киркор [2, с. 15].
В 1809-1819 годах архитектор Джон Кларк выстроил по заказу Н. П. Румянцева собор Петра и Павла (Петропавловский собор). Началу строительства дворца (1785 г.) относится и начало формирования парка. Несомненно что он существовал и прежде, при Чарторыйском, возможна и возник на основе естественного лиственного леса. Но новые архитектурные сооружения требовали нового решения и окружающего пейзажа. Поэтому и была проведена основная перепланировка прилегающей к дворцовым постройкам территории. Однако по-настоящему парковые работы начались-лишь в 1848 году. По наследству от Николая Петровича Румянцева местечко Гомель и дворец перешли к его брату - действительному статскому советнику Сергею Петровичу Румянцеву (1755-1838 гг.) Он имел трех дочерей! Закон разрешал завещать поместье только старшей. Чтобы обеспечить всех дочерей, Сергей Румянцев заложил Гомель в Государственный заемный банк. Гомельский же дворец продал графу Ивану Федоровичу Паскевичу-Эриванскому, князю Варшавскому. Император Николай I за победы, одержанные фельдмаршалом в Закавказье, пожаловал ему в январе 1838 года часть местечка Гомель.
Дворец был реставрирован, в 1837-1848 гг. архитектором Модзелевским с южной стороны пристраивается трехэтажная башня. Она оказалась тяжеловесной и не соответствующей архитектурному облику дворца, но подчеркивала его роль в общей парковой композиции, а также в силуэте города. Поднятый на шпиле башни флаг извещал о пребывании во дворце ее владельцев, а башенные часы на четвертом этаже мелодично вызванивали время [18, с. 151].
Парковые работы велись Паскевичем очень основательно, что видно из архивных материалов, среди которых сохранились доклады садовников. Завозили на некоторые участки парка глину и песок, перекапывали и удобряли верхний слой почвы.
Парк пасксвичской усадьбы формировался на месте старых парковых композиций. О. Шишкина (1848), посетившая усадьбу в 1845 г., писала, что «кругом на берегу реки, по притокам разводят сад и копают широкий канал. Некоторые места уже устланы дерном, усажены цветами. Особенно много различных роз: алых, малиновых, белых, пунцовых, желтых...» [18, с. 151].
Зимой 1848 года с Кореневской лесной дачи перевезли в Гомельский парк дуб, клен, вяз, граб, ясень. На следующий год из Варшавы прибыли 300 мелких и 58 крупных деревьев, а также некоторые тепличные растения. Редкие экзотические растения баржами были доставлены из Парижа.
Известный русский ботаник и садовод, бывший в те времена адъюнкт-профессором Горы-Горецкого земледельческого института Э. Ф. Рего, побывав в 1851 году в Гомеле, писал: «В парке замечательны превосходные хвойные деревья, особенно лиственницы и сибирские кедры. По всей территории парка высадили много экзотических растений, среди которых были гинкго двулопастный, дуб черешчатый гребенчатый, дуб красный, Князь Паскевич самолично привез дуб из Парижа. В парке высажено немало экзотических деревьев: пихта сибирская, орех маньчжурский, клен ясенелистный, рябина плакучая, яблоня Недзведского...» [18, с. 152].
Первоначально парк занимал площадь около 10 га. Его естественной южной границей служил огромный овраг с ручьем Гомеюк, за которым располагался плодовый сад. Но постепенно он становился и парком. Здесь были размещены беседка со скифской каменной бабой, оранжерея, высажено много древесных экзотов. Верхний мост длиной 80 м через овраг (глубина до 18 м) объединил старый парк с новым. Своей легкой металлической конструкцией этот мост противопоставлялся архитектурному образу нижнего, «лебяжьего», моста, расположенного у устья ручья. В начале XX в. было завершено формирование единого паркового ансамбля высокой художественной ценности. Он был обнесен высокой каменной стеной, занимал площадь около 25 га и своим объемом соответствовал величественному дворцу, который доминировал в парковых пейзажах и хорошо просматривался с каждой его точки.
В начало нынешнего столетия парк несколько изменился. По всей его территории высадили много экзотических растений, среди которых были гинкго двулопастный и дуб черешчатый гребенчатый. Князь Паскевич самолично привез дуб из Парижа. Центром композиции парка стала дворцовая башня, и все дорожки планировались с учетом наиболее выгодного ее обзора. К этому времени парк занимал 25 гектаров и состоял из трех частей. Партер перед дворцом представлял собой сплошной зеленый газон, на который в теплое время выставлялись в кадках тропические вечнозеленые растения. Окаймлялся партер вековыми деревьями; все его дорожки посыпались речным песком. Вокруг располагались цветочные клумбы. Вся эта территория вечером хорошо освещалась электричеством.
Исторические сведения о первоначальной композиции парка немногочисленны. Пожалуй, наиболее достоверное представление о ней дает картина художника М. Залесского (50-е гг. XIX в.). Дворцово-парковый ансамбль явился основным ядром, по отношению к которому с конца XVIII в. ведется переустройство феодального Гомеля. Две центральные улицы, лучеобразно ориентированные на дворец, подчеркивают его главенствующее положение в городском ансамбле. Перед парком формируется большая площадь, со стороны которой по основной планировочной оси расположен главный въезд, фиксированный двумя парами пилонов с массивными чугунными воротами. Парадный партер занимал всю центральную часть. Он самый большой среди партеров всех парков Белоруссии. Имел регулярную планировку с большим кругом и фонтаном по оси дворца. В боскетах (разной формы) выращивались цветочно-декоративные растения, в качестве солитеров были высажены экзотические деревья, а вдоль дворца росло 14 деревьев с шарообразной формованной кроной. В летний период функционировал фонтан, выставлялись в кадках субтропические и тропические растения [1, c. 67 - 68].
Информация о работе Основные теории возникновения государства