Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:39, курсовая работа
В данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические основы вопроса о формах и источниках права.
Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятие «форма (источник) права» и охарактеризовать виды источников права;
раскрыть содержание нормативно-правовых актов и охарактеризовать их виды;
установить значение нормативно-правового акта как основного источника российского права.
Введение 3
I. Понятие форм (источников) права 5
II. Виды форм права 8
§1. Правовой обычай 8
§2. Правовой прецедент 12
§3. Юридическая наука (правовая доктрина) 15
§4. Договоры нормативного содержания 16
§5. Нормативно-правовые акты 20
III. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права 22
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 34
Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.
Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Законы подразделяются на:
К числу федеральных конституционных законов относятся прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.
Федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, федеральным конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия, Конституционного Суда, и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных — юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал законов.
Федеральный закон в свою очередь делится на подвиды. В соответствии с
Конституцией РФ к ним относятся:
В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.
В свою очередь законы различаются по сфере действия. Они классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории субъектов, входящих в Российскую Федерацию.25
Действие законов РФ
на территории всех субъектов Российской
Федерации является выражением единства
общефедеральной государственно
Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих порядок его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.
Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.
Конституцию справедливо называют главным, основным законом
государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. В правотворческой и правоприменительной деятельности должен учитываться принцип пропорциональности ограничения того или иного права. Важнейшим правом правотворческой деятельности должно стать прогнозирование последствий принятия правовых решений26.
Федеральные законы, хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию.
Все последующие нормативно-
Указы президента Российской Федерации занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". В отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы президента могут носить и ненормативный характер.
Нормативные указы президента - подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Юридическая природа указа президента обусловливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.
К подзаконным нормативно-
Нормативно-правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами и имеют определенный вид, кроме того они составляются по правилам юридической техники. Нормативно-правовые акты имеют единую систему.
Заключение
Одним из важных вопросов
в теории права является вопрос об
источниках, или формах, права. Для
выполнения своих задач право
обязательно должно находить выражение
в тех или иных формах. Вопрос
о соотношении понятий «
В теории государства и права источник права рассматривается в нескольких смысловых значениях.
Во-первых, в качестве источников права выступают общественные отношения, обусловливающие содержание норм права, форм собственности . Такие источники называются материальными. К материальным источникам следует отнести нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и т. д.
Во-вторых, под источниками права понимаются идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Такие источники называются идеальными. К идеальным источникам права следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т. п.
В-третьих, источниками права являются сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такие источники называются — источниками права в специальном юридическом смысле.
Источник (форму) права можно определить как способ выражения и закрепления, направленных на регулирование общественных отношений. В данной курсовой работе рассмотрены следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, нормативный договор, так же нормативно – правовой акт.
Правовой обычай является исторически первым источником права. Это исторически сложившееся и вошедшее в привычку правило поведения, не имеющее письменного закрепления и содержащееся в сознании людей, признаваемое и охраняемое государством, т.е. влекущее правовые последствия. В современный период обычай сохраняет свое значение в качестве источника права, прежде всего, в тех областях, где пока нет достаточного материала для законодательных обобщений.
Правовой прецедент
— решение компетентного
Достоинство прецедента как источника права состоит в том, что он более предметно и точно, чем общая норма закона, способен отразить специфику каждого конкретного дела. Недостаток прецедентного права — в многочисленности используемых в качестве прецедентов судебных и административных решений, что сильно затрудняет возможность свободно в них ориентироваться (как простым гражданам, так и практикующему юристу), своевременно следить за их изменениями, поскольку они зачастую не систематизированы, не собраны в единые сборники.
Правовая доктрина (юридическая наука) на определенных этапах служит формой права. Она выступает первичным источником права и преобладает по юридической силе по отношению к другим источникам права. В современной России правовая доктрина является источником права в силу её фактического признания как общепринятой и авторитетной при создании и реализации права, а также формально-юридического закрепления как источника права международного частного и публичного права.
Нормативный договор как один из источников права, это соглашение между двумя и более субъектами права, заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон. Он является основным источником международного права.
Нормативно-правовой акт — это официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке установленной государством процедуры, содержащий правила поведения обобщенного. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Нормативному правовому акту присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.
Нормативные акты классифицируются
по их юридической силе, Определяемой
компетенцией и положением издавших
их органов в механизме
В системе источников
российского права нормативно-
Большое значение нормативно-правовых актов по сравнению с другими источниками права связано с повышением роли государства в регулировании наиболее значимых общественных отношений.
В свете вышеизложенного
можно сделать вывод, что формы (источники)
права имеют исключительно большое значение
для укрепления законности в правовом
государстве. Совершенство названных
форм (источников) напрямую зависит от
уровня теоретических представлений о
них, и от качества по существу всех видов
юридической практики. Юридическая наука
призвана своевременно готовить пригодные
рекомендации по улучшению форм права,
а практика должна умело реализовать предложения
ученых в целях создания гибкой, динамичной
и эффективно функционирующей системы
источников права. От качества этой системы
права зависит прочность законности в
государстве.
Список источников и литературы
Нормативные акты
Литература