Политические режимы и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая форму правления и форму территориального устройства государства, нельзя ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняет фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……..3
Глава I. Понятие политического режима………….………………………5
§ 1. Определение политического режим………….............……………....5
§ 2. Признаки политического режима…………...........................………...8
Глава II. Виды политических режимов………...............................……..11
§ 1. Демократический режим………………………………...…………...11
§ 2. Антидемократические режимы……………………………..……….18
§ 3. Разновидности политических режимов………..…………………...26
Заключение……………………………………………………..………….32
Список использованной литературы…………………………..………...34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 86.60 Кб (Скачать файл)

§ 1. Демократический  режим.

Термин происходит от греческого слова Demokratia, состоящего, в свою очередь, из двух слов demos - народ и kratos - власть, правление. Демократия - один из самых употребительных и многозначных терминов политической науки. Зародился этот строй в Древней Греции. Демократии Древнего мира и Средневековья тяготели к коллективистской модели организации и управления, что ярко выражалось в ущемлении прав меньшинства, отсутствии гарантии для их полноценной защиты и выражения, навязывании воли общего, целого, т.е. коллектива, по отношению к отдельно взятой личности, индивидууму, преимущество получали зажиточные слои, аристократия (они же удерживали реальные рычаги управления).

По настоящему значимым и преобладающим демократический строй становится только в эпоху капитализма, с возникновением адекватного ему экономического базиса - свободного предпринимательства, основанного на индивидуальной свободе человека и частной инициативы. Для этого строя была характерна уже иная модель демократии, основанная на либеральных ценностях - уважение к личности, её правам и собственности, предпочтение ей частному перед общим государством и его институтами, максимальная  независимость индивида от государства. Однако либеральная концепция в чистом виде не лишена ряда  недостатков и слабых мест: ориентируясь на сильных в экономическом и социальном смысле индивидов предпринимателей,  она оставляет без должного внимания интересы и потребности других социальных слоев (прежде всего наёмных работников), государство ограничивается ролью "ночного сторожа", защищающего лишь самые общие интересы, что на практике ведёт к усиление общественного неравенства и недовольства. Всё это в комплексе приводило либерально-капиталистическую модель демократии к ряду серьёзных кризисов на протяжении её истории, выход из которых в разных странах и обществах пытались искать либо на пути возвращения к добуржуазным по сути, жестким методам государственного регулирования общественной и экономической жизни, что выразилось в деятельности тоталитарных и авторитарных режимах, либо на пути совершенствования действующей общественной системы, поиска консенсуса и баланса интересов различных социальных групп и слоев, имеющих зачастую противоположные стремления.

Так появилась 3-я плюралистическая концепция демократии, вобравшая в себя как либерально - индивидуалистические, так и коллективистские ценности - прежде всего идею социального равенства и социальной защиты населения от издержек рынка. Согласно этой теории, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления (заинтересованные группы) обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов.«В плюралистической модели политическая система - слаженный механизм, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие и уравновешивающие друг друга в процессе реализации своих интересов. Она предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы, в ходе которых принимаются взаимоприемлемые решения».11 Концепция плюралистической демократии имеет множество положительных сторон. Она обращена к интересам человека, правильно оценивает арбитражную роль государства, механизм принятия некоторых политических решений. Однако плюралистические режимы тоже не идеальны: не все слои отчётливо осознают свои интересы, процесс согласования сложен и часто приводит к крену в ту или иную сторону (либо частных, либо общегосударственных интересов).

Перейдем непосредственно  к определению понятия «демократия» и «демократический режим». «Демократия – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти».12 Демократия определяется, прежде всего, как форма государства, в которой верховенство принадлежит общей воле народа. Собственно демократический режим – это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. «Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззакония и т.д.»13 В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

С точки  зрения конституционного права демократический  государственный режим характеризуется  следующими чертами:

1) Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. Все права и свободы можно разделить на 3 большие группы:

- гражданские права и  свободы. Они охватывают фундаментальные  аспекты свободы человека, выражают  основы существования человечества. Это право на жизнь, на свободу  и личную неприкосновенность, неприкосновенность  жилища, свободу передвижения, выбор  места жительства, свободный выезд  и въезд в любую страну, право  на свободу мысли, слова и  т.д.

- политические права и  свободы. Это право на свободу  мирных собраний, право на участие  в управлении страной, право  участия в выборах, т.е. право  избирать и быть избранным.

