Понятие формы государства и ее основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Изучение любого общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация представляет собой сложный общественный механизм, в основе которого лежит взаимодействие различных составных элементов формы государства между собой. Таким образом, форма государства- это одна из характеристик государства, во многом определяющая его сущность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………....4

Глава I Понятие и классификация форм государства…………....6
Понятие формы государства…………………………...6
Классификация форм государства…………………….7
Глава II Понятие и классификация форм правления
2.1. Понятие формы правления……………………………...10
2.2. Классификация форм правления. Монархия………..10
2.3. Республика……………………………………………….15
Глава III Понятие государственно-территориального устройства и классификация его форм ……………………………………………………21

3.1. Понятие государственно-территориального устройства…….21
3.2. Классификация государственно-территориального устройства. Унитарное государство……………………………………………………...21
3.3. Автономия……………………………………………………...25
3.4. Федерация………………………………………………………27 3.5. Региональное государство………………………………………………30
3.6. Конфедерации, содружества, иные политико-территориальные образования…………………………………………………………………..32
Глава IV Понятие и классификация государственных режимов…………35

4.1. Понятие государственного режима…………………………..35
4.2. Классификация государственных режимов. Демократический государственный режим……………………………………………………43
4.3. Авторитарный режим………………………………………...44
4.4. Тоталитарный режим…………………………………………46

Заключение…………………………………………………………………..50

Список используемой литературы…………………………………………52

Файлы: 1 файл

курсовая по кпзс.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Парламентарная  республика. Парламентарная республика, особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (после ряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции президента), Кабо-Верде в Африке (с 1990 г.), Вануату в Океании и немногие другие страны. Правда, в последние годы после ликвидации тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки, но их опыт слишком мал, чтобы делать обобщающие выводы, да и часты перевороты.

В парламентарной республике президент  обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным собранием). В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в Индии — выборные члены парламента и выборные члены законодательных собраний штатов.9

Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличий парламентарной республики от президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назначается президентом. Но в отличие от президентской республики это формальный акт. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра, который определяет состав правительства (кабинета) и вносит его на утверждение парламента. Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинством (коалиционное правительство).

Это означает, что правительство  формируется партией (партиями), победившей на парламентских (а не на президентских) выборах.10

В парламентарной республике правительство  несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Правда, есть вариант: президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, т.е. она проиграет выборы, правительство уходит в отставку. «Сверхпарламентарной» республикой является Южно-Африканская Республика по Конституции 1996 г.: нижняя палата парламента может большинством голосов выразить недоверие не только правительству, но и президенту. В этом случае он уходит в отставку вместе с кабинетом министров.

Наряду с формами республики и монархии есть смешанные формы  государства, соединяющие некоторые  черты и той, и другой.

Монархия  с республиканскими элементами. Выше уже говорилось о смешанных формах правления, которые соединяют черты однопорядковых форм правления: об абсолютной монархии с элементами конституционности, о полудуалистической монархии, соединяющей черты дуалистической и парламентарной монархии, о полупрезидентских, полупарламентарных республиках. Вместе с тем бывают и такие смешанные формы правления, которые сочетают черты разнопорядковых форм — монархии и республики.

Как говорилось, важнейшим признаком  монархии является то, что глава  государства получает и передает свой пост по наследству и пожизненно. В Малайзии главу государства — монарха — выбирают на пять лет. Он избирается не гражданами и не парламентом, а Советом правителей штатов, в состав избирательной коллегии которого входят не все главы штатов, а лишь султаны (главы) 9 из 13 штатов. Главы четырех штатов не являются наследственными султанами и потому участия в выборах главы государства не принимают. Обычно на пост монарха — главы государства избираются султаны штатов по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список. Таким образом, Малайзия представляет собой своеобразную форму правления — выборную (или ротационную) монархию.11

Особая форма республики — теократическая (или клерикальная) республика, где правит мусульманское духовенство, — существует в Иране. В этой стране в соответствии с Конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент, но главную роль играет Руководитель государства (рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном мусульманском государстве — халифате. Пост Руководителя государства принадлежит высшему духовному лицу, которое подбирается мусульманским Советом экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь, прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган.

Глава III

Понятие государтвенно-территориального устройства и классификация его  форм

 

3.1.Понятие государственно-территориального устройства

Понятие государственно-территориального устройства государства. В конституционном праве есть понятия государственной территории и государственных границ, определяющих ее параметры. Пределы территории государства в тех или иных формулировках обозначаются в конституциях. Иногда конституции фиксируют границы государства по параллелям и меридианам (как, например, в Западном Самоа), называют государства-соседей (Коста-Рика), перечисляют острова (Куба), определяют «свой» сектор моря и его границы с некоторыми государствами (например, сектор Каспийского моря в Конституции Азербайджана 1995 г.) и т.д.

Территория государства  всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называются: «Об организации государства». В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства. 12                                      

 

 

3.2. Классификация форм территориально-политического устройства государства. Унитарное государство.

