Понятие формы правления. Классификация государств по форме правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

В работе я хотела бы охарактеризовать те основные формы правления, которые существуют в современном обществе и, которые существовали до него. Поскольку говорить о преимуществах и недостатках той или иной формы правления невозможно, не получив представления о самом понятии, далее в курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
1) Дать понятие формы государственного правления;
2) Разобрать классификации монархий и республик;
3) Рассмотреть нетипичные формы правления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 4
ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ВИДЫ 6
2.1. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ 7
2.2. ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ 9
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЁ КЛАССИФИКАЦИИ 13
3.1. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 15
3.2. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 18
3.3. СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА 20
ГЛАВА 4. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 22
4.1. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ МОНАРХИЯ 23
4.2. МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА 24
4.3. СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКИЕ РЕСПУБЛИКИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 25
4.4. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.72 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ "УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО"

КАФЕДРА «ГосударственноЕ и международноЕ ПРАВо»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА»

 

НА ТЕМУ: « Понятие формы правления. Классификация государств по форме правления»

 

 

 

Выполнила: студентка курса

очной формы обучения

факультета, специальности 

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Общее  понятие и характеристика формы  правления 4

Глава 2. Монархия как форма правления и ее виды 6

2.1. Абсолютная монархия 7

2.2. Ограниченная монархия 9

Глава 3. Республиканская  форма правления и её классификации 13

3.1. Президентская республика 15

3.2. Парламентская республика 18

3.3. Смешанная республика 20

Глава 4. Нетипичные формы правления 22

4.1. Республиканская монархия 23

4.2. Монархическая республика 24

4.3. Суперпрезидентские республики  Латинской Америки 25

4.4. Социалистическая республика 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...31

 

 

 

 

 

 

Введение

В изучении такого сложного социального института, как государство в Российской теории государства и права особое место определяется за рассмотрением форм государственного правления. По моему мнению, этот вопрос является одним из главных на протяжении всей истории.

Форма правления  занимает особое место в  теоретическом  осмыслении государства,  поскольку  именно она определяет, кто и как  осуществляет государственную власть в стране.

В современном  мире актуальность темы обусловлена  постоянным развитием общества, переходом  его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся  к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры  формирования и осуществления государственной  власти. Проблема формы государства приобретает уже не только теоретическое, но и практическое, политическое значение. От того, как организована и как реализуется эта власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности, правопорядка в стране и много другое.

В работе я хотела бы охарактеризовать те основные формы правления, которые  существуют в современном обществе и, которые существовали до него. Поскольку говорить о преимуществах и недостатках той или иной формы правления невозможно, не получив представления о самом понятии, далее в курсовой работе  я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Дать понятие формы государственного правления;
  2. Разобрать классификации монархий и республик;
  3. Рассмотреть нетипичные формы правления.

Тема данной работы рассматривается  во всех юридических учебниках, так  как является одной из важнейших  тем при изучении курса теории государства и права.

Глава 1. Общее понятие и характеристика форм правления

Любое государство, помимо его сущности и социального  назначения характеризуется также  некоторыми внешними признаками. Совокупность внешних характеристик, определяющих его порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государственного устройства (или форму организации государственной власти)1. В настоящее время форма правления составляет часть этого обобщенного понятия, хотя некоторые авторы  считают, что форма государства тождественна форме правления, между этими двумя понятиями нет никакого различия.

Государство – это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти можно говорить о различных формах правления.

Форма правления  исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего  общества. Понятие формы правления является одним из важнейших характеристик правовой науки. Форма правления есть способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением2.

Выбор формы  правления обуславливается многими  факторами: расстановкой социально-политических сил и результатом борьбы между  ними; историческими особенностями  отдельных стран; особенностями  культуры народа, исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в  условиях того или иного государства; влиянием в стране политических процессов. Таким образом, форма правления – это комплекс признаков, характеризующих организацию государственной власти, посредством которых можно сделать вывод о прошлом (в смысле предпосылок выбора формы правления определённым государством), настоящем (в смысле учёта особенностей формы правления определённого государства) и будущем государства (в смысле возможности усиления или ослабления отдельных институтов власти)3.

Форма государственного правления дает возможность понять:

  1. как создаются высшие органы государства, каково их  строение;
  2. как строятся взаимоотношения между высшими и другими  государственными органами;
  3. как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  4. в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным  признакам формы государственного правления подразделяются на два основных вида монархический и республиканский (их подробнее мы рассмотрим далее).

