Понятие формы государства и ее основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Изучение любого общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация представляет собой сложный общественный механизм, в основе которого лежит взаимодействие различных составных элементов формы государства между собой. Таким образом, форма государства- это одна из характеристик государства, во многом определяющая его сущность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………....4

Глава I Понятие и классификация форм государства…………....6
Понятие формы государства…………………………...6
Классификация форм государства…………………….7
Глава II Понятие и классификация форм правления
2.1. Понятие формы правления……………………………...10
2.2. Классификация форм правления. Монархия………..10
2.3. Республика……………………………………………….15
Глава III Понятие государственно-территориального устройства и классификация его форм ……………………………………………………21

3.1. Понятие государственно-территориального устройства…….21
3.2. Классификация государственно-территориального устройства. Унитарное государство……………………………………………………...21
3.3. Автономия……………………………………………………...25
3.4. Федерация………………………………………………………27 3.5. Региональное государство………………………………………………30
3.6. Конфедерации, содружества, иные политико-территориальные образования…………………………………………………………………..32
Глава IV Понятие и классификация государственных режимов…………35

4.1. Понятие государственного режима…………………………..35
4.2. Классификация государственных режимов. Демократический государственный режим……………………………………………………43
4.3. Авторитарный режим………………………………………...44
4.4. Тоталитарный режим…………………………………………46

Заключение…………………………………………………………………..50

Список используемой литературы…………………………………………52

Файлы: 1 файл

курсовая по кпзс.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

 



Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Костромской государственный технологический  университет»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

 

 

Понятие формы государства  и ее основные элементы

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

                                            Выполнила:

                                                                  Научный руководитель:

                                     

 

 

 

 

 

 

Кострома 2006

      

Работа выполнена на кафедре уголовного права и процесса

 

 

Научный руководитель________________________________________

____________________________________________________________

 

 

Решение комиссии о защите курсовой работы_____________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

Заведующий кафедрой

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………....4

 

Глава I Понятие и классификация форм государства…………....6

    1. Понятие формы государства…………………………...6
    2. Классификация форм государства…………………….7

Глава II Понятие и классификация форм правления     

          2.1. Понятие формы правления……………………………...10

          2.2. Классификация форм правления.  Монархия………..10

          2.3. Республика……………………………………………….15

Глава III Понятие государственно-территориального устройства  и классификация его форм ……………………………………………………21

             

             3.1. Понятие государственно-территориального устройства…….21

             3.2. Классификация государственно-территориального  устройства.      Унитарное  государство……………………………………………………...21

              3.3. Автономия……………………………………………………...25

              3.4. Федерация………………………………………………………27              3.5. Региональное государство………………………………………………30

              3.6. Конфедерации, содружества, иные  политико-территориальные образования…………………………………………………………………..32

Глава IV Понятие и классификация государственных режимов…………35

         

              4.1. Понятие государственного режима…………………………..35

               4.2. Классификация государственных  режимов. Демократический государственный режим……………………………………………………43

               4.3. Авторитарный режим………………………………………...44

               4.4. Тоталитарный режим…………………………………………46

 

Заключение…………………………………………………………………..50

 

Список используемой литературы…………………………………………52

 

Введение

 

Изучение любого общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация представляет собой сложный общественный механизм, в основе которого лежит взаимодействие различных составных элементов формы государства между собой. Таким образом, форма государства- это одна из характеристик государства, во многом определяющая его сущность.

Следовательно, целью  данной курсовой работы является рассмотрение различных форм государства, а именно различных форм правления, форм государственного устройства и государственных режимов.

Из данной цели курсовой работы можно сформулировать задачи, которые необходимо решить. Во-первых, необходимо дать определение понятию  форма государства и его основным составляющим элементам. Во-вторых, необходимо дать характеристику элементам формам государства - форме правления, форме территориального устройства и государственным режимам.

Тема « Форма государства  и её основные элементы» актуальна  в настоящее время. Во-первых, для  каждого государства в мире характерно взаимодействие определённых форм государства. К примеру, соответствие определённой формы правления, государственного режима и формы государтвенно-территориального устройства. Во-вторых, данная тема хорошо изучена в литературе. Многие авторы, такие как Арановский К.В.; Алебастрова И.А. и Баглай М.В. и другие занимаются изучением и исследованием различных составных элементов формы государства

Предметом изучения данной курсовой работы является форма государства, а именно её основные характеристики и элементы.

В основу работы положены принципы объективности, который помогает выражать факты в их истинном содержании, многогранности и противоречивости; синтеза, позволяющий рассматривать объекты изучения как единое целое; анализа - рассмотрение объектов как отдельных от целого элементов.

Теоретической основой для написания работы послужила учебная литература, в которой определены основные понятия.

 

Курсовая работа состоит  из следующих частей:

  1. Введения, в котором перечислены основные цели и задачи данной курсовой работы.
  2. Четырёх глав: в первой главе даётся понятие и классификация форм государства; во второй- понятие и классификация форм правления; в третьей - понятие государственно-территориального устройства и классификация его форм; в четвёртой- понятие и классификация государственных режимов.
  3. Заключения, в котором сделаны определённые выводы по проделанной работе, даны ответы на задачи, которые были поставлены в введении к данной курсовой работе.
  4. Списка используемой литературы по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Понятие и классификация  форм государства

1.1 Понятие  формы государства

В конституционном праве  зарубежных стран традиционно используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства: форма правления, форма государственно-территориального устройства, форма политического (государственного) режима. Эти три составные части используются в государствоведении для создания понятия «форма государства». Термин «форма государства» имеет доктринальное происхождение, он связан с учениями о государстве и долгое время в конституциях не употреблялся. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о том, что форма государства как целостное явление становится предметом конституционного регулирования. Статьи многих конституций содержат синтезированные формулировки, включающие все три названных выше элемента. Так, Конституция Бразилии 1988г. Говорит о федеративной республике, о демократическом правовом государстве. Конституция Колумбии 1991г. Характеризует государство как «партиципаторную республику».

