Парламент в системе органов государства и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является системное исследование парламента и выявление проблем в механизме становления.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
анализ истории становления и развития парламента как органа народного представительства
рассмотрение структуры парламента
определения места парламента в системе органов государства
выявление и анализ функций парламента

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2
Глава 1. Парламент как орган государства ……………………………. 4
1.1. История становления и развития парламента как органа народного представительства …………………………………………………...3
1.2. Место парламента в системе органов государства …………...7
1.3 Структура парламента ………………………………………….12
Глава 2. Функции парламента ……………………………………………..22
2.1. Представительная функция парламента ……………………….22
2.2. Законодательная функция парламента ………………………..23
2.3. Контрольная функция парламента …………………………….25
Заключение …………………………………………………………………30
Список использованной литературы …………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Глава 1 - копия - копия - копия1.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

                                          Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………2

Глава 1. Парламент как орган государства ……………………………. 4

        1.1. История становления и развития парламента как органа народного представительства …………………………………………………...3                                                                  

        1.2. Место  парламента в системе органов государства …………...7

        1.3  Структура парламента ………………………………………….12

Глава 2. Функции парламента ……………………………………………..22

       2.1. Представительная функция парламента ……………………….22

        2.2. Законодательная  функция парламента ………………………..23

        2.3. Контрольная  функция парламента …………………………….25

Заключение …………………………………………………………………30

Список использованной литературы …………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

          Актуальность темы исследования. Законодательная власть осуществляется представительным органом, который играет очень важную роль в государстве. В каждом государстве этот орган называется по-разному ( Например, Совет Федерации в Российской Федерации, Конгресс в США, Генеральные Кортесы в Испании). Есть обобщенное название – Парламент.

          Место Парламента в системе государственных органов зависит от формы правление и политического режима. В соответствии с ними оно меняется.

          Первым парламентом был парламент Англии. Он был образован в ХIII в., когда власть британского монарха была ограничена сословно-представительным органом. Полноценное название приобрёл после буржуазных революций.

         Объект исследования - общественные отношения, возникающие и развивающиеся в процессе становления парламента как органа народного представительства.

          Предметом исследования являются нормативно-правовые акты (конституции) и учебная и специальная литература, которые характеризуют парламент.

          Целью данной работы является системное исследование парламента и выявление проблем в механизме становления.

          Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. анализ истории становления и развития парламента как органа народного представительства
  2. рассмотрение структуры парламента
  3. определения места парламента в системе органов государства
  4. выявление и анализ функций парламента

Методологической  основой исследования являются общенаучные (системный анализ, синтез, дедукция, индукция) и  частнонаучные ( исторический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный) методы.

 

Степень разработанности темы. При написании курсовой работы особое внимание было уделено исследованиям в области изучения парламента, таких авторов, как: Е.В. Гутнова, М.Н. Марченко, А.С. Пиголкин, М.В Баглай, Г.А. Василевич, Б.А. Страшун, Е.В. Савельева, Г.Д. Садовникова, Н.А. Богданова, Э.Х. Эразов.

 Структура работы определена характером и объемом исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющие 6 параграфов, заключение и список использованной литературы.

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Парламент как орган государства

§ 1. История  становления и развития парламента как органа народного представительства.

         В период сословной монархии в Англии сформировалось учреждение, которое со временем стало играть главную роль в организации страны – представительный парламент. Возник он  к установившимся в XIII – XIV вв. политическим формам взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и особенностям ситуации в условиях кризиса власти второй половины XIII в.

         Историческим исходным положением сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины XII в. стали неизбежной частью государственной жизни. В 1146 г. с участием баронов и епископов были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей стало считаться более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало исполнять и роль высшего суда – суда пэров (равных). Во второй половине XII в. в собраниях принимали участие не только высшие, но и средние вассалы.   

          В Великой хартии 1215 г. была оговорена обязанность короны созывать в необходимых случаях и в специальном порядке.  «Архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов... и кроме того... всех тех, кто держит от нас непосредственно... к определенному дню и в определенное место» (ст. 14)1. В дальнейшем сословия не только неоднократно требовали от короны ее подтверждения, но и вели политическую борьбу за воздействие этого собрания на распределение королевских должностей.

           Во второй четверти XIII в. совет магнатов (духовных и светских баронов) стал непременным спутником королевской власти. В 1236 – 1258 гг. совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; часты были требования магнатов назначать и отстранять королевских должностных лиц. В условиях кризиса и гражданской войны в Англии (1263 – 1267) воздействие совета магнатов увеличилось. По Вестминстерским провизиям 1258 г. собрание устанавливало  своеобразную сословную опеку над королевским управлением, создав исполнительный совет 15-ти.

          Стремление знати установить только под свой контроль королевскую власть вызвало недовольство среди более широких кругов рыцарства и горожан. Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской знати граф Симон де Монфор. Он стал инициатором объединения более широкого представительства для вырабатывания новой политической структуры. После захвата оппозицией значительной части территории и поддержки ее Лондоном в июне 1264 г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от каждого графства.

            Это приняло особый акт – «Форму управления», составленную де Монфором, где совсем иначе решались вопросы, которые касались власти короля и представительства. В новый парламент, который созвал де Монфор, – в январе 1265 г. – были приглашены рыцари от графств и представители поддержавших оппозицию городов. Это стало появление на свет нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии.

            Длительное время заняло окончательное утверждение парламента в государственно-политической жизни Англии : 35 – 40 лет. Только в 1290-е гг. он оформился как постоянно действующее учреждение. В правление короля Эдуарда I (1272 – 1307) сформировались главные принципы организации представительства.

