Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа
Президент РФ занимает ведущее положение в системе государственных органов. Он является главой государства и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране. Для разрешения возникающих между ними разногласий Президент наделен правом использования согласительных процедур, а также правом передачи разрешения спора на рассмотрение соответствующего суда.
Цель работы – исследовать существующие полномочия Президента Российской Федерации
Введение. 3
Глава 1. Место Президента РФ в системе государственных органов. 5
1.1 Президент в системе органов государственной власти. 5
1.2 Основания вступления в должность Президента.Ошибка! Закладка не определена.................................... 13
Глава 2 Полномочия Президента Российской Федерации 15
2.1 Полномочия Президента связанные с формированием и деятельностью федеральных органов государственной власти. 15
2.2 Полномочия Президента Российской Федерации в отношении законодательной власти: 17
2.3 Полномочия, связанные с судебными органами. 19
2.4 Полномочия в области обороны страны и обеспечения государственной безопасности. 22
2.5 Полномочия в области внутренней и внешней политики. 26
2.6 Иные полномочия. 30
2.7 Виды оснований прекращения полномочий Президента РФ 31
Заключение…………………………………………………………………… 39
Список используемых источников. 40
Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделен полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Президент ежегодно направляет в Правительство бюджетные послания.
Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят свое выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания Федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон еще раз, но квалифицированным большинством.
В рамках имеющихся
в его распоряжении конституционно-правовых
полномочий Президент определяет основные
направления внутренней политики также
через нормотворческую и организационно-
Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.
Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет – постоянно действующий консультативный орган.
Внешняя политика.
Согласно п.«а» ст.86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.
Президенту непосредственно
подчинено Министерство иностранных
дел. Он возглавляет Совет
Пункты «б», «в» и «г» 86 статьи конкретизируют полномочия Президента во внешнеполитической сфере: ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Все исследователи единодушны во мнении, что один Президент не может решать все вопросы внешних сношений. Поэтому многогранная внешнеполитическая деятельность осуществляется в сотрудничестве с Парламентом и Правительством РФ. Международные договоры, заключенные Президентом, подлежат ратификации, которая осуществляется парламентом - Федеральным Собранием. Принимаемая на основе такого одобрения ратификационная грамота подписывается Президентом.
Все это в
целом способствует разработке стратегии
внешнеполитической деятельности страны,
основные ее направления, которые, в
конечном итоге влияют на положение
каждого гражданина. Президент непосредственно
руководит выполнением
Согласно п. «м» ст.83 Конституции РФ, Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Дипломатические представители отстаивают интересы РФ в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. Следует заметить, что назначение и отзыв дипломатических представителей может быть реализовано после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Однако Конституцией устанавливается лишь обязанность проводить консультации, но само назначение конкретного дипломатического представителя не связывается с результатом этих консультаций.
Для сравнения приведем примеры того, как регулируются полномочия президента во внешней политике в других странах. Так, Конституция Франции весьма детально регулирует внешнеполитические полномочия президента. В латиноамериканских странах они лишь упоминаются в общих чертах. В США президент обладает значительными полномочиями, которые основываются не столько на тексте Конституции, сколько на решениях Верховного суд, доктрине «внешнего суверенитета».
2.6 Иные полномочия.
К иным полномочиям Президента относятся:
- возможность
решать вопросы гражданства
а) приема в гражданство РФ в общем порядке;
б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;
в) выхода из гражданства РФ в общем порядке;
г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Президент утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ.
- вопросы награждения
государственными наградами
- осуществление
помилования. Помилование
Акт помилования
осуществляется на основе персонального
обращения осужденного к
- Президент наделен правом назначать референдум. Порядок назначение и проведения референдума регулируется ФКЗ «О референдуме РФ».
- Президент наделен правом формировать свою администрацию, которую возглавляет Руководитель администрации. Администрация призвана обеспечить исполнение Президентом его полномочий.
2.7 Виды оснований прекращения полномочий Президента РФ
Полномочия
Президента государства могут быть прекращены
по разным основаниям. Как правило, эти
основания предусматриваются законами.
Однако на практике имеют место случаи,
когда полномочия президента прекращаются
по основаниям, не предусмотренным законодательством.
Например, первый и последний Президент
СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия
в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция
СССР 1977 г. не предусматривала такого основания
прекращения существование самого государства.
Примером нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда власть президента или насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в результате ее захвата вопреки закону.
Правовыми основаниями прекращения полномочий президента являются те основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в отставку, упразднение поста президента и др.).
Прекращение полномочий президента может быть осуществлено по истечении предусмотренного конституцией срока пребывания в этой должности и досрочно.
Конституция РФ
предусматривает несколько
Истечение Срока
Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это обычный порядок прекращения полномочий. В остальных случаях, о которых пойдет речь ниже, полномочия могут быть прекращены досрочно.
Отставка Президента.
Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае отставки — добровольного ухода с должности Президента. Так именно поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. Процедура ухода в отставку, к сожалению, в законе не регламентирована, хотя потребность в этом имеется. В законе, по нашему мнению, должны быть указаны форма выражения Президентом своей воли (скорее всего, это должно быть письменное заявление), мотивы, побудившие Президента принять такое решение (такие мотивы могут носить личный характер — преклонный возраст, состояние здоровья; политические, несогласие с политикой Федерального Собрания и других органов государственной власти в связи с образовавшимся экономическим, политическим кризисом и т. д.)
Действующее законодательство предусматривает порядок вступления Президента в должность, принесение народу присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда, но не регулирует порядок ухода Президента в отставку.
Стойкая неспособность
Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. 1
К сожалению, и это основание для прекращения полномочий Президента _____________________
1
Конституция Российской Федерации :.Принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993
года. Ст. 92,ч.2 - М.: Юридическая литература.
, 1993.
должным образом не регламентировано и 'вызывает много вопросов.В частности, не совсем ясно: «стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия» является основанием для прекращения полномочий Президента по воле последнего или вопреки его воле? Нет ответа в законодательстве и на вопросы, кто и каким образом устанавливает сам факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует и т.д. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы.
В связи с
этим Конституционный Суд РФ 11 июля
2000 г. принял
Постановление по делу о толковании положений
ст. 91 и ч. 2 ст. 92
Конституции РФ «О досрочном прекращении
полномочий Президента РФ в случае стойкой
неспособности по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия».
Поводом к рассмотрению дела явился запрос
Государственной Думы. Основанием к рассмотрению
дела явилась обнаружившаяся неопределенность
в понимании указанных конституционных
положений в их взаимосвязи.
В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из занимаемого Президентом РФ места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция РФ закрепляет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.
Содержание и
назначение ст. 92 (ч. 2) Конституции РФ,
предусматривающей возможность
прекращения исполнения полномочий
Президента РФ досрочно в случае стойкой
неспособности по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия,
не затрагиваются установлением в ст.
91
Конституции РФ положения о неприкосновенности
Президента РФ.