Политическая коммуникация и PR-технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Наряду с коммерческой рекламой с каждым годом становится всё более популярной и значимой политическая реклама. С её помощью и под её влиянием формируются наши политические пристрастия, на её основании мы часто делаем свой выбор и решаем, каким будет «лицо» государственного сектора.
О рекламе, как коммерческой, так и политической, написано достаточно много, глубоко изучены её механизмы. Однако, рассматривая разные страны и регионы, различные исторические и временные периоды, мы сталкиваемся с определёнными особенностями рекламы, с тем, что делает её непохожей на другие рекламные ролики.
Политическая реклама функционирует не только в период избирательных кампаний, но и является подспорьем для привлечения, например, какой-либо партией сторонников, вербовки новых членов, донесения до широких масс идей или принципов новой партии или для побуждения членов социума к участию в какой-либо политической акции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЙ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ…………………………………………………6
1.1.Понятие коммуникации в современном обществе………………………6
1.2. Функции политической коммуникации………………………………...12
1.3.Определение общественного мнения…………………………………...16
2.ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА, ВЛИЯЮЩАЯ НА ФОРМИРОВНАИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ………………………………………………21
2.1.Виды и формы политической рекламы………………………………….22
2.2.Методы исследования…………………………………………………….23
3.PR- ТЕХНОЛОГИИ В ПОЛИТИКЕ: ПРОБЛЕМЫ СКРЫТОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Политическая коммуникация и PR-технологии.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

В условиях тоталитарного  режима, где все социальные отношения  жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.

Работа организаций, - как крупных, так и небольших  в области общественного мнения должна учитывать следующие его  особенности:

  • общественное мнение меняется - недостаточно его однократно сформировать - с ним надо работать постоянно,
  • потенциальная направленность поведения общественности определяется реальностями действительности,
  • не существует единой и унифицированной широкой общественности в работе с ней - влияние на общественное мнение должно ориентироваться на конкретные группы, или сегменты общественности,
  • общественное мнение обычно меняется в большей степени событиями, чем словами,
  • мнение общественности определяется её интересами.

Работа организаций  с общественным мнением на пороге XXI века становится все более профессиональной. Знание эволюционного пути становления PR как области знаний и сферы деятельности даёт специалисту ориентиры в решении сегодняшних проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Аналитическая часть. Политическая реклама, влияющая на формирование общественного мнения.

Политическая  реклама представляет собой форму  политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные  группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Политическая реклама отражает суть политической платформы определенных политических сил, настраивает избирателей на их поддержку, формирует и внедряет в массовое сознание определенное представление о характере этих политических сил, создает желаемую психологическую установку на голосование15.

Цель политической рекламы – побуждать людей  участвовать в тех или иных политических процессах, включая делегирование  различных полномочий, в том числе  путем выборов.

Цель политической рекламы – побуждать людей  участвовать в тех или иных политических процессах, включая делегирование различных полномочий, в том числе путем выборов.

Предмет политической рекламы – партия, кандидат, их программы, а также политическая акция, движение поддержки или протеста и т.д.

Субъектом политической рекламы является рекламодатель (политическая организация или деятель), объектом – участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя, какой политической ориентации придерживаться (в каждом конкретном случае они составляют конкретную целевую группу)16. Политическая реклама пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию, ориентирующимися как на осознаваемые, так и на неосознаваемые реакции реципиентов.

Политическая  реклама использует вербальные, изобразительные и звуковые средства.

Одно из центральных  понятий политической рекламы –  образ, или имидж кандидата. Политическая реклама входит в коммуникативный  комплекс политического маркетинга (включающий также организацию общественного  мнения, «личную продажу», «стимулирование сбыта», пропаганду) и работает вместе с другими его элементами. В качестве посредника между лидером и массой в политической коммуникации выступает имидж политика. Он постоянно воспроизводится самим субъектом и средствами коммуникации. Помимо собственно конструирования образа, существует следующий набор задач по работе с имиджем – позиционирование, отстройка от конкурентов, возвышение или (в отношении конкурентов) занижение имиджа.

2.1. Виды и формы политической рекламы

Политическая реклама подразделяется на следующие виды:

  1. уличные щиты;
  2. листовка – краткий информационный рекламный материал, отпечатанный с одной или двух сторон. Прокламация – двухсторонняя листовка;
  3. плакат (иногда с плакатом совмещенной листовки для визуалов). Важный фактор – хорошая фотография кандидата;
  4. буклет;
  5. рекламные статьи в печатной прессе;
  6. реклама на сувенирах (различные значки, майки, календари);
  7. табло «бегущая строка»;
  8. аэростаты;
  9. письма;

Визуальная  реклама может выполнять практически  все функции – привлекать внимание, информировать, убеждать и побуждать.

