Политическая система общества и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение политической системы общества и влияния государства на ее формирование.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Политическая система общества (теоретико-правовой анализ)………..4
1.1.Понятие и функции политической системы…………………………………...4
1.2.Структура политической системы общества…………………………………..8
1.3.Закономерности развития политической системы общества………………..10
1.4.Классификация политических систем………………………………………...12
Глава 2. Место и роль государства в политической системе общества………...14
2.1.Понятие государства как основного элемента политической системы…….14
2.2.Значение государства для политической системы общества………………..17
Глава 3. Взаимоотношение государства и некоммерческих организаций……...20
3.1.Правовые формы взаимоотношений государства и гражданского общества…………………………………………………………………………….20
3.2.Правовые формы взаимоотношения государства и общественного объединения и коммерческой корпорации……………………………………….23
3.3.Относительная самостоятельность государства……………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.91 Кб (Скачать файл)

 

1.3.Закономерности  развития политической системы  общества

Закономерности развития политической системы представляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся  связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений  на различных этапах бытия8.

Среди всех многообразных  оснований классификации политических закономерностей, выработанных наукой, наиболее общее значение имеют такие  критерии, как институционность, глубина и универсальность их исторического действия, классовая сущность. Они позволяют различать общеисторические закономерности, действующие в рамках политической истории человечества и характеризующие прошлое, настоящее и будущее политических форм движения социально-классовой материи вообще. Это обусловленность политических явлений экономическими и социально-классовыми факторами; усиление политической структурированности общества; взаимодействие политических. и правовых институтов; повышение роли права в жизни общества и др.

Межформационные закономерности присущи двум или нескольким общественно-экономическим формациям. Например, политическим системам всех типов присущи социально-классовые, межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные революции, перевороты мирным и немирным путем. Закономерно в условиях ядерной эпохи мирное сосуществование различных типов политических систем.

Закономерности в пределах одной общественно-экономической  формации отражают сущностные, устойчивые связи политических систем одного типа. Для политических систем буржуазных стран характерны: режимы плюралистической демократии, разделение властей, двух-или многопартийная система. Для политических систем социалистических стран в качестве закономерностей выступают установление диктатуры пролетариата и руководящей роли пролетарской партии, бюрократизация и сращивание партийного и государственного аппарата, декларация демократии и самоуправления и др.

В политической системе конкретного  общества можно выделить общесистемные, характеризующие систему в целом, и внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами. Это неизбежность экономической интеграции всех составных  частей системы, обусловленность формирования политических партий социальным расслоением  общества, непрерывный рост и бюрократизация государственного аппарата и постоянная борьба за его сокращение и т.д.

При этом надо иметь в  виду следующее: во-первых, названные  закономерности (общеисторические, межформационные, формационные) так или иначе преломляются в собственных закономерностях конкретной политической системы; во-вторых, закономерности отдельных элементов и компонентов системы не могут противоречить общесистемным закономерностям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражает сложную диалектику различных горизонтальных и вертикальных, внутренних и внешних связей.

 

1.4.Классификация  политических систем

Функционирования политической системы обусловлено наличием отношений  с другими политическими системами. Каждая политическая система имеет  свои признаки и характеристики, формы  и типы.

С точки зрения формационного  подхода политическую систему можно  классифицировать как рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую и посткоммунистическую, по культурологической классификации ее разделяют на западную, восточно православную, латиноамериканскую, китайскую, японскую, мусульманскую, индийскую, африканскую; согласно теории трех стадий существует политическая система аграрного, индустриального и постиндустриального общества.

