Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:25, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение политической системы общества и влияния государства на ее формирование.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Политическая система общества (теоретико-правовой анализ)………..4
1.1.Понятие и функции политической системы…………………………………...4
1.2.Структура политической системы общества…………………………………..8
1.3.Закономерности развития политической системы общества………………..10
1.4.Классификация политических систем………………………………………...12
Глава 2. Место и роль государства в политической системе общества………...14
2.1.Понятие государства как основного элемента политической системы…….14
2.2.Значение государства для политической системы общества………………..17
Глава 3. Взаимоотношение государства и некоммерческих организаций……...20
3.1.Правовые формы взаимоотношений государства и гражданского общества…………………………………………………………………………….20
3.2.Правовые формы взаимоотношения государства и общественного объединения и коммерческой корпорации……………………………………….23
3.3.Относительная самостоятельность государства……………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………31
6) не вмешивается в
деятельность общественных
7) создает режим наибольшего
благоприятствования для их
Общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством.
Если государство — это суверенная политическая организация всего народа, то партии, другие общественные организации — только участники осуществления политической власти. Они выражают волю своих членов, групп людей, определенных слоев общества, действуют в рамках закона и не обладают государственно-властными полномочиями.
Корпорация — это добровольное (на началах договора) объединение людей с целью выполнения какой-либо социально-полезной деятельности, воля которого определяется групповыми интересами входящих в его состав индивидов, и которое организационно и имущественно действует вовне как единое целое от своего имени. Это определение является общим для объединений граждан — коммерческих и некоммерческих.
Разделить организации на коммерческие и некоммерческие можно по критерию — преследуют ли они цель извлечения прибыли или нет. Это различие имеет принципиальное значение и в налоговом отношении: некоммерческие организации получают известные льготы или совсем освобождаются от налогов, либо получают дотации и средства от государства
Коммерческие корпорации создаются для выполнения деятельности, приносящей прибыль, т. е. предпринимательской деятельности. Это объединения не только людей, но и капиталов (имущества). В современном законодательстве зарубежных стран довольно подробно регламентируются различные стороны бизнеса, включая активность разнообразных общественных ассоциаций предпринимателей (союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, союзов работодателей, лоббистских ассоциаций и др.). Действующие конституции мира гораздо чаще говорят о союзах предпринимателей (безотносительно к их видам), чем об отдельных видах предпринимательских организаций.
Необходимость управления бизнесом,
его планирование — главная задача
государства. Существует система государственных
средств управления, поддерживающих
всю систему бизнеса, систему
коммерческих корпораций. В Украине
разработана программа
Отношения государства с коммерческими корпорациями строятся часто на основе партнерства, конечно, в пределах полномочий соответствующих властных структур.
Государство (в лице государственных органов и должностных лиц) действует по отношению к коммерческим корпорациям во многом так же, как и к некоммерческим общественным объединениям.
3.3.Относительная самостоятельность государства
Рассматривая тесную взаимосвязь
и взаимозависимость общества и
государства, общественных объединений
и государства, коммерческих корпораций
и государства, следует учитывать,
что государство имеет
Известно, что «абсолютной самостоятельности» ни в природе, ни в обществе быть не может, поскольку существует всеобщая взаимосвязь процессов и явлений.
Не может быть и «абсолютной зависимости».
Когда мы говорим о государстве как о «слуге общества», это не значит, что мы представляем его как слугу, марионетку в игре внешних условий, общественных отношений. Если бы государство не обладало известной самостоятельностью, своей внутренней и внешней свободой, оно было бы пассивным, мертвым, а следовательно, лишним звеном в политической системе общества, в общественном механизме.
Понятие «относительная самостоятельность»
государства призвано отразить активность
государства во всех сферах общественной
жизни. Обратное влияние государства
на общество мыслимо только в рамках
его относительной
Относительную самостоятельность
государства следует
Находясь в определенной
зависимости от внешних факторов
(экономики, классовой борьбы, политики,
идеологии), государство оказывает
на них обратное влияние, что является
одной из форм проявления его относительной
самостоятельности. Другой формой проявления
относительной
Таких форм проявления относительной самостоятельности государства можно привести немало, они специфичны для разных стран каждой исторической эпохи.