 

 

2.2. Методы исследования

В данной курсовой работе были применены несколько  методов исследования:

  • метод тестирования;
  • метод анкетирования;
  • метод фокус-групп.

Метод тестирования. Тест (англ. test – проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Для чего нужны психологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачи пока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.

Составление тестов строится по единой схеме: определение целей тестирования, составление тестов в черновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов.

Качество тестов определяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность (соответствие полученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др.

Метод анкетирования. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими  затратами получить высокий уровень  массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его  анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Метод фокус-групп. Метод глубокого группового интервью, или фокус-групп, возник на пересечении ряда исследовательских традиций и занял определенное место среди других методов эмпирической социологии. Широкое применение этого метода в ряде областей обусловлено некоторыми его уникальными свойствами, которые и доныне являются предметом обсуждений и споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. PR-технологии в политике: проблемы скрытого манипулирования

Возможности PR как «установление двустороннего  общения для выявления общих  представлений или общих интересов  и достижений взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» (С.Блэк), т.е. создание благоприятных условий для деятельности организаций могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. В сфере политики это может означать установление «обратной связи» между властью и общественностью.

Известно, что  технологии PR дают возможности для  политического влияния и политического  манипулирования, благодаря которым  не только отбираются сведения, предоставляемыми, например, информационными агентствами, но и дается их соответствующая трактовка и комментарии. Конечно же, многое зависит от уровня социальной ответственности журналиста, политтехнолога: в какой  контекст он вмонтирует факты, как он их представит и оценит (наиболее очевидно это происходит в периоды избирательных кампаний, когда, например, одну и ту же цифру из результатов социологического опроса различные журналисты подают как успех или как катастрофу). Ведь сегодня потоки информации настолько масштабны, разнообразны и противоречивы, что в них очень трудно разобраться неспециалистам. Это дает широкие возможности для СМИ манипулировать общественным сознанием. Сегодня информированность граждан во многом зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее обработки, а также от способа и форм подачи информации. В этом контексте политическое манипулирование представляет собой «скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки общественным интересам» (А.Швидунова).

Манипулирование – это такой вид взаимодействия между людьми, при котором один из них осуществляет контроль за поведением другого, побуждая его вести себя угодным манипулирующему способом: голосовать за нужное решение или нужного кандидата, платить налоги, слушаться родителей, работать, служить в армии, приобретать какие-то товары, что в целом позволяет внедрить в массовое сознание социально-политические мифы, утверждающие какие-либо нормы и установки, воспринимаемые на веру, без критического осмысления. Причем делается это таким образом, что сам манипулируемый не осознает себя объектом воздействия. Ему кажется, что он сам в результате рассуждения или душевного порыва захотел сделать именно так.

Фундаментальной технологией манипулирования является суггестия как попытка убедить  других в каких-либо суждениях без  предоставления логических на то оснований (использование таких приемов, как  выдвижение стереотипов, наклеивание ярлыков, полуправда и искажение информации путем постановки риторических вопросов, осмеяние).

Широко применяется  технология категоризации (это создание негативных ассоциаций и создание контрассоциаций), так как она основывается на природном стремлении человека к максимальному упрощению поступающей извне информации и  сведению ее к уже существующим  в сознании  категориям «плохо» (зло) или «хорошо» (добро).

Проблема скрытого манипулирования общественным сознанием представляет особую актуальность, так как грамотность населения в сфере массовых коммуникаций относительно низка, а темпы развития информационных и политических технологий значительно опережают развитие законодательной политики в области информационной политики, ограничивающей возможности использования СМИ в целях манипуляции общественным мнением.

Все это ставит перед государственными органами задачу усиления внимания своему имиджу, а  также выработке информационных стратегий, которые могут быть применены  в кризисных ситуациях. Следует отметить, что современный PR содержит комплекс мер, которые могут быть положены госорганами в основу стратегии ответных действий по работе с имиджем и репутацией в зависимости от характера и специфики конкретного случая. СМИ, объединив свой богатый ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке информационного курса, способствующего консолидации общества, выработке общенациональной идеи, объединению его потенциала на преодоление проблем переходного периода и демократической трансформации. А могут, наоборот, посредством «информационных войн», «сливов и утечек» информации, «выбросов компромата» способствовать росту социальной напряженности, укоренению в массовом сознании неверия в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства. Чтобы этого не произошло, необходимы глубокие изменения в отношении государственной власти к распространению информации и в отношении потребителей к качеству предлагаемой им информации.

Высокий уровень развития политических технологий возлагает на всех субъектов политического процесса высокую ответственность и накладывает высокие обязательства, а уменьшить возможности скрытого управления манипуляций может позволить и знание этих технологий, умение распознавать попытки скрытого управления.

Информация о работе Политическая коммуникация и PR-технологии