В современной политической науке выделяют следующие типы политических систем: военные и гражданские, консервативные и те, что трансформируются, закрытые и открытые (в основу положена степень и глубина связей с окружающей средой и внешним миром); завершеные и незавершенные (основной критерий - наличие всех составляющих) микроскопические, макроскопические и глобальные, традиционные и модернизированные; демократические, авторитарные и тоталитарные.9

Достаточно распространенной является типология Ж. Блонделя, отличающим пять типов политических систем: либеральные демократии; коммунистические системы, традиционные (сохранение имеющихся социальных отношений), популистские (свойственные странам третьего мира), авторитарно-консервативные. Американский ученый Г. Алмонд определил четыре типа систем: англо-американскую (характерные черты - прагматизм, рационализм, основные ценности - свобода личности, индивидуализм, благосостояние безопасность); континентально-европейскую (взаимодействие политических субкультур с модернизированными институтами); доиндустриальную, предусматривающую пересечение различных политических культур и отсутствие четкого разделения властных полномочий; тоталитарную (концентрация власти в руках бюрократического аппарата, монополия правящей партии, заидеологизированность). Дж. Коулмен разделял политические системы на конкурентные, полуконкурентные и авторитарные.

Возможен также подход на основе анализа типов политических систем способом и масштабом их влияния на общество, а также характеру осуществления собственно своих основных функций. Согласно такому подходу выделяют три типа политических систем: административно-командную, соревновательную, социо-примирительную.

Все вышеназванные типологии  являются условными. В действительности не существует "чистого" вида политических систем, поскольку все они, прежде всего, является плодом сознательных усилий людей, живущих в определенное время  и в определенном месте. К тому же политическая система общества - достаточно специфическое и своеобразное образование, характер которого определяется историческими, экономическими, культурными  и другими условиями.

Политическая система  в Украине посткоммунистической. В ней сочетаются элементы старой командно-административной, мафиозной и современной демократической систем. Политическая система в Украине лишь частично обеспечивает реализацию своих функций, поскольку ее институты не претерпели глубокую трансформацию в современную плюралистическую политическую систему, не срабатывают саморегулирующиеся механизмы рыночной экономики и гражданского общества.10

 

Глава 2. Место  и роль государства в политической системе общества

2.1.Понятие государства  как основного элемента политической  системы

Понятие "государство" возникло около трех тысячелетий  назад (древнее государство Урарту существовала в IX-VI вв. До н.э.). Государство возникло как результат процессов, происходивших в обществе, как реакция на развитие его потребностей.

Государство - политическая форма организации общества. Государство - основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной сферы, культуру.11

Понятие государства неоднозначное. Под государством понимается политическая организация экономического господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий порядок и подавлять сопротивление других классов, социальных слоев и социальных общностей. Но под государством понимается и организация большой социальной общност. В таком случае государство тождественно обществу, народу. Если целостность определенных внутри-социальных связей и других форм, т.е. структура государственного аппарата, понятие государства тождественно правительству, администрации. И, наконец, под государством понимается система органов и формально-правовых принципов определяющих их функционирование. Государство - это особое явление, возникающее на определенном этапе развития человечества, универсальная организация, которая имеет суверенитет и осуществляет власть на определенной территории.12

Суть государства выражается в таком понятии, как совокупность ее существенных признаков. Понятие "государство" имеет неодинаковый смысл в различных  философских, социологических и  политических теориях. Так, Аристотель понимал государство как объединение  свободных граждан для осуществления  управления делами общества.

В понимании Канта - государство - это объединение многих людей, подчиненных  правовым законам. Сущность государства по его мнению, сводится к максимальной ответственности государственного устройства и режима принципам права.

Гегель рассматривал государство  как воплощение идей разума, свободы  и права. Субстанция государства  по Гегелю, проявляется как абсолютная власть идеального целого над единичным, особенным и конечным, на жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений.

Представители классовой  теории государства К. Маркс и  Ф. Энгельс отмечали классовые сущности государственной власти. Государство по их мнению, это комитет, который управляет общими делами всего класса буржуазии.

Г. Хеллер определил государство как общественное объединение которое будучи высшей инстанцией, обеспечивает упорядоченную согласованность всех общественных действий на определенной территории.

В вышеперечисленных концепциях можно выделить несколько подходов в выяснении существенных признаков  государства: морально-правовой, формально-юридический, социологический, классовый и нормативистский и тоталитарный.

