Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:10, курсовая работа
Изучение любого общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация представляет собой сложный общественный механизм, в основе которого лежит взаимодействие различных составных элементов формы государства между собой. Таким образом, форма государства- это одна из характеристик государства, во многом определяющая его сущность.
Введение………………………………………………………………....4
Глава I Понятие и классификация форм государства…………....6
Понятие формы государства…………………………...6
Классификация форм государства…………………….7
Глава II Понятие и классификация форм правления
2.1. Понятие формы правления……………………………...10
2.2. Классификация форм правления. Монархия………..10
2.3. Республика……………………………………………….15
Глава III Понятие государственно-территориального устройства и классификация его форм ……………………………………………………21
3.1. Понятие государственно-территориального устройства…….21
3.2. Классификация государственно-территориального устройства. Унитарное государство……………………………………………………...21
3.3. Автономия……………………………………………………...25
3.4. Федерация………………………………………………………27 3.5. Региональное государство………………………………………………30
3.6. Конфедерации, содружества, иные политико-территориальные образования…………………………………………………………………..32
Глава IV Понятие и классификация государственных режимов…………35
4.1. Понятие государственного режима…………………………..35
4.2. Классификация государственных режимов. Демократический государственный режим……………………………………………………43
4.3. Авторитарный режим………………………………………...44
4.4. Тоталитарный режим…………………………………………46
Заключение…………………………………………………………………..50
Список используемой литературы…………………………………………52
Характер государственного режима в стране, применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государственного управления определяется многими факторами. На него оказывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоотношения между органами государства, прямые и обратные связи политических партий, общественных организаций, органов государства с населением, уровень политической культуры, традиции и многие другие обстоятельства, включая иногда и личность главы государства (государственный режим во Франции при Ш. де Голле был иным, чем при сменивших его гораздо менее популярных президентах, хотя действовала и действует одна и та же Конституция 1958 г.). Однако главным, определяющим фактором является характер государственной власти: демократическая власть, опирающаяся на волю народа, имеет своим следствием демократический режим; власть, защищающая интересы определенного класса, социального слоя, своекорыстные интересы клана, партийно-государственной номенклатуры, национальной или этнической группы и т.д., ведет к разного рода диктаторским и тоталитарным режимам.23
В конституциях зарубежных стран те или иные стороны, элементы государственного режима закреплены в неодинаковом объеме. Иногда они представлены в минимальной степени (например, в конституциях абсолютных монархий в Персидском заливе), но в новейших конституциях (Бразилии 1988 г., Анголы, Болгарии и Колумбии 1991 г., Камбоджи и Чехии 1993 г., ЮАР 1996 г., Польши 1997 г., Албании 1998 г., Швейцарии и Финляндии 1999 г. и др.) упоминаются многие элементы государственного режима (без употребления такого термина). Анализ основных законов различных стран свидетельствует, что предметом конституционного регулирования являются следующие элементы государственного режима:
1) природа государственной власти, имеющая своей основой политическую власть народа (исходящую от народа}, политическое господство определенной социальной группы (конституционные положения о диктатуре пролетариата, диктатуре революционной демократии и др.) или, наконец, власть, исходящую от монарха (в некоторых абсолютных монархиях Персидского залива);
2) организационно-правовое разделение властей и ролевая автономия различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.), с одной стороны, и принцип единства государственной власти — с другой, означающий сосредоточение всей полноты власти в руках советов (наделе — партийной номенклатуры), фюрера (дуче, каудильо), президента, провозглашаемого пожизненным, абсолютного монарха, низведение парламента до роли статиста, ликвидацию независимого суда;
3) соревновательность, поиски компромисса и консенсуса в деятельности государственных органов (это находит свое выражение в нормах о политическом плюрализме, включая многообразие идеологий, в положениях конституций не только о праве большинства на принятие решений, но и о защите прав меньшинства, о правах политической оппозиции и др.) или, напротив, ограничение политической деятельности, ориентация на борьбу с политическими оппонентами и подавление их (запрещение конкретных объединений, лишение политических прав граждан, принадлежащих к определенным социальным группам, конституционное провозглашение господства одной идеологии);