Кроме того, у государства
есть своя логика развития. Наличие
особых этапов развития государства
является одной из форм проявления
относительной
Правильным ли будет утверждение,
что «государство не имеет собственной
истории», поскольку его появление
и дальнейшее развитие были обусловлены
развитием общества — экономическим,
социальным, политическим? Нет, конечно.
Государство развивается вместе
с обществом и в то же время
имеет свою историю. Аргументом в
пользу последнего утверждения является
относительная
Заключение
Политическая система
общества - это система материальных и нематериальных элементов, которые функционируют и взаимодействуют в сфере управления делами общества, т.е. при осуществлении политической
власти.
Политическая система делится на элементы, которые тесно взаимодействуют между собой. К таким элементам относятся: субъекты (носители) политики; политические нормы и принципы; политические отношения (отношения) политические взгляды, политическое сознание и культура; связи, объединяющие названные компоненты, политический
режим. Взаимодействуя между собой эти элементы образуют пять основных аспектов политической системы: институциональный (организации, учреждения); регулятивный (нормы и принципы) функциональный (политические функции, политический процесс и режим) идеологический (политические взгляды, политическое сознание и культура); коммуникативный (связи, объединяющие указанные компоненты политической системы).
В политической системе особое
место принадлежит государству,
придает ей целостности и устойчивости,
ориентированности на важные общественные
дела. Оно выполняет исключительный
и необходимый объем
Роль государства в организации общества и осуществлении политической власти обусловлена тем, что оно является центром, ядром политической системы общества.
Государство выступает как особое звено в структуре политической системы. Его роль и место в этой системе не отождествляются с местом и ролью, с одной стороны правящей партией, а с другой - иных звеньев этой системы.
Государство является не просто главным объединением граждан, а объединением всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности. Государство является выразителем их общих интересов.
С принятием Конституции в нашей стране начинается новый этап построения правового государства. Совместными усилиями необходимо создать гражданское общество, в котором человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство стали бы важнейшей социальной ценностью, а обеспечение прав и свобод человека определяли бы деятельность государства и были бы его главными обязанностями. Не человек для государства, а государство для человека - под таким лозунгом должны создаваться политическая, правовая и социальная система нашего государства. Элементом такой системы является деятельность общественных организаций, создаваемых для осуществления и защиты прав и свобод человека. Конституционные гарантии деятельности общественных организаций дают основания для активизации деятельности общественных образований, призванных способствовать своими действиями, утверждению демократических принципов в жизни общества.
Список литературы
1 Марченко М.М. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Том 1. М.: Зерцало, 1998, - с.237
2 Гавриленко І. Політична система суспільства // Політологічні читання, 1993, №1, - с.32
3 Політологія. За ред. Бабкіної О.В., Горбатенька В.П., –К.: Видавничий центр “Академія”, 1998, с.147
4 Марченко М.М. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Том 1. М.: Зерцало, 1998, с.239
5 Гелів С., Рутар С. Політологія. –Київ: Знання, 1999, - с.83 -85
6 Проблемы теории государства и права. Под ред. Алексеев С.С., –М.: Юридическая литература, 1987, - с.89
7 Основы государства и права. Под ред. В.А. Ржевского и В.Т.Гайкова. –Ростов на Дону: Феникс, 1995, - с.168
8 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 4-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Юрайт, 1998. — с.75
9 Фарукшин М.Х. Политическая система общества // Социально политические науки, 1991, №5, - с.73
10 Гелів С., Рутар С. Політологія. –Київ: Знання, 1999, - с.96
11 Політологія: наука про політику. За заг. ред. В.Г. Кремень, М.І.Горлач. –Київ-Харків: Єдінорог, 2001, с.66
12 Нерсесян В.С. Юриспруденция: введение в курс общей теории права и государтва, –М.: Норма -ИНФРА, 1998, с.59
13 Гелів С., Рутар С. Політологія. –Київ: Знання, 1999, с.141-142
14 Філософія. Під ред. І.Ф. Надольного. Київ: Вікар, 1997. с.512
15 Марченко М.М. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Том 1. М.: Зерцало, 1998. С.246
Информация о работе Политическая система общества и государство