Политическая система общества и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение политической системы общества и влияния государства на ее формирование.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Политическая система общества (теоретико-правовой анализ)………..4
1.1.Понятие и функции политической системы…………………………………...4
1.2.Структура политической системы общества…………………………………..8
1.3.Закономерности развития политической системы общества………………..10
1.4.Классификация политических систем………………………………………...12
Глава 2. Место и роль государства в политической системе общества………...14
2.1.Понятие государства как основного элемента политической системы…….14
2.2.Значение государства для политической системы общества………………..17
Глава 3. Взаимоотношение государства и некоммерческих организаций……...20
3.1.Правовые формы взаимоотношений государства и гражданского общества…………………………………………………………………………….20
3.2.Правовые формы взаимоотношения государства и общественного объединения и коммерческой корпорации……………………………………….23
3.3.Относительная самостоятельность государства……………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.91 Кб (Скачать файл)

Введение

Различные политические явления, происходящие в обществе, тесно взаимосвязаны  и составляют целостный социальный организм, который имеет относительную  самостоятельность. Его развитие происходит на основе объективных закономерностей, но при этом важную роль играет и  субъективный фактор, который выступает  как система регулирования отношений  между отдельными элементами общества со стороны властей. Именно эти отношения  и их регулирование и составляют политическую систему, которая выступает  главной силой, обеспечивающей функционирование и развитие политической жизни общества. Поэтому выяснение сущности политической системы общества, структуры, функции, роли и направлений ее развития является чрезвычайно важным и актуальным, ведь она гармонизирует общественные отношения, определяет механизмы разрешения социальных конфликтов и предотвращения кризисных явлений.

Целью написания курсовой работы является изучение политической системы общества и влияния государства  на ее формирование.

Государство является одним  из важнейших институтов любого общества, формировавшегося и совершенствовавшегося вместе с развитием человеческой цивилизации. В нынешних условиях государству не найдено адекватного заменителя, и наверное, не будет найдено в ближайшем будущем. Она концентрирует в себе властные отношения, которые касаются интересов и потребностей всех членов общества. Государство является основным орудием власти, носителем суверенитета, то есть неограниченной верховной, неделимой политической власти. Именно в государстве концентрируется весь комплекс экономических, социальных, политических и культурно-духовных интересов различных социальных групп, противоречий, возникающих между ними, и средств их преодоления и согласования. Поэтому, более глубокое изучение политической системы общества ее структуры (элементов), механизма их взаимодействия между собой, а также места и роли государства в политической системе дает более четкое понимание о политической жизни любого общества.

Глава 1. Политическая система общества (теоретико-правовой анализ)

1.1.Понятие и  функции политической системы

Понятие политической системы  в науку вошло совсем недавно, в связи с расширением сферы, которая охватывалась политическими  процессами. В ХХ в. государство потеряло монопольное положение в качестве единственного инструмента политики. В последние годы наука достигла значительных успехов в развитии теории политической системы в анализе  ее практики. Воплощается разработка общих вопросов, анализируются элементы политической системы, исследуются  политические партии, политические нормы, политический режим, политическая идеология  и т.д..1

Каждое общество состоит из определенного количества достаточно сложных подсистем (сфер): производственной, социальной, духовной и политической, в которую входят институты государства и власти. Все эти подсистемы характеризуются присущим только им структурой, функциями, ценностями, нормами, целями и тому подобное. Производственная подсистема обеспечивает материальную основу жизни общества. Социальная и духовная, составляя в совокупности гражданское общество, способствуют нормальному функционированию различных социальных институтов. Политическая подсистема призвана создавать благоприятные условия для эффективной деятельности всех звеньев общественной системы для полной реализации интересов всех членов общества.

Политическая система имеет ряд существенных характеристик, которые отличают его от всех других систем: обеспечение непрерывности, связанности, иерархической координации деятельности различных политических субъектов для достижения определенных целей, содействие достижению консенсуса различных сил по поводу основных ценностей, целей и направлений общественного развития .2

Политическая система возникла на определенном этапе развития общества в результате его разделения на классы и появления государства. В процессе эволюции государственно-организованного общества политическая система становится более сложной и разветвленной. Поэтому структура, механизм ее функционирования всегда имеют конкретно-исторический характер, обусловленный уровнем экономического, социального, духовного развития общества и другими факторами.3

Политическая система - это универсальная правящая система государственно-организованного общества, составляющие которой связаны политическими отношениями и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования государственной власти крупными социальными организациями.4

Политическая  система общества – это целостная  совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Основы теории политических систем были заложены американским политологом  Д. Истоном. Им был разработан взгляд на политическую систему как на саморегулирующийся и развивающийся организм. Согласно его точке зрения, у системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований. Требования могут возникать как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Они отражают ожидания, мотивы поведения и интересы людей. Д. Истон разделял требования на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, об услугах); регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.); коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

Требования могут возникать  и внутри политической системы. Их поддержка  со стороны общества может выражаться в различных действиях: в выплате  налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании. Требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих  структурах при соблюдении определенных процедур. Например, требование индексировать  заработную плату учителей учитывается  в ходе коллективных переговоров. Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Они влияют на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения (в этом случае в системе усилятся стабилизирующие процессы). В случае несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к кризису политической системы (в этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы).