4) политические свободы граждан, возможность, их самостоятельного и активного участия в политической жизни, партиципация (участие) в решении вопросов государственной политики, с одной стороны, или, напротив, при формальном провозглашении политических свобод (при военных режимах нет никакого провозглашения) реальное низведение гражданина до простого винтика в политической системе, создание таких условий тоталитарным режимом (единственная партия, господствующая идеология и др.), когда самостоятельная политическая деятельность граждан, по существу, прекращается или становится нелегальной;
5) самоуправление
В условиях любого государственного режима, хотя и в неодинаковой степени и зачастую с совершенно различной направленностью, используются методы стимулирования (поддержки), нейтрализма, либерализма и принуждения (в форме запретов, насилия, репрессий и др.). При демократическом режиме стимулируется политическая активность граждан, существует сравнительно нейтральное отношение к тем партиям, которые представляют интересы различных слоев господствующей социальной общности (для них создаются приблизительно равные условия), допускается политическая оппозиция, меры легализованного принуждения применяются по отношению к тем группировкам и лицам, которые нарушают конституцию, а насилие — к тем, кто призывает к свержению законно избранных органов государственной власти. В условиях разного рода антидемократических режимов стимулируется пропаганда реакционной политической идеологии (расизм и др.) или идеологии, основанной на пропаганде борьбы между различными слоями населения, на социальном насилии, диктатуре. Методы нейтрализма используются крайне редко, ибо считается, что тот, кто не с нами, тот против нас. Либерализм также не свойствен антидемократическим (авторитарным и тоталитарным) режимам, он применяется только по отношению к организациям и представителям господствующей элиты, которая практически освобождена от всякой ответственности за свои действия. Свирепое насилие по отношению к любым политическим оппонентам, противникам режима и просто несогласным (диссидентам) является характерной чертой этих режимов.
В мировой научной литературе существует множество классификаций политических режимов и в гораздо меньшей степени — государственных. Эти классификации зависят от оснований деления. В качестве такого основания иногда берется один признак, например число разрешенных законом или фактически существующих партий, в результате чего различают многопартийные и однопартийные режимы. Но чаще используется совокупность признаков (так, различались фашистский и демократический режимы). Нередко используются географические критерии (в соответствии с этим признаком во французской политической литературе говорится о западных и восточных режимах), уровень экономического и политического развития страны, характер духовной жизни (по этому признаку американские политологи различают в развивающихся странах режимы модернизирующейся автократии, коллективистские, меркантилистские, теократические и другие режимы). На основе различных критериев западные политологи различают только в развивающихся странах до шести — восьми разновидностей политического режима.
Большинство исследователей используют, однако, укрупненную классификацию исходя из совокупности признаков, не зависящих от географических факторов. С этой точки зрения различаются три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный. Эта же классификация применяется и по отношению к государственным режимам. Более дробные деления, в том числе включающие элементы социального содержания, проводятся внутри этих трех главных разновидностей.
Демократический государственный режим, как свидетельствует практика многих стран, связан с условиями свободной рыночной или социально ориентированной рыночной экономики (в том числе в единичных развивающихся странах); он существует, хотя и в незавершенной форме, также в большинстве зарубежных постсоциалистических государств.
Известны два различных подхода к концепции демократии и, следовательно, демократического режима: либеральный и марксистско-ленинский. При первом делается акцент на политическую демократию (многопартийность, политические права и личные свободы, правовое государство и т.д.), при втором во главу угла ставится требование социальной демократии (власть трудящихся и ликвидация имущественного неравенства, возможность ограничения прав граждан в этих целях, всесильное государство как главное орудие создания нового строя и т.д.). Правда, в последние десятилетия, не без влияния марксизма, во многих странах (особенно с социально ориентированной рыночной экономикой) соединяют в какой-то мере оба подхода: политическую демократию с элементами социальной.
