Парламент в системе органов государства и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является системное исследование парламента и выявление проблем в механизме становления.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
анализ истории становления и развития парламента как органа народного представительства
рассмотрение структуры парламента
определения места парламента в системе органов государства
выявление и анализ функций парламента

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2
Глава 1. Парламент как орган государства ……………………………. 4
1.1. История становления и развития парламента как органа народного представительства …………………………………………………...3
1.2. Место парламента в системе органов государства …………...7
1.3 Структура парламента ………………………………………….12
Глава 2. Функции парламента ……………………………………………..22
2.1. Представительная функция парламента ……………………….22
2.2. Законодательная функция парламента ………………………..23
2.3. Контрольная функция парламента …………………………….25
Заключение …………………………………………………………………30
Список использованной литературы …………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Глава 1 - копия - копия - копия1.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

               Письменный или устный вопрос применяется скорее как средство информации, так как прения и голосование по нему не проводятся, но и эта форма позволяет держать исполнительную власть под определенным контролем. Для ответа на такие вопросы отводятся специальные часы. Порой с этой процедуры начинаются заседания палаты.

                В ряде стран контроль над деятельностью правительства и его администрации исполняют постоянные парламентские комиссии. Особенно результативна в этом отношении деятельность финансовых комиссий. Контрольными правами наделены, например, постоянные комитеты Сената США, шведского Риксдага, комиссия Бундестага по вопросам обороны, комиссии по иностранным делам некоторых парламентов. Но парламенты большинства стран могут создавать и специальные расследовательские комиссии (комитеты). Чаще всего такие комитеты основываются в странах, где не предусмотрена политическая ответственность правительства перед парламентом. Они имеют право запрашивать информацию и документы не только от государственных органов, но и от общественных организаций. Их деятельность широко освещается в печати.

                Для реализации своих контрольных полномочий парламенты могут основывать особые органы и определять специальных должностных лиц: ревизоров, контролеров, омбудсменов, уполномоченных и др. Так, в целях проведения финансового контроля и контроля над управлением государственным имуществом в Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии основаны Счетные палаты. Те же функции лежат в ряде стран на парламентских ревизорах. Они систематически докладывают парламентам о результатах своих проверок.

                 Институт специальных юридических уполномоченных парламента по контролю над администрацией — омбудсменов17 возник первоначально в Швеции, а затем получил распространение в других странах. Но при этом права омбудсменов различны. В одних странах они осуществляют контроль над соблюдением прав и свобод граждан (Польша, Великобритания, Новая Зеландия). В других  странах осуществляют контроль над соблюдением законности в деятельности администрации (Норвегия, Дания), а также контролируют соблюдение законности и в органах местного самоуправления и судах (Швеция, Финляндия), в том числе соблюдение прав и свобод граждан. В ФРГ функции контроля над законностью в деятельности военной администрации и защиты прав военнослужащих поручены уполномоченному Бундестага по вопросам обороны.

                 Для реализации своих задач омбудсмены наделены определенными правами. Так, в Великобритании парламентский комиссар по контролю над администрацией иметь в распоряжении право проводить расследование деятельности центральных административных органов по жалобам, поступающие к депутатам от избирателей. В Скандинавских странах и Финляндии они могут проводить проверки документов соответствующих органов, присутствовать на их заседаниях, получать требуемые справки. Кроме того, они выступают в качестве государственных обвинителей при привлечении к ответственности членов правительства в порядке импичмента. Однако в связи с отсутствием специального аппарата их деятельность мало эффективна.

                 В отличие от президентских республик в парламентарных республиках и монархиях, а также в полупрезидентских республиках в руках парламента есть еще одно средство контроля — постановка вопроса о доверии, точнее, отказ правительству в доверии и вынесение резолюции порицания. Это право в странах с двухпалатной системой парламентов обычно принадлежит нижней палате. Однако применение такой формы контроля, как правило, связано с разнообразными ограничениями. Часто в регламентах содержится требование внесения резолюции недоверия определенным количеству депутатов, определяется запрет повторного внесения ее в течение установленного срока, например на той же сессии (Франция), резолюция снимается при постановке правительством вопроса о доверии и т. д.

                Следует также отметить, что использование этой формы контроля является нерезультативным там, где правительство базируется на поддержку парламентского большинства. Кроме того, вотуму недоверия оно может противопоставить роспуск парламента. Иногда обычная угроза роспуска заставляет депутатов, боящихся за исход новых выборов, проявлять содействие правительственным мероприятиям.

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение 

      Законодательный орган занимает центральное место в системе органов государства, потому что в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Эта власть устанавливает обязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для судебной ветви власти. Парламент представляет суверенитет народа, и только он правомочен выражать волю народа в форме закона.

      Результаты проведенного исследования показывают, что поставленные цели и задачи достигнуты, что позволило сделать ряд выводов и предложений.  Был проведен анализ истории становления парламента как органа народного представительства, рассмотрена структура парламента, определено его место в системе органов государства, изучены его функции. Проводя исследование, стало понятно, что парламент имеет очень большую роль в государстве. В этом помогла учебная и специальная литература, а также нормативно-правовые акты (конституции).

       Были выведены важные признаки в понимании парламента. Парламент  это государственный орган, также является представительным органом и, наконец, он исполняет в системе разделения властей законодательную власть. Было проанализировано положение парламента в системе органов государства. Так в парламентской республике, парламент воплощает народный суверенитет, создает и контролирует правительство; в президентской республике, в дуалистической монархии парламент разделяет власть с главой государства, который сам создает и контролирует правительство. Отсюда выделяется значение парламента, которое соединяется с представлениями о народовластии, демократии, о государственном органе, который призван выражать волю народа.

