Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:56, курсовая работа
Рассматривая форму правления и форму территориального устройства государства, нельзя ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняет фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории.
Введение……………………………………………………………...……..3
Глава I. Понятие политического режима………….………………………5
§ 1. Определение политического режим………….............……………....5
§ 2. Признаки политического режима…………...........................………...8
Глава II. Виды политических режимов………...............................……..11
§ 1. Демократический режим………………………………...…………...11
§ 2. Антидемократические режимы……………………………..……….18
§ 3. Разновидности политических режимов………..…………………...26
Заключение……………………………………………………..………….32
Список использованной литературы…………………………..………...34
Введение
Рассматривая
форму правления и форму
Целью данной работы является рассмотрение и изучение государственно-политических режимов, понятия и признаков.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается определение термина «политический режим», его связь с другими элементами формы государства, а именно с формой правления и формой государственного устройства, а также рассматриваются признаки политического режима. Во второй главе речь идет о классификации политических режимов. Глава разделена на несколько отдельных частей, в которых рассматриваются особенности демократического, авторитарного и тоталитарного режимов, а так же разновидности этих режимов.
Внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д. Все это отражается в характеристике политического режима, определяя уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период времени.
При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом.
Глава I. Понятие политического режима.
§1. Определение политического режима.
Сам термин «политический режим» появился относительно недавно - в 60-х гг. прошлого века. В этот период отсутствует единый подход к пониманию термина “политический режим». Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.
Понятие «политический режим в отечественной юридической литературе употребляется Денисовым А.И. , а в дальнейшем этот термин разрабатывается Петровым В.С.– эти авторы подробно разрабатывали и развивали тему сущности и формы государства, хотя их точки зрения по вопросу о «политическом режиме» не совпадали.
Денисов не рассматривал политический режим как один из элементов формы государства. Под формой государства он понимает «в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления»1. Денисов А.И. указывает, что политический режим отличается от формы правления и государственного устройства, и этот термин «…применяется для обозначения любой классовой сущности государства, и в этом смысле он тождественен термину диктатура, либо того или иного метода осуществления классового господства»2.
В работе Петрова В.С., которая появилась через несколько лет, уделяется внимание вопросам методологии и объяснению основных категорий государства с точки зрения философии. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства. «Под формой государства понимают организацию политической власти в государстве, взятию в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима»3. Исходя из понятия формы государства, он дает определение ее трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. В частности, политический режим, по определению Петрова, «…это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе».4 Эта точка зрения стала ведущей в теории государства и права, но не единственной.
Большая часть современных авторов сходятся во мнении, что политический режим является одним из элементов формы государства. В качестве примера -определение В. С. Нерсесянца - «Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства, как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима»5 . Таким образом, термин «политический режим» причисляется к одной из трех составных формы государства. Рассматривая так форму государства, профессор Нерсесянц дает определение её трех элементов, в частности «Политический режим – это характер, свойство и качество правового порядка осуществления государственной власти»6 .
Исходя из этого, при характеристике формы того или иного государства, полный ответ можно получить лишь тогда, когда при рассмотрении формы государства учитываются все три элемента вместе, а именно: форма правления (способ организации и формирования верховной государственной власти), форма государственного устройства (способ национально-территориальной организации распределения государственной власти),политический режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования.
Дискуссии по поводу рассмотрения политического режима как элемента формы государства во второй половины XX века дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического (государственного) режима.
Широкий подход относит политический
режим к явлениям политической жизни
и к политической системе общества
в целом. Узкий — делает его
достоянием лишь государственной жизни
и государства, поскольку он конкретизирует
другие элементы формы государства:
форму правления и форму
Исходя из современных
условий политический режим предполагает
и требует широкого и узкого подходов,
ибо это соответствует
Политический режим часто
отождествляют с
Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующее определение: политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти, регулирования взаимоотношений государства и общества, характеризующая политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.
§ 2. Признаки политического режима
Исходя из выше установленного определения, можно выделить следующие отличительные признаки политического режима:
- доминирование определенных
методов (убеждения,
- тип политического поведения;
характер политического
- характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе. Политический режим отражает степень реализации политической власти непосредственно народом, а также степень участия народа в механизмах формирования политической власти и сами способы такого формирования. «Политический режим, по сути, является индикатором развития демократии в стране, отражает состояние политической системы»7
- место и роль
- политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.). В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут, то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется. В свою очередь, «Изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием».8
- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата. В зависимости от того, в чьих руках находится общественное мнение, «…его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и манипулирования в интересах тех или иных групп людей»9.
- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства, гарантированность прав и свобод личности. При определении политического режима учитывается реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и применения ими Конституции и других актов. Однако следует помнить, что реальное осуществление власти зачастую заметно отличается от декларированного.
- меру политического плюрализма, в том числе многопартийности. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других — политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами.
Таким образом, методы осуществления власти и властные структуры могут существенно различаться. Поэтому следует подчеркнуть, что режим обладает не только специфическими структурами власти (ими обладает и политическая система), но и особыми методами ее реализации. Отмеченные признаки позволяют сделать вывод, что именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитических сферах.
Глава II. Виды политических режимов
Классификация политических режимов представляет собой большой интерес и имеет большое значение для теории государства и права. Политических режимов очень, много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов.
Существуют различные мнения многих авторов относительно деления государственных режимов. К примеру, некоторые из них предлагают деление на либеральные и авторитарные режимы, вполне логично это обосновывая: «Распространенное в литературе деление государственных режимов на демократические и антидемократические (деспотические, тоталитарные и т.д.) неправомерно идеализирует демократию. Между тем опыт прошлого и современности свидетельствует, что сама по себе демократия как власть большинства – вне правовой формы, без либерального принципа признания и защиты прав и свобод индивида, прав меньшинства и т.д.— имеет существенные недостатки и нередко вырождается во вспомогательное средство деспотизма, в форму массовой поддержки и легитимации тоталитаризма»10
Тем не менее, в данной работе
будет рассматриваться деление
режимов исходя из самой распространенной
их типологизации. В зависимости
от характера используемых государственной
властью средств и способов управленческого
воздействия различают