Основываясь на данных подходах можно предложить следующее определение  государства: государство - это организация  суверенной политической власти, в  рамках правовых норм осуществляет управление общественными процессами и обеспечивает безопасность личности и нации.13

В разные эпохи формировались  и разные взгляды на происхождение  государства.

Патриархальная теория происхождения  государства была основана китайским  философом Конфуцием и глубоко  проработана английским философом XVIII в. Р. Фильшером. Согласно этой теории, государство возникло в процессе механического объединения родов в племена, племен в более широкие образования вплоть до государственных. Власть короля берет начало непосредственно от прародителя Адама, и подданные - только его дети.

Зачатки теологической теории происхождения государства находим  в мифах Древнего Востока, в которых  утверждается идея о божественном происхождении  правителя. В эпоху Средневековья  эта теория, основанная на принципе "нет власти не от Бога, существующие же власти Богом установлены", нашла  свое дальнейшее развитие в трудах Т. Аквинского. По Аквинскому, порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц в высший человеческий иерархии движет низшими слоями населения, установлена Богом.

В XVII-XVIII вв. возникают различные  теории общественного договора. Прообразом этих теорий можно считать взгляды  китайского философа Мо-цзы и греческого философа эпохи эллинизма Эпикура. Суть договорной теории состоит в понимании происхождения государства как заключение договора между правителем и подданными. Причины и последствия заключения договора объясняются по-разному. Т. Гоббс объяснял заключения договора необходимостью обуздания агрессивности людей, которые находились в государственному периоде в состоянии "войны всех против всех". Дж. Монк наоборот, подчеркивая мирный характер отношений в естественном состоянии, объяснял возникновение государства необходимостью в органах для обеспечения надежной защиты лица.

Ж.-Ж. Руссо исходил из того, что в естественном состоянии  люди жили счастливо, и только появление  частной собственности и неравенства привело к организованию публичных форм жизни. Государство, которое возникло в результате добровольного согласия народа, по мнению Руссо, не только не обеспечивает ему гарантий свободы, но и значительно усилило его кабалу.

В органической теории, ярким  представителем которой был Г. Спенсер утверждается мысль о том, что государство как "политический агрегат" возникло в результате органического развития общества - его дифференциации и специализации. По Спенсору в процессе войн наиболее приспособленные народы к условиям борьбы за выживание создают правительственный аппарат, который, аналогично, нервно-мышечному аппарату в живом теле, регулирует общественные процессы.

Среди социал-дарвинистических теорий распространена теория насильственного происхождения государства, наиболее известным представителем которой был Л. Гумплович. По его мнению, не Божье проведение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы породили государство. Поэтому государственная структура является формой господства победителей над побежденными.

Сторонники психологической  теории происхождения государства  выходят из психобиологических потребностей человека к повиновению и господству. По З. Фрейду создание государства диктовалось необходимостью подавить агрессивные взгляды людей (включая сексуальные), имевших место в среде патриархальной орды.

Государство занимает особое место в политической системе, придавая ей целостности и устойчивости, ориентированности на важные общественные дела. Она выполняет исключительный и необходимый объем деятельности по управлению, распоряжению ресурсами общества и регулирует его жизнедеятельность. Государство - основное орудие власти, носитель суверенитета, то есть неограниченной верховной, неделимой политической власти. Именно в государстве концентрируется весь комплекс экономических, социальных, политических и культурно-духовных интересов различных социальных групп, противоречий, возникающих между ними, и средств их преодоления и согласования.14

 

2.2.Значение государства  для политической системы общества

С появлением государства и права в обществе возникли новые виды общественных отношений: политические и правовые. Это побудило к возникновению политической и правовой систем. Государство является одним из важнейших институтов любого общества, формировавшегося и совершенствовавшегося вместе с развитием человеческой цивилизации. В нынешних условиях государству не найдено адекватного заменителя и наверное, не будет найдено в ближайшем будущем. 
Роль государства в организации общества и осуществлении политической власти обусловлена ​​тем, что она является центром, ядром политической системы общества.

Информация о работе Политическая система общества и государство