Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:56, курсовая работа
Рассматривая форму правления и форму территориального устройства государства, нельзя ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняет фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории.
Введение……………………………………………………………...……..3
Глава I. Понятие политического режима………….………………………5
§ 1. Определение политического режим………….............……………....5
§ 2. Признаки политического режима…………...........................………...8
Глава II. Виды политических режимов………...............................……..11
§ 1. Демократический режим………………………………...…………...11
§ 2. Антидемократические режимы……………………………..……….18
§ 3. Разновидности политических режимов………..…………………...26
Заключение……………………………………………………..………….32
Список использованной литературы…………………………..………...34
§ 1. Демократический режим.
Термин происходит от греческого слова Demokratia, состоящего, в свою очередь, из двух слов demos - народ и kratos - власть, правление. Демократия - один из самых употребительных и многозначных терминов политической науки. Зародился этот строй в Древней Греции. Демократии Древнего мира и Средневековья тяготели к коллективистской модели организации и управления, что ярко выражалось в ущемлении прав меньшинства, отсутствии гарантии для их полноценной защиты и выражения, навязывании воли общего, целого, т.е. коллектива, по отношению к отдельно взятой личности, индивидууму, преимущество получали зажиточные слои, аристократия (они же удерживали реальные рычаги управления).
По настоящему значимым и преобладающим демократический строй становится только в эпоху капитализма, с возникновением адекватного ему экономического базиса - свободного предпринимательства, основанного на индивидуальной свободе человека и частной инициативы. Для этого строя была характерна уже иная модель демократии, основанная на либеральных ценностях - уважение к личности, её правам и собственности, предпочтение ей частному перед общим государством и его институтами, максимальная независимость индивида от государства. Однако либеральная концепция в чистом виде не лишена ряда недостатков и слабых мест: ориентируясь на сильных в экономическом и социальном смысле индивидов предпринимателей, она оставляет без должного внимания интересы и потребности других социальных слоев (прежде всего наёмных работников), государство ограничивается ролью "ночного сторожа", защищающего лишь самые общие интересы, что на практике ведёт к усиление общественного неравенства и недовольства. Всё это в комплексе приводило либерально-капиталистическую модель демократии к ряду серьёзных кризисов на протяжении её истории, выход из которых в разных странах и обществах пытались искать либо на пути возвращения к добуржуазным по сути, жестким методам государственного регулирования общественной и экономической жизни, что выразилось в деятельности тоталитарных и авторитарных режимах, либо на пути совершенствования действующей общественной системы, поиска консенсуса и баланса интересов различных социальных групп и слоев, имеющих зачастую противоположные стремления.
Так появилась 3-я плюралистическая концепция демократии, вобравшая в себя как либерально - индивидуалистические, так и коллективистские ценности - прежде всего идею социального равенства и социальной защиты населения от издержек рынка. Согласно этой теории, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления (заинтересованные группы) обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов.«В плюралистической модели политическая система - слаженный механизм, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие и уравновешивающие друг друга в процессе реализации своих интересов. Она предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы, в ходе которых принимаются взаимоприемлемые решения».11 Концепция плюралистической демократии имеет множество положительных сторон. Она обращена к интересам человека, правильно оценивает арбитражную роль государства, механизм принятия некоторых политических решений. Однако плюралистические режимы тоже не идеальны: не все слои отчётливо осознают свои интересы, процесс согласования сложен и часто приводит к крену в ту или иную сторону (либо частных, либо общегосударственных интересов).
Перейдем непосредственно
к определению понятия «
С точки
зрения конституционного права демократический
государственный режим
1) Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. Все права и свободы можно разделить на 3 большие группы:
- гражданские права и
свободы. Они охватывают
- политические права и свободы. Это право на свободу мирных собраний, право на участие в управлении страной, право участия в выборах, т.е. право избирать и быть избранным.
- экономические, социальные и культурные права и свободы. Это право на труд, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание, право на образование, право на частную собственность, т.е. каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Таким образом, народовластие имеет две формы: представительную и непосредственную демократию.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций. Выборными органами в Российской Федерации являются: на федеральном уровне – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации; в субъектах федерации – парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации; на местном уровне – органы местного самоуправления.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью. К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно «…неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.»16
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. «Непосредственная демократия – это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов»17
К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную, легитимизацию власти, обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
Недостатки прямой демократии
- это отсутствие стойкого желания
у большинства населения
Разумеется, помимо положительных моментов, демократический режим имеет свои проблемы, такие как, например, «…чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил.»18 Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.
Таким образом, демократический режим
характеризуется высокой
§ 2 Антидемократические режимы.
Отличаются разнообразием и антидемократические политические режимы, которые противоположны вышеперечисленным чертам режима демократии. Антидемократический режим существует в двух формах: авторитарный и тоталитарный режимы. «Образование и становление авторитарных и тоталитарных политических режимов происходило в первой половине XX века в Европе. Свое логическое завершение они получают при фашистском режиме в Германии и Италии»19. В этих государствах в 30-е гг. прошлого века установились следующие признаки антидемократических режимов:
- культ личности вождя,
действия которого не
- главное, что определяет характер государственной власти, это соотношение государства и личности. В антидемократических государствах проявляется грубое нарушение прав и свобод человека.
- полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества. В таком государстве устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами. Партийные органы разрабатывают государственную политику, проводят идеологическую работу среди населения с целью претворения в жизнь проводимых государством мер, воспитания любви к родине и вождю нации.
- личность в
- при антидемократических
режимах реально действует
- всеохватывающая милитаризация
общественной жизни, наличие
- антидемократические
Авторитаризм. Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. «Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм. Но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический» 21.
Авторитарной политической
системе присущи следующие
1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.). Авторитарный режим предполагает концентрацию властных полномочий в руках одного лица, культ личности, отстранение населения от управления обществом и государством. Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием.
2) Неограниченность власти,
её не подконтрольность
3) опора на силу. Массовые репрессии не обязательны, режим может даже пользоваться популярностью, но при случае может прибегнуть к силе и не скрывает этого. Авторитарные режимы отличает «… стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений, а также стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти»23