Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:10, курсовая работа
Изучение любого общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация представляет собой сложный общественный механизм, в основе которого лежит взаимодействие различных составных элементов формы государства между собой. Таким образом, форма государства- это одна из характеристик государства, во многом определяющая его сущность.
Введение………………………………………………………………....4
Глава I Понятие и классификация форм государства…………....6
Понятие формы государства…………………………...6
Классификация форм государства…………………….7
Глава II Понятие и классификация форм правления
2.1. Понятие формы правления……………………………...10
2.2. Классификация форм правления. Монархия………..10
2.3. Республика……………………………………………….15
Глава III Понятие государственно-территориального устройства и классификация его форм ……………………………………………………21
3.1. Понятие государственно-территориального устройства…….21
3.2. Классификация государственно-территориального устройства. Унитарное государство……………………………………………………...21
3.3. Автономия……………………………………………………...25
3.4. Федерация………………………………………………………27 3.5. Региональное государство………………………………………………30
3.6. Конфедерации, содружества, иные политико-территориальные образования…………………………………………………………………..32
Глава IV Понятие и классификация государственных режимов…………35
4.1. Понятие государственного режима…………………………..35
4.2. Классификация государственных режимов. Демократический государственный режим……………………………………………………43
4.3. Авторитарный режим………………………………………...44
4.4. Тоталитарный режим…………………………………………46
Заключение…………………………………………………………………..50
Список используемой литературы…………………………………………52
формы.
Глава II
Понятие и классификация форм правления
2.1. Понятие формы правления
Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления — монархия (например, Конституция Испании 1978 г.) или республика (Основной закон Федеративной Республики Германии 1949 г.). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте Конституции Украины сказано, что она республика).
Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти (прежде всего главы государства, парламента и правительства), их роли в управлении страной, а также способов обратных связей управляемых и управляющих. В связи с положением главы государства и характера его связей с населением по традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику. В монархии глава государства (король, император, султан и др.) наследственный и пожизненный, в республике — выборный населением (избирателями) и на срок, хотя в том и другом случае бывают единичные исключения (о них — ниже). Более детальная классификация создается в рамках этих двух основных форм (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).4
Эти классификации, являющиеся, как правило, доктринальными (в конституциях такие определения почти не употребляются), отражают взаимоотношения высших органов государства, их роль. Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты).
2.2. Классификация форм правления. Монархия.
Монархия — это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно.
Число монархий в мире довольно велико: если считать в их числе членов британского Содружества, в которых британский монарх представлен генерал-губернатором (Австралия, Канада и др.), то они составляют около шестой части общего числа государств мира. Среди монархий есть крупные страны - Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот тысяч (Свазиленд в Африке), десятков тысяч (княжество Монако в Европе) и тысячи человек (Тувалу в Океании).
Общая тенденция развития свидетельствует о переходе от монархии к республике как более демократической форме. После Второй мировой войны монархия была упразднена в Болгарии, Италии, Румынии и некоторых других странах, а затем в Греции и Афганистане. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко). В развитых странах (Великобритания, Испания, Япония и др.) монархия фактически не влияет на политический режим в стране, положение в монархии Великобритании мало, чем отличается от ситуации в соседней республике — Франции. Однако во многих развивающихся странах монархия, будучи феодальным институтом, ограничивает развитие демократии.5
Хотя монарх — глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальными структурами (семейный совет, высшее духовенство, совет аш-шура при монархе в некоторых мусульманских странах, особенно если этот совет принимает единогласные решения). Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются констатацией факта монархии, а различают определенные ее виды: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие — конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.
Абсолютная монархия. В настоящее время в своей «чистой» форме абсолютных монархий уже нет. В эмиратах и султанатах Персидского залива — Бахрейне, Катаре, Кувейте, в ОАЭ, Саудовской Аравии, Омане есть конституции, но они, во-первых, дарованы монархами (в ОАЭ — Советом эмиров), а не приняты демократическим путем, во-вторых, их действие часто приостанавливается (в Бахрейне — с 1975 г.), в-третьих, они иногда устанавливают, что вся власть — законодательная, исполнительная, судебная — исходит от монарха (есть также положения о власти Аллаха и народа), в-четвертых, над конституцией стоит Коран. В этих странах есть парламенты, иногда (Кувейт) избираемые населением (только мужчинами), но и такой парламент монарх нередко разгоняет, услышав речи, ему не нравящиеся (в Кувейте — три раза, последний в 1999 г.). Кроме того, это, по существу, законосовещательные органы, поскольку их решения нуждаются в согласии монарха. В Катаре парламент так и называется: Консультативное собрание — и действует по мусульманской традиции аш-шура — совещания правителя с наиболее уважаемыми лицами. В ОАЭ члены парламента (Национального собрания) назначаются семью эмирами (Советом эмиров), а парламент действует в качестве совещательного учреждения даже не при Совете эмиров, а при правительстве, также назначаемом эмирами. В Саудовской Аравии взамен парламента создан совещательный совет, назначаемый королем. В Бутане есть парламент (в основном избираемый Косвенными выборами по монастырским общинам), но нет конституции, в Брунее существуют конституция и парламент, состоящий в основном из назначенных монархом лиц (они занимают место в парламенте по должности). Таким образом, хотя в названной группе стран есть конституции или парламенты, а иногда — те и другие, они на деле не ограничивают власть монарха, эти государства представляют собой если не юридически, то фактически абсолютные монархии. Их можно было бы назвать полуабсолютными.
