Особенности толкования норм права по субъекту и объекту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть особенности толкования норм права по субъекту и объекту.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и необходимость толкования норм права;
проанализировать способы толкования норм права;
раскрыть понятия толкования норм права по субъекту и объекту
изучить различные мнения ученых при толковании норм права по субъекту и объекту.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Толкование норм права
1.1 Понятие и специфика толкования норм права
1.2 Способы и методы толкования норм права
Глава 2. Толкование норм права по субъекту
2.1 Понятие толкования норм права по субъекту
2.2 Виды толкования норм права по субъекту
Глава 3. Толкование норм права по объекту
3.1. Понятие и виды толкования норм права по объекту
3.2. Проблемы объекта толкования права
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.69 Кб (Скачать файл)

Кроме того, при толковании права должны учитываться основополагающие юридические принципы, сложившиеся  в доктрине и — прямо или  косвенно — закреплённые в законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Толкование норм права по субъекту

 

    1. Понятие толкования норм права по субъекту

Субъектами толкования права  в принципе могут быть все –  граждане, государственные органы, должностные лица, общественные объединения, научные учреждения, ученые. Однако последствия такой деятельности будут разными. Совершенно другое дело, если норму права толкует должностное  лицо или государственный орган.

Процесс толкования норм права  состоит из двух частей:

1. Сначала толкующий субъект  (интерпретатор) уясняет содержание  правовой нормы лично для себя; толкование-уяснение.

2. Далее толкующий субъект  разъясняет смысл и содержание  правового предписания всем заинтересованным  лицам; толкование-разъяснение.

Толкование призванное обеспечить полную и всестороннюю реализацию норм права в деятельности исполнительных органов, органов суда и прокуратуры  при осуществлении гражданами и  организациями своих юридических  прав и обязанностей. Тем самым  толкование содействует единообразному пониманию и применению правовых норм на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок в различных сферах общественной жизни.

Если действительное содержание нормы права, установленное интерпретатором  в процессе толкования, совпадает  с результатом, полученным на основе анализа лишь ее текстуальной формулировки, то такое толкование называют буквальным (адекватным). Если же действительное содержание нормы шире или уже ее буквальной формулировки, то мы имеем дело с  распространительным или ограничительным  толкованием соответственно. Однако употреблять ограничительное или  распространительное толкование можно  лишь в случае обнаружения несоответствия между действительным содержанием  нормы и ее текстом. Обычно они  используются, если в правовой норме  употребляется термин или выражение, обозначающее более широкое или  более узкое понятие по сравнению с тем, которое в действительности имелось в виду при формулировании нормы или следует из контекста. Как правило, распространительно толкуют открытые (незавершенные) перечни обстоятельств или условий (такие перечни обычно заканчиваются словосочетанием “и иные”)8. Однако некоторые юристы не относят подобное толкование к распространительному, так как в таких случаях отсутствует рассогласование “буквы” и “духа” закона. Текстовая формулировка прямо предусматривает возможность дополнения списка интерпретатором. По их мнению, распространительное толкование имеет место там, где содержание текста формально выглядит завершенным и не предусматривает дополнений, тогда как по смыслу нормы такие дополнения необходимы.

Толкование норм права  может осуществлять любое физическое лицо или организация, однако юридическая  значимость результатов интерпретации  зависит от статуса субъекта толкования.

 

    1. Виды толкования норм права по субъекту

Толкование это сложный  и многогранный процесс, как с  технической, так и с социальной точек зрения. Существуют разные виды, способы, приемы, объемы толкования. Наука делит их по разным основаниям. В данном случае по субъектам, которые подразделяются, прежде всего, на официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается уполномоченными на то компетентными  органами или должностными лицами. Оно, как правило, документально  оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридически обязательным для всех, кого это  касается, т.е. вызывает определенные юридические  последствия. Такое толкование ориентирует  субъектов право реализации на однозначное  понимание толкуемой нормы и  правильное её применение. Разумеется, оно принимается во внимание и  рядовыми гражданами.

В свою очередь среди официального толкования выделяется ряд подвидов: нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное); аутентическое (авторское); легальное (разрешенное, делегированное); судебное.

Официальное толкование права  могут давать так же органы исполнительной власти, но в рамках своей компетенции. Чаще всего указанные структуры  дают аутентичное толкование, т.е. разъясняют свои собственные акты (постановления, распоряжения, инструкции), особенно по социальным вопросам.

Здесь процесс толкования неразрывно связан с процессом применения. В зависимости от того, на какой  стадии правового регулирования  осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.

В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение  нормы в целом безотносительно  ее реализации. Таковы, например, аутентическое  и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.

Аутентическое толкование выполняет  орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для  толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей  компетенции.

Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в  тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном  законе "О введении в действие части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации".9

Легальным называется такое  толкование, которое официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны  высшей инстанции. Чаще всего это  ведомственное толкование. Органы, которым разрешено толкование, могут  иметь либо постоянный, либо разовый  характер. Акты легального толкования могут иметь обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые попадают под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы.

Легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд  РФ "дает разъяснения по вопросам судебной практики". Аналогичные  разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд.10 Исключительная компетенция Конституционного Суда - толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.

Особо следует выделить толкование, имеющее межгосударственное значение. Таковы, в частности, международные  правила по толкованию торговых терминов "Инкотермс", изданные Международной торговой палатой, содержащие интерпретации различных юридических положений, используемых участниками международной торговли.

Существует и ненормативное  официальное толкование, т. е. правоприменительное  толкование. Вторая стадия процесса правоприменения - стадия, на которой выбираются и анализируются (т. е. толкуются) нормы права,

При казуальном толковании норма интерпретируется применительно  к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.

Роль и место неофициального толкования в системе средств  и способов познавательной и разъяснительной  деятельности определяются следующими факторами: во-первых, политической значимостью  глубинных преобразований в обществе и государстве, повышением правовой активности субъектов на всех уровнях  правоприменительной деятельности; во-вторых, учитывая дальнейшую демократизацию правовой политики, когда практически  все законодательные акты стали  доступными каждому субъекту правоотношений, неофициальное толкование открывает новые возможности для повышения качества правового сознания с выходом на практику реализации правовых норм; в-третьих, происходит возрастание роли права как средства общественного прогресса и повышение ценности прав человека в частности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Неофициальное толкование происходит, когда разъяснение смысла законов  и иных нормативных актов могут  даваться не только определенными компетентными  на то органами, но и общественными  организациями, крупными государственными и общественными деятелями, учеными, а также любыми другими гражданами в их повседневной жизни. Отличительным  признаком неофициального толкования является произвольность его формы  и в правовом плане – необязательность для юридической практики. Акты интерпретации  неофициального толкования юридической  силы не имеют.

В рамках теории права неофициальное  толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное, или научное.

В структуру неофициального толкования входят следующие элементы: участники: индивидуальные – граждане РФ и иностранцы; коллективные –  Совет юристов РФ, Союз журналистов  РФ, коллегии адвокатов субъектов  РФ; коллегия адвокатов РФ, ученые советы, учреждения, организации различной  формы собственности и организационно-правовой формы, кооперативы и т.д.; объект: нормы права и регулируемые ими  общественные отношения; правовые действия и операции; приемы и способы; результат; форма.

Нормы права толкуются  всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов  толкований различается в зависимости  от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования по его субъектам.

Неофициальное толкование также  реализуется различными субъектами, но результаты его не имеют юридического, общезначимого значения. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование может  осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого "житейского"11 толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.

Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом  в судебном процессе.

Его результаты не обязательны  для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно (например, в ст. 295 УПК).

Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в  области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктринального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Толкование норм права по объекту

 

3.1. Понятие и виды толкования норм права по объекту

Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Различают виды по объекту толкования, которые могут быть либо нормативными актами в целом, либо отдельной нормой. Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на четыре группы:

  1. нормативные акты, включая договоры нормативного содержания;
  2. правоприменительные акты;
  3. правотолкующие (интерпретационные) акты;
  4. прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.)

Интерпретационные акты – это правовые акты, компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Акты толкования или интерпретационные акты – один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика. Без них этот механизм был бы существенно ослаблен, а в отдельных случаях оказался бы ущербным, искаженным, т.к. если норма права не правильно понята, она будет и неверно применена. А это уже нарушение законности в правоприменительной деятельности.

Основные особенности  актов толкования заключаются в  следующем:

  • они не содержат в себе общих правил поведения, а, следовательно, не относятся к числу нормативных актов;
  • не являются источником и формой права;
  • адресуются, как правило, к должностным лицам;
  • носят подзаконный, но обязательный характер;
  • по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные – указы, постановления, инструкции и т.д.;
  • их цель – толковать, разъяснять, но не создавать право.

Последний пункт нуждается  в пояснениях. Дело в том, что в  научной литературе существует точка  зрения, согласно которой в отдельных  случаях акты толкования могут быть результатом не только правотолкующей, но и правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касается судебного толкования нормативного, а не казуального характера.12 Однако такое мнение разделяется далеко не всеми, и оно, как представляется, ближе к истине. С теоретической, да и практической, точки зрения судебные органы не наделены и не должны быть наделены правотворческими функциями, их дело – не творить, а толковать и применять право. Что же касается актов нормативного толкования, то, как уже отмечалось, сам термин «нормативное» используется здесь условно, лишь для сопоставления их с актами казуального толкования, а не в общеупотребительном смысле. Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения.

Информация о работе Особенности толкования норм права по субъекту и объекту