Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:39, курсовая работа
В данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические основы вопроса о формах и источниках права.
Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятие «форма (источник) права» и охарактеризовать виды источников права;
раскрыть содержание нормативно-правовых актов и охарактеризовать их виды;
установить значение нормативно-правового акта как основного источника российского права.
Введение 3
I. Понятие форм (источников) права 5
II. Виды форм права 8
§1. Правовой обычай 8
§2. Правовой прецедент 12
§3. Юридическая наука (правовая доктрина) 15
§4. Договоры нормативного содержания 16
§5. Нормативно-правовые акты 20
III. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права 22
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 34
Выделим следующие признаки нормативного договора.
Во-первых, правовая база нормативных договоров содержится в Конституции и действующем законодательстве РФ.
Во-вторых, в нормативном
договоре в качестве хотя бы одной
из сторон предполагается участие органа
государственной власти, причем чем
более высокое место в
В-третьих, нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их целевая направленность – это достижение общего блага.
В-четвертых, нормативные договоры содержат правила поведения, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, сколько иных коллективных и индивидуальных субъектов.
В-пятых, многочисленность и неопределенность тех субъектов, на которых направляется юридическое воздействие договора.
В-шестых, договорные нормы всегда рассчитаны на длительное воздействие и неоднократное применение.
В-седьмых, нужно отметить
особую, строго формальную процедуру
заключения нормативных договоров
и специальный порядок
В-восьмых, недопустимость
в любых обстоятельствах
В-девятых, в отличие от индивидуальных договоров, содержание которых, как правило, составляет коммерческую тайну, для нормативного договора характерно его официальное опубликование, неопубликованный нормативный договор по общему правилу не порождает правовых последствий.
Перечисленные признаки нужно рассматривать системно. Коллективные договоры не обладают некоторыми из вышеуказанных свойств, что не лишает их нормативных качеств. На практике встречаются правовые акты смешанного характера, содержащие как нормы права, так и индивидуальные предписания.21
Таким образом договор нормативного содержания является соглашением двух или более субъектов, в котором содержатся нормы, регулирующие их взаимоотношения. Является одним из источников права. Нормативные договоры имеют место в основном в международном праве, однако в последнее время нормативные договоры получили широкое распространение и во внутреннем российском праве.
§5 Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.22
Нормативный правовой акт — одна из основных, наиболее распространенных и совершенных внешних форм современного права. Эта форма права превалирует в странах континентальной Европы (Германия, Австрия, Испания, Франция, РФ) и относится к романо-германскому типу права. Это государственный акт нормативного характера. Государственные акты, которыми разрешаются индивидуально-конкретные дела, в отличие от нормативных актов, называются индивидуальными. Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это ведь тот познавательный резервуар, из которого люди черпают сведения об юридических нормах. Кратко, нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права. К нормативным правовым актам относятся Конституция государства, иные законы, а также система подзаконных актов (указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств, решения местных органов власти). Нормативный правовой акт признается основной, господствующей во всех современных цивилизациях формой права в силу вполне объективных причин. Ведущая роль нормативных правовых актов в системе источников права объясняется следующими обстоятельствами.
Во-первых, при его помощи достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, верное отражение реальной деятельности и перспектив ее развития. Это помогает проводить единую правовую политику, не допускать произвольного толкования и применения юридических норм.
Во-вторых, усложнение общественной жизни и в западных демократиях, и на Востоке, рост темпов нынешнего общественного развития, возросшая политизация граждан с неизбежностью влекут повышение роли нормативных актов в системе юридических источников права.
В-третьих, именно нормативные правовые акты (а не какие-либо другие внешние формы права) более всего приспособлены к постоянному обновлению действующего права. Иными словами, нормативно - правовой акт, хотя имеет особые процедуры принятия, может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет ему быстро (по сравнению с иными формами права) реагировать на социальные процессы.
В-четвертых, нормативно - правовые акты легко систематизируются и кодифицируются, что в дальнейшем позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для его реализации.
С введением
рынка, развитием
деятельности, появлением
частных крупных фирм и предприятий малого
бизнеса, функционированием совместных
с иностранными концернами предприятий,
следует ожидать появления некоторых
новых, не существующих пока форм права.
Видимо, рано или поздно нам придется признать
нормативные акты частных организаций.
Нельзя, очевидно, будет игнорировать
нормативно-юридическую силу и типовых
договоров, вырабатываемых ими.
Таким образом
можно сделать вывод что нормат
Нормативно - правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативно-правовой акт, это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Он является основным, доминирующим источником права в России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе). Нормативно-правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативно-правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
Нормативно-правовой акт, это действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения. Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Один — это акт как действие, второй — это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.
Понятие нормативно-правовой акт как — источник права охватывает все многообразие правовых норм, регулирующих многообразные и бесчисленные — социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления.
Такая форма права, как нормативно-правовой
акт, порождает и множество актуальных
научных проблем, одни из которых решены
в теории права, а другие находятся в стадии
обсуждения. Прежде всего, это проблема
структуры нормативно-правового акта
и ее соотношения со структурой самого
права.
Нормативно-правовой
акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные
реквизиты, которые позволяют его относить
к соответствующему виду, например, различать
закон это или постановление, а также определить,
когда он был принят, когда вступил в действие,
кем принят, утвержден, подписан и т. д. Официальные
реквизиты представляют собой сведения
о должностном лице подписавшим акт, заголовок,
вид акта, номер акта и дату принятия. Нормативно-правовым актам присущ ряд
особенностей. Они, во-первых, имеют государственный
характер.23 Государство наделяет органы, организации,
должностных лиц правом готовить и принимать
нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой
компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию
принятых нормативно-правовых актов, включая
и принудительное воздействие на лиц,
уклоняющихся от их исполнения. Государственным
характером нормативно-правовые акты
отличаются от нормативных актов общественных
организаций (уставы партий, общественно-политических
движений).
Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.
В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.
В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.
В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.
Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.
Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты - это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.
В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения, применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок.
Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.
Нормативно-правовой акт
- понятие собирательное, оно охватывает
самые разнообразные
По юридической силе различают: законы - акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты - акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.
По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия.
Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности.
Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.). 24
По субъектам, издающим
(принимающим) нормативно-правовые акты,
последние подразделяются на акты:
референдума, органов государственной
власти, Президента, органов управления,
должностных лиц
При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами.
С нормативно-правовыми
актами тесно связано понятие
законодательства, которым широко оперируют
юридическая наука и
Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, изданных высшими органами государственной власти и управления.
Часто к законодательству относят все без исключения нормативные акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управления. Наиболее верным представляется такое понимание законодательства, когда к нему относятся акты высших органов государственной власти и управления. Законодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой совокупность:
Российское законодательство делится на определенные блоки в зависимости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому основанию выделяются гражданское законодательство, административное законодательство, уголовное законодательство и другие отрасли законодательства.