              Некоторое время деятельность общенационального представительства не разделялась от традиционного для короны собрания знати. Из 55 составленных при Эдуарде I парламентских представительств 21 было с участием общин, 21 – чистыми собраниями знати, остальные – или заседания королевского совета, или случайные по составу, в основном судебные заседаниями.

              В условиях очередного кризиса корона, созывая парламент 1295 г., была вынуждена признать государственную обязательность для себя общинного представительства. Спустя год, по запросу нового парламента король подтвердил новую редакцию Великой хартии. Этим было положено начало действия представительства на законодательство.

             Прошло несколько десятилетий, парламент продолжал играть еще двоякую роль: и сословного совещательного органа, и высшего суда. Это было связано и с тем, что парламент состоял и из высшей знати, пэров, и из представителей общин. Разделение произошло в 1341 – 1343 гг.: бароны и представители графств и городов стали заседать отдельно и по-разному участвовать в общей парламентарной деятельности. Это стало началом разделения на палату лордов и палату общин.

              Разделение на две палаты влекло дополнительную самоорганизацию парламента. Ранее общим представительством руководил канцлер, который выступал от имени парламента перед королем, делал заявления и т. п. Теперь канцлер стал руководить только палатой лордов. С 1376 – 1377 гг. в палате общин возникает должность руководителя – спикер. Его определяла сама палата.

              Далее парламент становился уже неотъемлемой частью системы власти. Он эволюционировал из древнего королевского совета и стал играть важную роль в системе органов государства.

 

§ 2. Место парламента в системе органов государства.

              Термин «парламент» происходит от латинского слова «parlare», что значит "говорить, разговаривать". Парламент — высший представительный и законодательный орган государства.2 Во всех нынешних конституциях он определяется как носитель верховной законодательной власти. Представительные учреждения возникли еще в феодальных государствах, но тогда они являлись совещательными органами при монархе и имели лишь ограниченные финансовые права. Поэтому можно считать, что парламенты в истинном их значении появились в буржуазном государстве.

               Для периода домонополистического капитализма свойственно преобладание парламентаризма, т. е. такой формы государственного руководства, которой присущи ведущее положение парламента в системе высших органов государственной власти, его контроль за исполнительной властью, разделение законодательного и исполнительного труда, привилегированное положение депутатов и их юридическая независимость от избирателей.3

                Парламентаризм по-разному развивался в каждой стране, это зависело от конкретных исторических и политических условий. Так, в большей степени он себя проявил в Великобритании, в меньшей степени проявил себя во Франции после крушения бонапартизма, а также в США. Но свободно от степени воздействия на политическую жизнь парламент, который формально считался представительным органом всего населения, не допускал к участию в выборах из-за различных цензов, содержащихся в избирательном праве, значительно большую часть населения буржуазных стран.

                 Несмотря на то, что парламент и парламентаризм — взаимосвязанные явления, так как парламентаризм невообразим без парламента, но также высший представительный и законодательный орган страны может лишиться признаков, свойственных парламентаризму.

                 XX столетие характеризуется, с одной стороны, постепенной отменой ограничений, которые имелись в избирательном праве, и преобразованием парламентов вследствие этого в органы, представляющие различные социальные слои общества, а с другой — увеличением роли органов исполнительной власти в различных областях общественной и государственной жизни за счет парламентских полномочий, использованием разных методов воздействия исполнительной власти на парламент. Крайним средством, к которому прибегали наиболее реакционные круги империалистических государств, было полное устранение представительных учреждений.

                Но процесс ослабления роли парламентов и выставления на первое место в системе государственных органов правительств (глав государств в президентских и полупрезидентских республиках) не является стабильным. Он чаще всего свойственен для периода кризиса в экономической и социально-политической жизни какой-либо страны. На определенном этапе, например после второй мировой войны и в современный период, парламент вновь возвращает свои позиции, и тогда приступает в полной мере вновь проявляться парламентаризм. Для некоторых же стран, к числу которых можно отнести скандинавские, в силу особой расстановки политических сил нынешнее столетие ознаменовалось постепенным укреплением парламентаризма.

                 Положение парламента в освободившихся странах различно. В некоторых из них он играет важную роль в осуществлении государственной власти (Индия, Малайзия, Сингапур). Однако в большинстве таких государств, особенно при диктаторских политических режимах, парламент занимает незначительное место в системе высших государственных органов, выполняя функции регистрационной палаты (например, Пакистан, Индонезия).

                 Однако независимо от места, которое занимает парламент в государственном механизме, крайне немаловажной тенденцией является увеличение воздействия на него различных групп давления, представляющих, как правило, интересы различных группировок внутри правящих классов. Они добиваются проведения через парламент выгодных для этих группировок законопроектов, выделения для них крупных ассигнований из государственного бюджета. В некоторых странах, например в США, деятельность групп давления вытекла в создание своеобразной третьей палаты Конгресса, названной "лобби"4 (если дословно — кулуары, вестибюль). И законодательство даже пытается как-то регламентировать ее деятельность.

                 Ограничение прав парламента проявляется прежде всего в его взаимоотношениях с исполнительной властью. Самой существенной областью государственной деятельности, которая ранее считалась исключительной привилегией парламента, — законодательство — теперь разделена между ним и правительством (либо президентом). При этом парламент ущемляют в его законодательных правах различными способами.

                 Первый способ — право законодательной инициативы все больше монополизирует себе правительство. Во  всех зарубежных странах большинство законопроектов, принимаемых парламентом, составляют правительственные законопроекты. Даже в тех президентских республиках, где глава государства не обладает правом законодательной инициативы, он является главным законодателем, применяя для внесения своих законопроектов депутатов своей партии.

Информация о работе Парламент в системе органов государства и его функции