Особое значение в системе управления в существующих ныне своеобразных абсолютных (полуабсолютных) монархиях имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет — это неформальное, но весьма важное учреждение. Он состоит из членов правящей семьи, близких родственников короля и некоторых высших улемов, особо почитаемых знатоков Корана. Таким образом, существующие в наше время полуабсолютные монархии являются - теократическими с некоторыми внешними конституционными элементами.6
В дуалистической монархии есть конституция (иногда она тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство (совет министров) назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля даже больше, чем это установлено конституцией. Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими (хотя Конституция Непала 1990 г. характеризует государство как парламентарную монархию). Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями. В парламентарной (парламентской) монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент (по крайней мере, избирается его нижняя палата). Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Конституция Японии 1946 г. (вступила в силу в 1947 г.) прямо запрещает ему это, в других странах (например, в Великобритании) монарх лишен властных полномочий на основе конвенциональных норм, сложившихся в порядке обычая в ходе государственной практики.
Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по конституции оно обычно назначается монархом, но такое назначение, как правило, — чисто формальный акт. На деле правительство формируется лидером партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-министром. Назначить другого премьер-министра он не может, так как другой состав кабинета не получит вотума доверия (утверждения) в парламенте при представлении парламенту правительственной программы. Лишь в тех случаях, когда в парламенте нет большинства какой-либо партии и политические партии не договорились о создании коалиционного правительства, монарх может играть более самостоятельную роль в подборе кандидатуры премьер-министра (это иногда имеет место в Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах).
В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к принятым парламентом законам и должен подписывать их, даже если у него имеются личные возражения (Япония), либо не применяет его (более трехсот лет монарх не применял вето в Великобритании, в результате чего сложилась конвенциональная норма неприменения вето).7
2.3. Республика
Республика — форма правления, при которой главой государства является президентство республики, как правило, единоличный президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.). Есть и иные, искаженные формы республики, когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым военным или революционным советом после государственного переворота, когда президент провозглашается пожизненным президентом и др. (о них — ниже).
Принято делить республики на президентские (например, США) и парламентарные (например, Индия). Особое распространение получила первая из этих форм. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик, почти нет их и в Латинской Америке.
Президентская республика. В президентской республике президент — глава государства и глава исполнительной власти, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США — косвенным).
Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совеща-7ельный голос (они, разумеется, осуществляют исполнительную власть, делегированную им президентом). В некоторых президентских республиках (Египет, Перу, Сирия и др.) президент назначает также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку. Это означает, что кабинет или правительство формируется партией (крайне редко — блоком партий), победившей на президентских, а не на парламентских выборах, и президент — это лидер правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные обязанности и выступает как «надпартийный» деятель. Президент свободен в подборе министров, членов правительства и делает это по своему усмотрению (в Нигерии, США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента — сената). Как правило, министры несут ответственность за свою деятельность только перед президентом и не могут быть уволены в отставку путем вотума недоверия в парламенте.
В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент (на практике в развивающихся странах это бывает; например, в 1993 г. президент Перу приостановил действие конституции и распустил парламент, назначив, правда, новые выборы), но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия. В тех же редких случаях, когда такая возможность может быть использована (например, Уругвай, Коста-Рика), всегда предусмотрено, что это не относится к фактическому главе правительства — президенту, да и в отношении отставки министров решающее слово принадлежит ему. Ответственность правительства (министров) перед президентом — главный признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике имеет определенные полномочия (нередко весьма значительные) по контролю над управлением. В некоторых странах они реализуются в широком объеме (США), в других — по традиции в незначительной степени (Мексика).
Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий, опоры президента непосредственно на армию отдельные страны Латинской Америки давно получили название суперпрезидентских республик. Однако в последние десятилетия в Азии и Африке появились такие республики, где власть президентов была еще более усилена. Они являлись руководителями единственной легальной, ато и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства.
Особой формой республики является такая форма правления, которая устанавливается во многих государствах в результате военных переворотов. Это довольно частое явление в развивающихся странах: со времени образования независимых государств в Латинской Америке (приблизительно полтора века назад) в странах этого региона, а также в Азии и Африке произошло более тысячи военных переворотов, более половины из них были успешными и привели к созданию новой системы правления. В этом случае парламент, как правило, распускается, (исключение составила, например, Бразилия, где в 1964 г. была проведена лишь его чистка), правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший орган — военный совет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), его председатель — лидер переворота провозглашается президентом республики. На места назначаются военные губернаторы, коменданты и др. Из прежних органов сохраняются обычно гражданские суды, но параллельно с ними создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц (по определенным составам преступлений). Хотя в условиях военного управления могут проводиться выборы низовых представительных органов на местах (как трижды было в Алжире и дважды — в Нигерии), они ставятся под надзор военных властей. Создается, таким образом, фактически республика без республиканских учреждений, можно сказать, что это президентско-милитарная республика.8
Информация о работе Понятие формы государства и ее основные элементы