Таким образом, форма  государства - это комплексный институт конституционного права, представляющий собой  внутренне согласованную систему норм, регулирующих в единстве структуру и взаимоотношения основных органов государства (главы государства, парламента и правительства), политико-территориальное устройство, главные методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением. Элементы, составляющие в теории государствоведения форму государства, в конституционном праве служат подинститутами комплексного института «форма государства». В свою очередь, они могут выступать в качестве институтов при более дробной классификации (например, форма правления по отношению к парламентской республике).1

1.2 Классификация  форм государства в контитуционном  праве.

 

В отличие от теории государства и права в конституционном праве для классификации форм государства используется свой подход - с позиции теории разделения властей и единства государственной власти. С этой точки зрения в качестве основных разновидностей можно выделить поликратическую (многовластную) и монократическую (единовластную) формы государства. Промежуточное положение между ними занимает сегментарная государственная форма, соединяющая черты этих двух форм. Такая классификация применима ко всем зарубежным странам, в том числе и к тем, которые провозглашают себя в конституциях социалистическими.

Каждая из этих трёх форм имеет множество разновидностей. Но в целом поликратическая государственная  форма характеризуется:

    1. разделением властей между различными органами государства ( парламент- законодательная власть, глава государства и правительство- исполнительная власть, независимые суды- судебная власть).
    2. отлаженными способами взаимодействия ветвей власти, системой  их взаимных сдержек и противовесов.
    3. самоуправлением территориальных коллективов.
    4. демократическим государственным режимом.
    5. различными формами участия населения в управлении государством.

Монократическая государственная  форма единовластием определённого  органа или должностного лица. В  конституциях может быть провозглашено полновластие не одного органа, а определённой системы однородных органов (например, советов в условиях тоталитарного социализма). Но и здесь считается, что государственная власть в центе и на местах принадлежит только им. Полнота государственной власти может принадлежать одному лицу. Например, Фюреру, Дуче, Каудильо - в своё время в Германии, Италии, Испании, Португалии; монарху - в некоторых мусульманских странах, по конституциям которых вся власть исходит от монарха. В прошлом во многих странах Африки ( Гвинее, Заире, Малави, Тунисе и др.) власть принадлежала «пожизненным президентам», которые одновременно являлись председателями единственно разрешённой ( правящей ) партии. Также реальная власть может находится в руках хотя и не государственного, но органа, выполняющего важнейшие государственные полномочия. Так было и есть в странах тоталитарного социализма, где все важнейшие государственные решения принимались и принимаются политбюро (президиумом, исполнительным органом, центральным комитетом) правящей государственной партии.

При такой государственной  форме нет системы сдержек  и противовесов; территориальные  коллективы либо находятся под строгой  опекой центра, либо местное самоуправление прямо отвергается как институт: оно заменяется назначенными губернаторами или избранными советами, которым по конституции принадлежит вся власть, но которые на деле подчинены местным органам правящей партии; господствует единая государственная идеология (в одних странах - в Бенине, Гаити, Заире, Иране это было установлено конституциями, в других такое господство имело фактический характер); существует тоталитарный или авторитарный режим; партиципация либо отвергается, либо формы, в которых она проводятся, не имеют реального значения для влияния на политику государственных органов в центре и на местах.2

Сегментарная государственная  форма характеризуется тем, что  государственная организация как  целое складывается из разнородных  отрезков, но её объединяет единая природа  государственной власти, единство государственной  политики по принципиальным вопросам, единые главные принципы организации и деятельности. В данной государственной форме есть элементы и поликратии и монократизма, частички демократии, авторитаризма и тоталитаризма. Органы государственной власти формируются путём выборов, но выборы «заорганизованы», а число партий, допускаемых к участию в них, нередко ограничено ( в Индонезии до 1999г. партий было три). Выборы в парламент не имеют принципиального значения, поскольку традиционно решающая доля власти сосредоточена в руках президента ( многие президентские республики в Латинской Америке), иного главы государства ( Марокко), или иной структуры ( сената и военных в Таиланде). Разделение властей может признаваться конституциями, но на деле реальной системы сдержек и противовесов не существует. В территориальной структуре государства возможна автономия, даже политическая (Филиппины), на местах могут существовать выборные органы (советы, старосты), но автономные на деле ограничиваются, а выборные главы советов, старосты утверждаются и могут быть не утверждены вышестоящими начальниками органов исполнительной власти. В деятельности органов государства значительное место занимает принуждение, партиципация граждан мала, хотя её элементы и существуют.3

 

 

 

Таким образом, можно сказать о том, что в отличие от теории государства и права в конституционном праве используется свой подход для классификации форм государства, что свидетельствует об определённых различиях в выделении разных видов государства, которые отличаются друг от друга своими определёнными характеристиками. Итак, выделяют поликратическую, монократическую и сегментарную государственные

Информация о работе Понятие формы государства и ее основные элементы