Полномочия президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Президент РФ занимает ведущее положение в системе государственных органов. Он является главой государства и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране. Для разрешения возникающих между ними разногласий Президент наделен правом использования согласительных процедур, а также правом передачи разрешения спора на рассмотрение соответствующего суда.
Цель работы – исследовать существующие полномочия Президента Российской Федерации

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Место Президента РФ в системе государственных органов. 5
1.1 Президент в системе органов государственной власти. 5
1.2 Основания вступления в должность Президента.Ошибка! Закладка не определена.................................... 13
Глава 2 Полномочия Президента Российской Федерации 15
2.1 Полномочия Президента связанные с формированием и деятельностью федеральных органов государственной власти. 15
2.2 Полномочия Президента Российской Федерации в отношении законодательной власти: 17
2.3 Полномочия, связанные с судебными органами. 19
2.4 Полномочия в области обороны страны и обеспечения государственной безопасности. 22
2.5 Полномочия в области внутренней и внешней политики. 26
2.6 Иные полномочия. 30
2.7 Виды оснований прекращения полномочий Президента РФ 31
Заключение…………………………………………………………………… 39
Список используемых источников. 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

В осуществлении  этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится  и к такой функции Президента, как определение основных направлений  внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в  которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.

Место, которое  занимает в ныне действующей Конституции  глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в  прямой форме то, что Президент  не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью . Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в  отличие от неприкосновенности депутатов.

Такая формула  свидетельствует о высокой степени  защиты Президента, который получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.

Как отметил  Конституционный Суд в своем Постановлении от 11 июля 2000 г.  «По делу о толковании статей 91 и 92 (ч. 2) Конституции в их взаимосвязи» , Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства и никто не может присваивать его властные полномочия .1       Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Однако неприкосновенность Президента нельзя трактовать как абсолютную .Предусмотрена в Конституции возможность отрешения Президента от должности. Конституционный Суд указал в названном Постановлении, что досрочное прекращение полномочий Президента, в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, может произойти вопреки согласию Президента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 

_________________________

1Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» // "Собрание законодательства РФ", 17.07.2000, № 29, ст. 3118..

1.2 Основания вступления в должность Президента.

   Избранный Президент Российской Федерации вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации , — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

Процедура вступления Президента РФ в должность заключается  в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Присяга приносится народу. Текст сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».1

Резиденцией Президента РФ является столица России — Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России. 

_________________

1 Конституция Российской Федерации :.Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Ст. 82.    - М.: Юридическая литература. , 1993.

Также установлены официальные символы президентской власти и их использование при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

Этими символами  являются: штандарт (флаг) Президента Российской 
Федерации; Знак Президента Российской Федерации; специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации.

Знак Президента Российской Федерации возлагается  на Президента как главу государства  на период его полномочий Председателем  Совета Федерации. 
Использование Знака определяется нормами Государственного протокола.

На специальном  экземпляре текста Конституции Российской Федерации 
Президент приносит присягу.

Официальные символы  президентской власти передаются вновь  избранному 
Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента  принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока  его пребывания в должности с  момента принесения присяги вновь  избранным Президентом .1

Избранный и вступивший в должность Президент РФ обладает неприкосновенностью.  
 
 

_______________________

1 Конституция Российской Федерации :.Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Ст. 92,ч.1    - М.: Юридическая литература. , 1993.

Глава 2 Полномочия Президента Российской Федерации

        2.1  Полномочия Президента связанные с формированием и                 деятельностью федеральных органов государственной власти.

Полномочия Президента Российской Федерации наиболее широки в отношении органов исполнительной власти. Президент назначает на должность Председателя Правительства Российской Федерации. До акта назначения Президент должен получить согласие Государственной Думы. Внесение Президентом кандидатуры на пост Председателя Правительства должно быть осуществлено в определенные сроки (например, не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или в течение недели со дня отклонения кандидатуры на этот пост Государственной Думы).

Президент Российской Федерации имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства.

Президент также  имеет право назначать на должность  и освобождать от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров без участия какого - либо иного органа, но делает это только по предложению Председателя Правительства.

В полномочия Президента Российской Федерации также входит решение вопросов об отставке Правительства  Российской Федерации. Это решение  может быть принято в трех случаях:

-по собственному усмотрению;

-в случае  подачи Правительством заявления  об отставке;

-в случае  выражения недоверия Правительству  Государственной Думой.

Президент Российской Федерации имеет право отправить  в отставку не только весь состав Правительства, но и отдельных его членов. Поскольку отдельные члены Правительства назначаются Президентом Российской Федерации самостоятельно, то и согласия Государственной Думы в этом случае не требуется.

Президент может  отменить постановления и распоряжения Правительство в случаях фактов противоречия акта Правительства Конституции Российской Федерации, федеральному закону, указу Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации представляет Государственной  Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации. Он же ставит вопрос перед Государственной Думой об освобождении Председателя ЦБРФ от должности. Само же назначение или смещение осуществляется Государственной Думой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2  Полномочия Президента Российской Федерации в отношении законодательной власти:

Президент Российской Федерации назначает выборы Государственной  Думы в связи с истечением срока  ее полномочий, предусмотренные Конституцией РФ или ее роспуском. Порядок выборов  устанавливается федеральным законом  “ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“. Президент Российской Федерации также имеет право распускать Государственную Думу, но только в точно установленных Конституцией случаях:

- Государственная  Дума большинством общего состава депутатов трижды отклоняет представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ;

- Государственная  Дума в течение трех месяцев  повторно выразит недоверие Правительству  РФ.

Президент Российской Федерации назначает референдум (общегосударственное голосование избирателей), порядок проведения которого устанавливается федеральным конституционным законом “ О референдуме “. Президент назначает референдум с указанием даты (в выходной день) своим указом после заключения Конституционного Суда о том, что все требования, предусмотренные законодательством, соблюдены. В Субъектах Федерации, в административно - территориальных единицах в соответствии с законом Субъектов Федерации местные референдумы назначают соответствующие органы государственной власти и должностные лица на местах.1

Президент Российской Федерации вносит законопроекты  в Государственную 

______________________

1Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995г.№2-ФКЗ « О референдуме Российской Федерации». Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 октября 1995г.,№42,ст3921, в Российской газете от 19 октября 1995г.

Думу. В течение 14 дней Президент подписывает и обнародует федеральные законы, то есть законы, действующие на всей территории России.

Президент Российской Федерации обладает правом вето - это  отказ главы государства в  санкционировании закона, лишь приостанавливающее вступление его в силу, так как  Парламенту предоставляется право  принятия этого закона вторичным голосованием, требующим квалифицированного большинства голосов.

Ежегодно Президент  Российской Федерации обращается к  Федеральному Собранию с посланиями об основных направлениях внешней и  внутренней политики государства. Эти  послания заслушиваются на совместном заседании палат Парламента. Помимо ежегодных посланий Президента обращается к Федеральному Собранию с иными посланиями.

Также Президент  Российской Федерации наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд  с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации:

федеральных законов  и нормативных актов высших федеральных  органов государственной власти (Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ);

конституций и  уставов, а также иных нормативных  актов субъектов Федерации, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению субъектов Федерации;

Информация о работе Полномочия президента