- экономические, социальные и культурные права и свободы. Это право на труд, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание, право на образование, право на частную собственность, т.е. каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

  1. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
  2. Предполагается существование правового государства и гражданского общества, т.е. государственное управление основано на правовых принципах осуществления власти.
  3. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Предусматривается обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внутренней и внешней политики государства, его бюджет.
  4. Силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
  5. Доминируют методы убеждения, компромисса. «Демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения»14
  6. Идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции. В государстве отсутствует единая, обязательная для всех государственная идеология. «Политический плюрализм предполагает не просто номинальное существование нескольких политических партий, но и их реальную деятельность, участие в формировании правительства, фракций в представительных органах власти»15
  7. Рласность; средства массовой информации свободны от цензуры. Отсутствие цензуры обязательный признак демократического политического режима. Средства массовой информации являются рупором демократии. Через критику государственной власти обеспечивается реальная возможность повлиять на ее действия и решения, узнать о конкретной деятельности государства на благо общества.
  8. Реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. При этом учитывается система их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия.

Демократический политический режим может предусматривать  прямое участие населения в решении  государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Таким образом, народовластие имеет две формы: представительную и непосредственную демократию.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам  исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций. Выборными органами в Российской Федерации являются: на федеральном уровне – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации; в субъектах федерации – парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации; на местном уровне – органы местного самоуправления.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что  она дает больше возможностей (по сравнению  с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью. К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно «…неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.»16

Прямая демократия позволяет  осуществлять власть самим народом  без политических посредников. «Непосредственная демократия – это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов»17

К положительным моментам прямой демократии можно отнести  то, что она: дает больше возможностей для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную, легитимизацию власти, обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания  у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений  вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Разумеется, помимо положительных моментов, демократический режим имеет свои проблемы, такие как, например, «…чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил.»18 Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

Таким образом, демократический режим  характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим  ему оказывать влияние на государственное  управление обществом. В силу этого демократия приобретает характер общечеловеческой ценности, так или иначе присутствующей на протяжении всей истории, начиная с первобытности, особые же значения она получает в наши дни, когда она становится основополагающей, фундаментальной ценностью, критерием и ориентиром.

§ 2 Антидемократические режимы.

Отличаются разнообразием  и антидемократические политические режимы, которые противоположны вышеперечисленным чертам режима демократии. Антидемократический режим существует в двух формах: авторитарный и тоталитарный режимы. «Образование и становление авторитарных и тоталитарных политических режимов происходило в первой половине XX века в Европе. Свое логическое завершение они получают при фашистском режиме в Германии и Италии»19. В этих государствах в 30-е гг. прошлого века установились следующие признаки антидемократических режимов:

- культ личности вождя,  действия которого не обсуждаются  и признаются единственно верными  и правильными, они подлежат  неукоснительному исполнению. Почитается  преданность вождю и его всеобщее  восхваление.

- главное, что определяет характер государственной власти, это соотношение государства и личности. В антидемократических государствах проявляется грубое нарушение прав и свобод человека.

- полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества. В таком государстве устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами. Партийные органы разрабатывают государственную политику, проводят идеологическую работу среди населения с целью претворения в жизнь проводимых государством мер, воспитания любви к родине и вождю нации.

- личность в антидемократическом  государстве фактически лишена  каких-либо субъективных прав, хотя  формально они могут провозглашаться  даже в конституционных актах.  К инакомыслящим и прогрессивным  силам применяются жесткие репрессивные  меры;

- при антидемократических  режимах реально действует примат  государства над правом, что является  следствием произвола, нарушений  законности, ликвидации правовых  начал в общественной жизни;

- всеохватывающая милитаризация  общественной жизни, наличие огромного  военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой, огосударствление всех общественных организаций;

- антидемократические государства  не учитывают особенностей религиозных  убеждений населения. Они «… полностью отрицают религиозное мировоззрение или отдают предпочтение одной из религий, запрещая и подавляя все неугодные им религиозные течения»20. Авторитарные и тоталитарные режимы чаще всего появляются там, где население не грамотно, сохраняются пережитки феодальных отношений, где низкая правовая и политическая культура.

Авторитаризм. Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. «Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм. Но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический» 21.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1) Автократизм (самовластие)  или небольшое число носителей  власти. Ими могут быть один  человек (монарх, тиран) или группа  лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.). Авторитарный режим предполагает концентрацию властных полномочий в руках одного лица, культ личности, отстранение населения от управления обществом и государством. Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием.

2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам,  при этом власть может править  с помощью законов, но их  она принимает по своему усмотрению. «Государственная власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут существовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией)»22.

3) опора на силу. Массовые репрессии не обязательны, режим может даже пользоваться популярностью, но при случае может прибегнуть к силе и не скрывает этого. Авторитарные режимы отличает «… стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений, а также стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти»23

Информация о работе Политические режимы и его виды