Понятие форм (источников) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические основы вопроса о формах и источниках права.
Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи:
 раскрыть понятие «форма (источник) права» и охарактеризовать виды источников права;
 раскрыть содержание нормативно-правовых актов и охарактеризовать их виды;
 установить значение нормативно-правового акта как основного источника российского права.

Содержание работы

Введение 3
I. Понятие форм (источников) права 5
II. Виды форм права 8
§1. Правовой обычай 8
§2. Правовой прецедент 12
§3. Юридическая наука (правовая доктрина) 15
§4. Договоры нормативного содержания 16
§5. Нормативно-правовые акты 20
III. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права 22
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 34

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

I.

Понятие форм (источников) права                                                            

5

II.

Виды форм права                                                                                        

8

§1.

Правовой обычай                                                                                                            

8

§2.

Правовой прецедент

12

§3.

Юридическая наука (правовая доктрина)

15

§4.

Договоры нормативного содержания

16

§5.

Нормативно-правовые акты

20

III.

Нормативно-правовой акт как основной источник российского права                   

22

 

Заключение

31

 

Список использованных источников и литературы

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день, ведь источник права являются внешними формами выражения юридических норм, действующих в государстве. Формы (источники) права являются обязательным компонентом правовых знаний человека, изучающего юриспруденцию. Они показывают, говоря обыденным языком, откуда берется право, как оно действует и существует.

Довольно часто принимаются  не очень точные нормативно-правовые акты (страдает юридическая техника и порождает их двоякое толкование), возникают коллизии юридических норм и т.д. Чтобы не было этих негативных явлений в массиве отечественного права, следует не упускать высокую роль нормотворческой деятельности компетентных органов и правильной систематизации правовых актов.

 Предметом исследования курсовой работы являются формы (источники) права.

В данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические основы вопроса о формах и источниках права.

Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи:

  • раскрыть понятие «форма (источник) права» и охарактеризовать виды источников права;
  • раскрыть содержание нормативно-правовых актов и охарактеризовать их виды;
  • установить значение нормативно-правового акта как основного источника российского права.

Методологической основой курсовой работы явились: объективность, всесторонность, историзм. Материалы, составляющие основу исследования, изучались и подвергались анализу с учетом хронологических событий, содержания правовых форм. Методологическую базу исследования составили современные методы познания, функциональный подход, методы анализа, синтеза и аксиологический. Применялся также ряд специальных методов: сравнительно-правовой, статистический, системный, конкретно-социологический, историко-правовой, логико-юридический.

Теоретическая основу настоящей курсовой работы составляют различная литература по теории государства и права, учебники  под редакцией В. К. Бабаева, Н. И. Матузова и А. В. Малько, А.Б. Венгерова, Румянцева О. Г. Пиголкина А. С., Мицкевича А. В., Хропанюка В.Н. и некоторых других авторов.

Нормативную основу данной курсовой работы составляет Конституция Российской Федерации.

Настоящая курсовая работа состоит из введения, трех пунктов и заключения. В первой главе дается понятие формы и источника права, во второй - рассматриваются виды форм права, в третьей главе – нормативно-правовой акт как основной источник права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие форм (источников) права

 

Право, как целостное  явление социальной действительности, имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особенности  структуры содержания, они представляют собой способы организации права вовне.

А.В. Малько дает следующее  определение формы права: «формы права – это способ выражения  во вне государственной воли, юридических  правил поведения».1

С помощью формы, право  обретает свои неотъемлемые черты и  признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д.

Различают внутреннюю и  внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих содержание данного явления. Под внешней  формой права понимается комплекс юридических  источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих субъектам права ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Понятия «форма права» и  «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности. Есть и иные точки зрения.1

Содержание и форма  права не являются результатом произвольного  конструирования законодателя. Их первопричины заложены в системе общественных отношений.

В правоведении различают следующие виды источников права:

    1. Источник права в материальном смысле.
    2. Источник права в идеальном смысле.
    3. Источник права в специальном юридическом смысле.

  Материальные источники коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях.2

Таким образом, источник права в материальном смысле –  это материальные общественные отношения, обусловливающие содержание норм права, формы собственности и т.п.

Однако общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле. Таким образом, источником права в идеальном смысле является совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание.

Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах, которые являются юридическим источником права.2 В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию, т.е. этот источник – есть собственно форма права.

Названные три источника  лишь в самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта система гораздо разнообразней. Она объединяет и экономические, и политические, и социальные, и национальные, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства.

Одни из них находятся  вне правовой системы, другие – внутри ее, обеспечивая правовой системе внутреннюю согласованность и структурную упорядоченность. Они могут быть как объективные, не зависящими от воли и желания людей, так и субъективными, проявляющимися, например, в действиях политических партий, давлении определенных слоев населения, законодательной инициативе, лоббизме, участии экспертов и т.п.3 Причем степень влияния каждого из этих факторов на действующую правовую систему достаточно часто меняется.

Таким образом, под формами (источниками) права понимаются источники права в материальном и формальном смысле. Под материальным смыслом источника права понимается само общество, система общественных отношений, уровень развития общества. В формальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права.

Известны следующие формы права:

-    правовой  обычай;

-   судебный  прецедент;

-   юридическая наука (правовая доктрина);

-  договоры нормативного содержания;

-    нормативно-правовой  акт.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды форм права

 

§1 Правовой обычай

 

Понятие «форма права» получило свое широкое распространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и права. Ученые выделяли два главных способа образования норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был, по их мнению, наиболее распространенный способ. Прямое предписание власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но нормы позитивного права, отмечали они, могут возникать и без непосредственного участия законодателя – они складываются в виде обычая и уже затем утверждаются законодателями. Эти две формы права – закон и правовой обычай – и называли в XIX веке источниками права. В этом смысле источник права, как утверждалось в дореволюционной юридической литературе, - это тот определенным образом формализованный акт, откуда и черпаются, проистекают сведения о правиле поведения. Однако высказывались  и иные взгляды на источник права. Под источником права предполагалось понимать силы, причины, образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только на те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, то есть обеспечивают их обязательность. Словом, существовали разные подходы к определению источника права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает.

Учитывая предыдущие разработки наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права – это синоним понятия  формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом контексте говорится и о видах источников права. При этом  имеется в виду формы права (акты государственных органов, прецедентные решения и т. д.).4

К основным источникам права относится правовой обычай. Исторически он был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Обычаи – требования, подкрепленные длительной традицией. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства.

Примеры такого признания  государством правовыми обычаев  можно найти в статьях 130, 131, 132 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (утвержден Президентом Российской Федерации 30 апреля 1999 года). В частности, в части 1 статьи 130 Кодекса установлено, что срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Дошедшие до нас крупные  законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская Правда) – это сборники правовых обычаев.

Природа правового обычая характеризуется  следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный  характер, т. е. применяется в сравнительно  небольших общественных группах  людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права. К основным чертам правового обычая и обычного права в целом относятся: стихийность и спонтанность возникновения; ритуальность; казуистичность; традиционность.

Правовой обычай отличается определенностью правила, непрерывным  и единообразным характером его  соблюдения. Нормы правового обычая  нередко выражается в пословицах, поговорках, афоризмах, обычаях.

Правовой обычай –  обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством  и может быть принудительно исполнено.

Информация о работе Понятие форм (источников) права