Д. Истон подчеркивал, что политическая система является открытой, она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. В случае если воздействие является сильным, но односторонним, система может принимать решение в интересах какого-либо одного слоя населения, а это способствует дестабилизации ситуации. Однако воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, а это, в свою очередь, может привести к ошибочным решениям.

Другой основатель теории политической системы – американский политолог  Г. Алмонд – рассматривал политическую систему как множество взаимодействий, поведений (как государственных, так и негосударственных). Модель Г. Алмонда больше учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящей элиты. В этой модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.

Существуют и другие варианты теории политической системы. Выделяется, например, теория политической системы Д. Трумэна, исходящая из постулатов теории «групп давления», теория Г. Пауэлла и М. Каплана, представляющая собой попытку  перенесения основных положений  концепции Д. Истона из сферы внутриполитической жизни конкретной страны в сферу внешних отношений. Существует теория функциональной политической системы, построенная на основных постулатах социальной системы Т. Парсонса, теория политической системы как специфической, активной структуры и др.

Политическая система  в обществе выполняет ряд функций: властно политическую, национальной интеграции, стабилизации социально-политической жизни, социально-политической модернизации, управления, правовую.

Властно-политическая функция. Суть ее сводится к механизму формирования, использования и поддержки власти в соответствии с уровнем политической культуры и интересов субъектов политического процесса.

Функция национальной интеграции. Политическая система обеспечивает интеграцию элемента народностей в нацию. При этом политическая система осуществляет национальную интеграцию в рамках империи государства и национального государства.

Функция стабилизации социально-политической жизни. Стабилизационная деятельность политической системы заключается в ее способности выяснять причины разнообразных конфликтов (классовых, групповых, межэтнических, между партийных, межгосударственных), предупреждать их углубления, находить выход из конфликтных ситуаций путем достижения компромиссов, установления консенсуса.

Функция социально-политической модернизации. Суть ее сводится к тому, что политическая система реформирует все стороны общественной жизни.

Функция управления. Предусматривает систему органов (государственных, партийных и общественных), составляющих аппарат управления обществом.

Правовая функция. Политическая система формирует право и функционирует в его рамках. Правотворческая функция политической системы зависит не только от законодательного органа государства, но и от способности всех субъектов политического процесса (партий, общественных организаций, групп давления) достичь согласия по выработке таких правовых норм, которые бы способствовали стабилизации общества, гармонизации интересов общественных групп.

Без высокой правотворческой способности субъектов политического процесса политическая система перестает действовать в рамках правового поля, становится средством бюрократического произвола и беззакония.5

 

1.2.Структура политической  системы общества

Анализ политической системы позволяет раскрыть ее структуру. Это внутренняя организация целостной системы специфического способа взаимосвязи и взаимодействия компонентов, образующих ее; стойка упорядоченность элементов; закон связи между элементами.

В зависимости от критериев разделения, в структуру политической системы входят: а) субъекты (носители) политики б) политические нормы и принципы в) политические отношения (отношения) г) политические взгляды, политическое сознание и культура д) связи, объединяющие названные компоненты, е) политический режим. Только в совокупности эти компоненты (подсистемы) могут обеспечить политическую деятельность, функционирование политической жизни.6

Субъекты политики - это классы, нации, социальные слои, различные объединения граждан: политические партии; общественные организации, движения и другие объединения; трудовые коллективы; каждый человек в частности, государство.

Следующим элементом политической системы являются политические нормы, то есть основные правила и принципы, регулирующие политические отношения между народами, нациями, социальными группами, партиями, политическими личностями. С одной стороны, политические нормы являются средством оценки тех или иных социальных явлений и процессов, а с другой - закрепляют необходимое поведение субъектов в тех или иных пределах в соответствии с конкретной политической ситуацией. Составляющими политических норм являются нормы права, нормы политических партий и общественных организаций, политические обычаи и традиции, политические принципы, моральные нормы политической жизни.

Составляющей структуры политической системы общества является также политические отношения, т.е. урегулированы политическими нормами отношения между политическими субъектами в процессе которых субъекты приобретают и реализуют права и обязанности.

Важной составляющей политической системы является политическое сознание и политическая культура. Политическое сознание и политическая культура выступают необходимыми элементами любой политической системы общества. С помощью политического сознания и политической культуры индивид способен адаптироваться в политическом пространстве и осуществлять в нем специфические функции социального взаимодействия, политического участия и управления. Политическая культура - это система знаний, представлений, ценностей и отношений, функционирующих в обществе и воспроизводят в процессе смены поколений. Политическая система и политическая культура находятся в постоянном взаимодействии, взаимно переплетаются и не могут существовать друг без друга.

Политический режим - это система методов и средств осуществления политической власти, модель, форма взаимодействия государственно-властных структур и населения. Понятие "политический режим" включает не все содержание понятия "политическая система", а только политико-властное, т.е. характер отношений между теми, кто властвует и кто подчиняется.7 Существует много классификаций политических режимов. Чаще всего употребляется трехчленная классификация их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Политический режим Украины является промежуточным, то есть таким, который сочетает в себе различные типы политических режимов. После принятия Конституции в Украине преобладают элементы авторитарного демократизма, но существуют конституционные предпосылки демократического режима.

Информация о работе Политическая система общества и государство