В рамках концепции либеральной демократии существует множество различных школ и направлений. Одной из наиболее влиятельных является теория плюралистической демократии (она выступает также под названием дисперсии государственной власти и под другими названиями). Согласно этой теории, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления (заинтересованные группы) обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов.
Концепция плюралистической демократии имеет множество положительных сторон. Она обращена к интересам человека, правильно оценивает арбитражную роль государства, механизм принятия некоторых политических решений, хотя трактовка ею распыленности государственной (именно государственной, а не политической) власти и ограничение роли государства лишь арбитражем не могут быть приняты.25
Другой влиятельной теорией является теория консенсусной или со-циетальной демократии. Согласно этой теории, в современных развитых странах (а также в некоторых других; А. Лейпхарт называет Индию) достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методами компромиссов, взаимных уступок, консенсуса, чтобы не допустить бесконечных конфликтов. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики и социальных льгот. Такое перераспределение осуществляется прежде всего «сверху», государством, государственной властью.
Концепция социетальной демократии в основном отражает положение лишь в части тех развитых государств, где социал-демократия длительное время стояла у власти или имеет очень сильные позиции (Австрия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция и др.). Ктомуже эта теория преувеличивает значение компромиссов и преуменьшает самостоятельность и силу государственной власти.
Третья современная теория — теория плебисцитарной демократии — была разработана на опыте Франции голлистского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайнойЮложностью проблем, вставших перед государственной властью в эноху научно-технической революции, и, во-вторых, с открытыми этой революцией возможностями для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций (связей) в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управляться профессионалами (состав парламента не всегда отвечает этому требованию), во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдума. Концепция плебисцитарной демократии правильно учитывает условия научно-технической революции, но принижает значение представительных органов и некоторых других институтов государства, склонна к идеям «вождизма» в государственной политике. Четвертая теория демократии — концепция консолидированной демократии создается и развивается авторами главным образом для постсоциалистических и развивающихся стран. Считается, что для создания консолидированной демократии необходимы пять слагаемых: активное гражданское общество, относительно автономное политическое сообщество (на него не должна давить даже рыночная экономика, ее роль оценивается не всегда положительно), правовое государство, действенный государственный механизм, экономическое сообщество. Утверждается, что существование консолидированной демократии невозможно в условиях командной экономики, вместе с тем она не может существовать и в обществе абсолютно свободного рынка. Идеал приверженцев этой теории — демократия в условиях регулируемой государством экономики.
Пятая современная теория — корпоративная демократия. Ее главное требование — не соревновательность (как в плюралистической концепции), не компромисс (как в социетальной), не плебисциты и не консолидация свободного общества и регулируемой государством экономики, а партнерство во имя общих целей, при котором не нужны поиски компромиссов. Главное — верно определить единые общие цели. В рамках пяти главных теорий есть множество других школ: представительной демократии (ее основа — представительные учреждения), непосредственной демократии (она исходит из принятия решений на собраниях, съездах и других форумах всех граждан-избирателей) , демократии партий (ее основа — соревнование политических партий за влияние на избирателей и определение политики государства партией, получившей большинство на выборах парламента или президента), популистской демократии (осуществление мероприятий в интересах народа или по, крайней мере, выдвижение соответствующих лозунгов) и т.д.26
4.2. Классификация государственных режимов. Демократический государственный режим.
С точки зрения конституционного права демократический государственный режим характеризуется следующими чертами:
1) признание политических
прав и свобод в таком объеме,
который обеспечивает
2) политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства и некоторых других) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; все партии, общественные объединения, граждане имеют при этом юридически равные возможности. Глава государства может избираться и иным путем: парламентом, специально создаваемыми избирательными коллегиями, но всегда это должны быть свободные и «честные» вы--боры. В условиях демократического государственного режима выборы имеют особое значение;
3) разделение властей,
ролевая автономия различных
ветвей власти (законодательной,
исполнительной, судебной и др.) при
системе их сдержек и
4) обязательное и реальное участие общегосударственного представительного органа в осуществлении государственной власти, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции;
Информация о работе Понятие формы государства и ее основные элементы