Форму правления  не стоит отождествлять с управлением государством. На мой взгляд, управление государством гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством.

Классифицируя формы правления государства, важно  подчеркнуть, что подразделение  форм на монархию и республику является исторически первой и самой общей  их классификацией. Противоположность  монархической и республиканской  форм проявляется уже на самых  ранних ступенях развития государственной  жизни. Та и другая выступают в  истории как основные формы организации  жизни государства.

Глава 2. Монархия как форма правления и ее виды

В переводе с греческого термин монархия (monarchia) означает единовластие. Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти.4

Монархия имеет длительную историю, она возникла в условиях рабовладельческого общества, где она представляла неограниченную деспотию, основанную на самовластии  и произволе. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

В современном понимании монархия – не просто власть одного, а власть наследуемая, как правило, монарх получает власть по наследству. В отдельных случаях монархическая власть может быть: иногда выборной (избрание боярами Михаила Романова царем России), из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате выборов (в которых участвовали представители политической элиты); или может приобретаться путем захвата власти государственным чиновником, военноначальником, религиозным деятелем (например, приход к власти Наполеона во Франции); чаще насилия; изредка приглашения.

Основными признаками классической монархической  формы управления являются:

  1. существование  единоличного  носителя  верховной  власти, который,  как  правило,  пользуется  этой  властью  пожизненно;
  2. наследственный  порядок  преемственности   власти,  регулируемый  законом о престолонаследии  или обычаем;
  3. отсутствие  юридической  ответственности  монарха  как  главы  государства; 
  4. монарх не избирается народом;
  5. может быть принудительно смещен с должности, за исключением случаев революции, переворота.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме  она сохраняется и сегодня  почти в трети стран мира. Эта власть нередко обожествлялась.

Монархическое правосознание всегда стремиться к объединению народа вокруг государя, который олицетворяет центр государственного механизма. Сущность монархии заключается в том, что она всегда представляет единую национальную идею. А самодержец – это универсальный символ, живое воплощение нравственного идеала на земле.

В течение многих веков исторический опыт множества государств создал большое разнообразие монархий, которые трудно теперь свести под одно понятие, так как различия между ними достаточно существенны. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию, где наряду с монархом государственную власть осуществляют другие органы.

2.1. Абсолютная монархия

При этой форме правления монарх является единственным высшим органом государства, верховная власть максимально сосредоточена в его руках. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.

В подтверждение подобной формулы  выступают многие исторические факты. В извлечении из  Соборного Уложения 1649 года  говорится, что «государь, царь и великий князь Алексей  Михайлович, всея Руси самодержавец». Людовик XIV говорил: «Государство - это я!», подчеркивая этим, что он единственный полноправный правитель.

Для абсолютной монархии важным фактором является отсутствие в государственном механизме органов и учреждений, ограничивающих власть монарха. Глава государства получает всю полноту высшей власти в стране, он является одновременно и главой правительства. Он не несет юридической ответственности за свои действия, является непосредственным источником действующего права в стране, придавая собственным указам силу законов, которые обладают верховенством в иерархии юридических актов государства.

Никаких ограничений власти государя нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

Данной форме правления свойственны: наличие постоянной армии во главе с монархом и с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы; господство дворян, управляющих с помощью особой группы чиновников и полицейских5.  Также отсутствует конституция и разделение властей. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Абсолютная монархия характерна для  последнего этапа развития феодального  государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности  завершается процесс образования  централизованных государств.

Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. В настоящих условиях абсолютная монархия – большая редкость. В качестве примера можно вспомнить Саудовскую Аравию, Оман, Бутан, Бруней — самые известные абсолютные монархии где религия оказывает большое влияние на общество и государство.

2.2. Ограниченная монархия

Ограниченная монархия (конституционная) – такая форма, при которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом (органами). Примерами таких органов в разных странах могут быть Генеральные Штаты во Франции, Парламент в Великобритании, Земский собор в Российской Империи. Ибо в конституционной монархии парламент не содействует только монарху и, опираясь на полномочия, данные ему народом, всячески «ограничивает монарха»6.

В результате возникает своеобразная двойственность  государственной власти, которая выражается в том, что «монарх юридически и фактически был независим от парламента» в сфере исполнительной власти,  вместе с тем он часто был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.

Формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная.

Информация о работе Понятие формы правления. Классификация государств по форме правления