Политические режимы и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая форму правления и форму территориального устройства государства, нельзя ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняет фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……..3
Глава I. Понятие политического режима………….………………………5
§ 1. Определение политического режим………….............……………....5
§ 2. Признаки политического режима…………...........................………...8
Глава II. Виды политических режимов………...............................……..11
§ 1. Демократический режим………………………………...…………...11
§ 2. Антидемократические режимы……………………………..……….18
§ 3. Разновидности политических режимов………..…………………...26
Заключение……………………………………………………..………….32
Список использованной литературы…………………………..………...34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 86.60 Кб (Скачать файл)

4) Монополизация власти  и политики, недопущение политической  оппозиции и конкуренции. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются.

5) Отказ от тотального  контроля над обществом, невмешательство вовне политические сферы и прежде всего в экономику. «При авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности» 24.Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура, межличностные отношения. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику.

6) Рекрутирование политической  элиты путем введения в состав  выборного органа новых членов  без проведения дополнительных  выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной  борьбы.

7) сохраняется ограниченная цензура, "полугласность".

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах.    

Слабые стороны авторитаризма: неподконтрольность власти обществу, отсутствие механизма "обратной связи", полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов. В то же время у таких систем есть и преимущества: высокая мобильность, ощутимая в экстремальных ситуациях, способность поддерживать общественный порядок, преодолевать сопротивление консервативных структур, сконцентрировать усилия и средства на определенных направлениях.

По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. «В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп.»25 Также авторитарные режимы отличаются от тоталитарных тем, что: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции. «Зачастую при авторитаризме формально существуют партии, парламент, разделение властей и другие атрибуты демократии; гражданское общество не полностью поглощено государством и даже возможно «дозированное инакомыслие»: если человек не является активным противником режима, его не преследуют»26

Подобные режимы, как правило, возникают в условиях социального и политического кризиса общества, выражающий переходный характер переживаемого времени, для которого характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада. В связи с этим происходит маргинализация основной массы населения, нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к «восстановлению» социальной справедливости путем установления поголовного равенства. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса. Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование - более или менее успешное - исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом. Реальный путь эволюции таких режимов -  преобразование в полноценную демократию более устойчивый и перспективный политический режим.

Тоталитаризм. Тоталитаризм как определенный политический режим феномен именно XX века. «Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.»27 Но это не означает, что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности. Сам термин происходит от латинского слова "totalis" - полный, целый, всеобщий. Чаще всего под тоталитаризмом «…сегодня понимают политическую практику, при которой руководство страны стремится подчинить весь уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее и организовать систему политической власти так, чтобы она способствовала реализации этой идеи.» 28.

Тоталитарные идеи находили свое частичное воплощение в практике деспотий Древнего Востока. Как система целостных взглядов и,  главное, практика общественной жизни, тоталитаризм сложился в XX веке, на стадии наивысшего развития индустриального общества.

Тоталитаризм не возникает  случайно, даже будучи своеобразной аномалией, он имеет свои социальные предпосылки  и причины. Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.Это люмпенизированные слои, но не только. Мощные бюрократические структуры также с помощью тоталитаризма обеспечивают свои притязания на власть и, следовательно, на различные блага. Обычно вожди тоталитарных движений делают ставку на основные свойства люмпена, которыми являются нигилизм по отношению к прошлому и настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стеснённость, эгоцентричность. Адресаты у различных движений, слои, на которые они упираются, тоже отличаются. В любом случае, интересы и нужды этих слоев очень мало связаны с задачами таких движений и нужны им лишь как предлог для прихода к власти.

При первом приближении тоталитаризм характеризуют следующие взаимосвязанные  и взаимообусловленные признаки:

  — тотальный государственный контроль над обществом. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни.

—в государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые), не учитываются. «Центром тоталитарной системы является вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается.»29

— система жесткого полицейского террористического контроля над  всеми гражданами (исключение — только для вождя). Репрессивный аппарат тоталитарного государства отличается необычайной мощью и разветвленностью. Он руководствуется не столько формальными требованиями закона, сколько приказами вождя и его приближенных.

— политизация (в плане  пропаганды) всей жизни и уничтожение политики как таковой. «В связи с тем, что любая деятельность стала государственной и подчиненной идеологии, любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере сразу же превращается в прегрешение идеологическое. Результат — политизация, идеологизация всех возможных прегрешений отдельного человека и, как заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический.»30

— господство единственной правящей массовой партии, которая  является ядром политической системы  тоталитарного общества. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Вот как характеризует этот признак Цыганков А.П.: «Единственная массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, лидером харизматического склада и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10 %); партия, чье ядро страстно и непоколебимо предано идеологии и готово всемерно, способствовать ее широкому распространению; партия, которая организована по иерархическому, олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью слита с нею».31

— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии. Нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже физически уничтожить несогласных, все остальные идеи, их плюрализм они рассматривают как заблуждение или сознательную ложь.

— милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма.

Государство при тоталитаризме  как бы берет на себя заботу о  каждом члене общества. Со стороны  населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены  общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях  должно государство, особенно в сфере  здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация общества.

Таким образом, тоталитаризм — это не только режим, понимаемый как политическая подсистема или  ее специфическое поведение. Это  масштабное взаимопроникновение власти в общество, результатом которого оказывается глубокое ослабление общества, его полуисчезновение.

§ 3. Разновидности политических режимов.

  1. Существуют различные формы демократического, авторитарного и тоталитарного режимов. Одним из видов демократического режима является современный – либерально-демократический режим. «В теории государства либеральными называются такие политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.»32 Эти принципы прежде всею характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике. Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства. Плюрализм и прежде всего многопартийность – необходимые атрибуты либерального общества. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности. Эти объединения составляют фундамент гражданского общества. При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Однако  либеральный режим имеет свои проблемы, главные среди них – социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этою режима наиболее аффективно становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств.

Ряд ученых выделяют также чрезвычайные государственно-правовые режимы. «Они могут устанавливаться в рамках действия демократического политического режима в условиях чрезвычайного положения при реальной угрозе государственного переворота, стихийных бедствиях, глобальных катастрофах, иных опасностях для функционирования государственных институтов.» 33. Чрезвычайное положение должно вводиться строго на основе специального закона, на всей территории государства. Введение режима чрезвычайного положения сопровождается запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати, приостановлением деятельности некоторых политических партий, установлением особого режима общественного порядка и общественной безопасности.

2. Авторитарный режим также неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим, который весьма широко был  распространен в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, и странах Азии, Африки, Южной Америке, есть абсолютно произвольная, неограниченная власть одного лица, эмоционально обозначаемого подвластными как деспот, тиран и т.п. Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу. При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. «Этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т.д.»34

  Очень близок к деспотическому, по сути являясь его разновидностью, тиранический режим. Он также  возник в древности, в некоторых  островных греческих городах-государствах. Тиранический режим – также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. «Тирания возникала, как правило, из демократии: один человек или группа лиц силой или хитростью захватывали всю полноту власти и осуществляли ее без согласия с народом. Чаще всего тиранами становились удачливые военачальники, сумевшие обернуть себе на пользу столкновение народа и аристократии.» 35. Тирания также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Если в деспотии произвол и самовластье обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем и не стремится их создать.

Информация о работе Политические режимы и его виды