Традиционно различаются  две основные формы политико-территориального устройства государства: унитарное и федеративное государство. Особой формой в политико-территориальном устройстве унитарного государства иногда является территориальная автономия (в редчайших случаях она создается и в субъектах федерации).

Конституции, закрепляющие унитарный  характер государства, либо содержат этот термин (например, Бангладеш, Румыния), либо говорят о едином, неделимом государстве (Франция, Таиланд). Унитарное государство (лат. unitas — единство) — это единое государство, состоящее не из государств и государственных образований (штатов и т.д.), а в основном из административно-территориальных единиц — областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние — на общины, коммуны (в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования). В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои хартии самоуправления. Такие города могут иметь статус общин с более широкими полномочиями, а могут быть городами центрального подчинения (в странах тоталитарного социализма).

Число звеньев административно-территориального деления может быть различным. В  отдельных очень мелких государствах (например, в Науру и Тувалу в  Океании) вообще нет административно-территориального деления, в одних странах оно двухзвенное (например, области и общины в Болгарии), в других-— четырехзвенное (регионы, департаменты, районы, общины во Франции)1. Наиболее распространено деление типа область — район — община. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы для управления ею. В федеративных государствах административно-территориальное деление — это деление субъектов федерации, его устанавливают они сами. Мелкие субъекты (штаты, провинции, земли и др.) имеют в своем составе только один уровень административно-территориальных единиц — общинный, но в крупных субъектах бывает и два звена — районное и общинное.13

Наряду с административно-территориальными единицами в зарубежных государствах встречаются и другие территориальные образования с управленческими элементами. В штатах США, в Великобритании, Канаде создаются школьные, экологические округа (этими вопросами руководят в основном избранные населением лица, работающие на общественных началах или оплачиваемые из местного бюджета), во Франции историческими единицами являются кантоны. Последние не имеют собственной администрации, но используются как организационно-территориальная основа для выборов генеральных советов более крупных административно-территориальных единиц — департаментов.

Формы унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы (Великобритания, Китай и др.). В простом унитарном государстве существует только административно-территориальное деление, автономных образований нет (Польша, Египет). В некоторых сложных унитарных государствах (Великобритания, Франция) существуют также заморские территории и колонии, имеющие особый статус.

По степени централизации принято различать централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные государства. В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления (кроме общинного звена) назначаются «сверху» чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собранием, местным представительным органом. Последнее имеет место, например, в Индонезии, Таиланде. В меньшей степени, но все же централизованным является унитарное государство, в областном звене которого (например, в областях Болгарии) нет представительных органов, этими административно-территориальными единицами единолично управляют назначенные представители правительства (начальники областей — управители в Болгарии).

В децентрализованном унитарном государстве  нет назначенных на места (в административно-территориальные  единицы) представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах, созываются сходы граждан, в более крупных избираются советы (Великобритания, штаты США, провинции Канады и др.). Местные должностные лица (например, казначей, шериф и т.д.) тоже зачастую избираются непосредственно населением.

Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что в высших звеньях административно-территориального деления (обычно кроме районного звена) есть два органа: назначенный «сверху» чиновник общей компетенции (комиссар, префект) — представитель государственной власти и избранный гражданами (а иногда и постоянно проживающими в общине иностранцами) совет — орган местного самоуправления. В городах, общинах такой совет (муниципалитет) избирает мэра, который занимается управлением (мэр может быть избран и непосредственно населением). Подобная система существует в Германии, Бельгии, Нидерландах, Польше (с 1999 г.), Франции, ее заимствовали также некоторые страны Африки, но в более централизованном варианте.

Приведенная классификация в определенной мере является условной, поскольку сочетание двух органов (назначенного чиновника общей компетенции и избранного совета) обычно существует не во всех звеньях (в общине нет назначенного чиновника, в некоторых звеньях административного деления в Германии, Франции и других странах

нет выборного совета, есть только назначенный чиновник общей компетенции).14

3.3. Автономия

В широком смысле слова  автономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами, в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами, в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Именно в этом смысле конституция Японии 1946 г. говорит о «принципе местной автономии». Иногда такую автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие (как в Японии). В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта компактно проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан). Ниже рассматривается именно автономия такого рода, а не просто автономия административно-территориальных единиц. Экстерриториальная культурно-национальная автономия — это также автономия другого рода, представленная по существу ' общественными объединениями разрозненно проживающих национальностей (о ней — ниже).

Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Нередко создание автономии является результатом длительной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если это население характеризуется этническими особенностями. Компетенция автономных образовании определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).15

В зависимости от того, компактно  или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная.

Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства. Корпоративная автономия обычно связывается с существованием языковых общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного этноса, живущего либо компактно, либо небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или, иначе говоря, этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Этнотерриториаль-ная автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официально лишь географические названия (например, Азорские острова в Португалии), иногда включающие в название наименование национальности (Иракский Курдистан), а в отдельных случаях — и определение автономии (Автономная Республика Крым).

Информация о работе Понятие формы государства и ее основные элементы