        В первой главе была проанализирована история парламента, рассмотрена структура парламента, а также было определено его место в системе органов государства.

         Во второй главе были рассмотрены его функции: законодательная, представительная и контрольная. Исходя из рассмотренных функций, можно сделать вывод, что парламент обладает большим набором полномочий, что определяет его важную роль в государстве.

        Детальное изучение темы открывает мировой опыт парламентской деятельности, ее позитивные и негативные стороны. Знание этого опыта особенно значимо для сегодняшней России, которая едва только встала на путь построения правового государства.

         Свои полномочия парламент осуществляет  на сессиях. Порядок его работы определен в регламенте, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение проекта закона на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие, утверждение и опубликование.

 

         

 

 

                                

                           

 

                       

 

                      Список использованной литературы

      Законодательные и другие официальные материалы

  1. Конституция США от 17 сентября 1787 г. // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М. : Норма, 2008.
  2. Конституция Франции от 4 октября 1958 г. // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. 
  3. Конституция Германии от 23 мая 1949 г. . // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. 
  4. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. (вступила в силу с 17 октября 1997 г.) // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997.
  5. Конституция Италии от 1 января 1948 г. . // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. 
  6. Конституция Финляндии от 11 июня 1999г. (вступила в силу с 1 марта 2000 г.) // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997.
  7. Конституция Японии от 3 мая 1947 г. / URL: http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/japan.htm
  8. Конституция Ирландии от 29 декабря 1937 г. // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997.
  9. Конституция Норвегии от 17 мая 1814 г. / URL: http://worldconstitutions.ru/archives/142
  10. Конституция Нидерландов от 17 февраля 1983 г. // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997.

 

     Учебники и учебные пособия, монографии.

  1. Теория государства и права: учебник / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. (Основы наук)
  2. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций / Н. В. Вильская – ВГНА Минфина России, 2010
  3. Основы государства и права: учебник / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина – М. : ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.
  4. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. – 2е изд., перераб. – М.: Норма, 2009.
  5. Возникновение Английского Парламента / Е. В. Гутнова – М. : Изд-во МГУ, 1960.
  6. Конституционное право зарубежных стран. : Учебник / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько; Под общ. ред. Г.А. Василевича. – М.: Книжный Дом, 2006.
  7. Конституционное право зарубежных стран. : Учебник /  отв. ред. проф. Б.А. Страшун. – М.: БЕК, 2002.
  8. Современный парламент: теория и практика деятельности парламентов в зарубежных странах: Е. В. Савельева. – А. : Изд. Дом «Астраханский университет», 2007.
  9. Парламентские процедуры: роль и значение в обеспечении представительной функции парламента // Конституционное и муниципальное право. № 12 : Г. Д. Садовникова. – М. : Изд-во «Юрист», 2006.

 

Научные статьи

  1. Законодательная и представительная функции парламента: преодоление коллизии // Вестник Тюменского государственного университета. № 2 : Н. А. Богданова. – Т. : Изд-во «ТюмГУ», 2009.
  2. Контрольные функции парламента: зарубежный опыт : Э. Х.Эразов . – М. : Изд-во «РПА Минюста России», 2010.

 

Официальные интернет-источники:

      1. http://worldconstitutions.ru/ - интернет-библиотека конституций
      2. http://www.pravoteka.ru/ - портал посвященный законодательству, судебной практике и юридическим дискуссиям.

 

 

 

 

 

 

1 См.: Великая Хартия Вольностей – грамота, подписанная королем Иоанном Безземельным в 1215 году.

Хрестоматия по истории государства  и права зарубежных стран : в 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. – М. : Норма, 2007.

2 Пиголкин А.С. Теория Государства и права: учебник. М.: Издательство Юрайт ; 2010. С. 222.

3 Баглай М.В Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 2009. С. 157.

4 Лобби – группы представителей экономически сильных структур, оказывающие влияние на государственную политику.

Ожегов С.И : Толковый слова русского языка (онлайн версия)

URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-14429.htm

5 Конституция Франции принята в 1958 году по инициативе Шарля Де Голля и заменила Конституцию

1946 года.

URL: http://lawers-ssu.narod.ru/index.htm

6 Конституция Германии принята 23 мая 1949 года.

7 Конституция США от 17 сентября 1787 г. (ст.  1, раздел 2)

8 Конституция Германии от 23 мая 1949 г. ( ст. 39.2)

9 Конституция Японии от 3 мая 1947 г. ( ст. 45)

10 Конституция Франции от 3 сентября 1791 г. (ст. 25)

11 Конституция Ирландии от 29 декабря 1937 г. ( ст. 16. 5)

12 Конституция Норвегии от 17 мая 1814 г. (§ 73)

13 Конституция Нидерландов от 17 февраля 1983 г. (ст. 43)

14 Конституция США принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии.

15 Конституция Франции 1958 года принята по инициативе Шарля Де Голля и заменила Конституцию

1946 года.

16 ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ (от лат. interpellate - жалоба перед судом; англ. interpellation) - в государствах с парламентарной формой правления особый вид запроса депутатов парламента правительству или отдельному его члену по определенному вопросу или относительно политической линии правительства в целом.

Интернет-ресурс: URL: www.pravoteka.ru

17 Омбудсмен - (от швед. ombudsman), в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия» (онлайн версия)

 


Информация о работе Парламент в системе органов государства и его функции