Полномочия президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Президент РФ занимает ведущее положение в системе государственных органов. Он является главой государства и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране. Для разрешения возникающих между ними разногласий Президент наделен правом использования согласительных процедур, а также правом передачи разрешения спора на рассмотрение соответствующего суда.
Цель работы – исследовать существующие полномочия Президента Российской Федерации

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Место Президента РФ в системе государственных органов. 5
1.1 Президент в системе органов государственной власти. 5
1.2 Основания вступления в должность Президента.Ошибка! Закладка не определена.................................... 13
Глава 2 Полномочия Президента Российской Федерации 15
2.1 Полномочия Президента связанные с формированием и деятельностью федеральных органов государственной власти. 15
2.2 Полномочия Президента Российской Федерации в отношении законодательной власти: 17
2.3 Полномочия, связанные с судебными органами. 19
2.4 Полномочия в области обороны страны и обеспечения государственной безопасности. 22
2.5 Полномочия в области внутренней и внешней политики. 26
2.6 Иные полномочия. 30
2.7 Виды оснований прекращения полномочий Президента РФ 31
Заключение…………………………………………………………………… 39
Список используемых источников. 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

.Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Президент РФ - это высшее должностное лицо государства, обладающее государственной властью и осуществляющее ее, что прямо вытекает из содержания Конституции Российской Федерации.

   Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

  Президент обладает широкими полномочиями в различных сферах. В одних случаях полномочия принадлежат исключительно ему, в других – они сопряжены с полномочиями других органов государственной власти.    

В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует свое право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Если Правительство принимает постановления и распоряжения, противоречащие Конституции, то Президент вправе отменять эти решения Правительства.

Являясь гарантом Конституции, всей системы конституционной  законности, Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству.

Таким образом, положения Конституции позволяют  утверждать, что Президент занимает самостоятельное и главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть . Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

Президент РФ занимает ведущее положение в системе  государственных органов. Он является главой государства и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране. Для разрешения возникающих между ними разногласий Президент наделен правом использования согласительных процедур, а также правом передачи разрешения спора на рассмотрение соответствующего суда.

Цель работы – исследовать существующие полномочия Президента Российской Федерации 
 

Глава 1.  Место Президента РФ в системе государственных органов.   

1.1 Президент в системе  органов государственной  власти.

  Президент РФ занимает особое место в системе государственных органов. Особенность института Президента в РФ состоит в том, что в отличие от зарубежных государств, где Президент, как правило, относится исключительно к исполнительной ветви власти, Президенту РФ отведено особое положение в системе разделения властей.  

   Президент обладает широкими полномочиями в различных сферах. В одних случаях полномочия принадлежат исключительно ему, в других – они сопряжены с полномочиями других органов государственной власти.    

   В отношении законодательной ветви власти Президент обладает очень обширными полномочиями:

     1) Президент РФ обладает  правом законодательной  инициативы и является  непосредственным  участником законотворческого  процесса. Законопроекты могут  разрабатываются в администрации президента, после чего они направляются в Государственную Думу, затем поступают в Совет Федерации, а после одобрения идут на подпись Президенту. Законопроект становится законом  и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. 

      2) Президент обладает  правом относительного  вето. Иными словами, Президент вправе наложить запрет на одобренный Советом Федерации законопроект. Причем вето Президента не является абсолютным, так как существует специальный механизм, с помощью которого возможно его преодолеть. Для этого необходимо, чтобы  против вето Президента выступило не мене  2/3 обеих палат Федерального Собрания – в этом случае Президент обязан подписать законопроект в течение 7 дней.    

      3) Президент назначает  выборы Государственной  Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается на 30-й день самостоятельно, но Президент имеет право собрать депутатов досрочно.

      4) Президент обращается  к Федеральному  Собранию с ежегодным  посланием о положении  в стране, об основных  направлениях внешней  и внутренней политики, о бюджете. Причем следует отметить, что послание Президента не является обязательным для исполнения для Федерального Собрания. Федеральное Собрание может принимать во внимание идеи, высказанные Президентом, но не обязано беспрекословно их выполнять.

      5) Президент назначает  референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Другие органы не вправе принимать решение о всенародном голосовании.

      6) Президент вправе  распустить Государственную  Думу в 3-х случаях:

- в случае трехкратного отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства;

- в случае  двукратного вынесения недоверия  Правительству в течение трех  месяцев;

- в случае  отказа Государственной Думы  в доверии Правительству. 

Кроме этого,  можно выделить ряд случаев, когда  Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

- в течение  одного года после его избрания;

- с момента  вынесения обвинений против Президента  до принятия соответствующего  решения Советом Федерации;

- в течение  6 месяцев до окончания сроков  полномочии Президента.  

  Таким образом, можно сделать вывод, что Президент обладает существенной компетенцией в законодательной ветви власти.

  Президент занимает также существенное положение в исполнительной ветви власти:

     1) Президент назначает  с согласия Государственной  Думы Председателя  Правительства. Причем в этом вопросе Президент обладает механизмом давления на Государственную Думу, так как если последняя 3 раза откажет в избрании кандидатуры на пост Председателя Правительства, то Президент вправе распустить Государственную Думу, назначить новые выборы и без одобрения Государственной Думы назначить Главу Правительства собственнолично.

     2) Президент формирует  состав Правительства. Председатель Правительства предлагает кандидатуры на должности федеральных министров,  а Президент непосредственно их назначает. 

     3) Президент имеет  право председательствовать  на заседании Правительства.

     4) Президент имеет  право роспуска  Правительства. Он может это делать по собственному усмотрению, но также в условиях выражения Думой недоверия вправе этого не делать.

     Таким образом, столь обширные полномочия Президента не оставляют сомнений в  его руководящем положении в  исполнительной власти. 

     Президент оказывает существенное влияние на судебную власть:

В соответствии с принципами разделения властей  и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти.

     1) Президент выдвигает Совету Федерации  кандидатуры на должности судей  Конституционного Суда, Верховного  Суда, Высшего Арбитражного Суда, то есть высших судебных органов РФ. Президент также вправе назначать судей других федеральных судов.

     2) Президент выдвигает Совету Федерации  кандидатуру на должность Генерального  Прокурора РФ. 

     Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что Президент РФ занимает особое положение в системе государственных органов. Он является главой государства и выступает в роли некого «арбитра», стоящего над всеми ветвями власти и контролирующего отношения, которые возникают между ними.

  Исходя из этого, отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции и место в Конституции гл. 4, посвященной Президенту.

Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации  является главой государства.

В ранее действовавшей  Конституции устанавливалось, что  Президент является высшим должностным  лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

Придание Президенту статуса главы государства вызвано  объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

Признание Президента главой государства является традиционным в конституциях многих стран мира. Так определялся статус Президента бывшего Союза ССР, а в настоящее  время такого рода характеристика президентов  содержится в конституциях большинства стран.

Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место  в системе органов государственной  власти, не входит непосредственно  ни в одну из ее ветвей.

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система "сдержек и противовесов", которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции  РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким четырехлетним сроком , в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции  РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации .В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

Информация о работе Полномочия президента