Понятие формы правления. Классификация государств по форме правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

В работе я хотела бы охарактеризовать те основные формы правления, которые существуют в современном обществе и, которые существовали до него. Поскольку говорить о преимуществах и недостатках той или иной формы правления невозможно, не получив представления о самом понятии, далее в курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
1) Дать понятие формы государственного правления;
2) Разобрать классификации монархий и республик;
3) Рассмотреть нетипичные формы правления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 4
ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ВИДЫ 6
2.1. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ 7
2.2. ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ 9
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЁ КЛАССИФИКАЦИИ 13
3.1. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 15
3.2. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 18
3.3. СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА 20
ГЛАВА 4. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 22
4.1. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ МОНАРХИЯ 23
4.2. МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА 24
4.3. СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКИЕ РЕСПУБЛИКИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 25
4.4. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.72 Кб (Скачать файл)
  1. Высокая степень централизации государственного аппарата;
  2. Гипертрофированное развитие института чрезвычайного положения;
  3. Большая роль армии в политической жизни;
  4. Преобладание насильственных методов достижения власти (прежде всего поста президента);        
  5. Почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем;

Одной из основных отличительных особенностей этой формы правления по сравнению  с США явилась и значительно большая концентрация власти в руках президента, а также абсолютизация роли исполнительной власти. Уже тогда, в XIX веке, сложилась система, когда ключевым органом государственного механизма стал президент, которого конституции наделяли широчайшими полномочиями.

        Характерной чертой президентской  формы правления в условиях  авторитарных режимов обычно  служит наделение исполнительной  власти столь широкими законодательными  полномочиями, что конгресс превращается  в декоративный придаток правительства  всевластного президента. Президентское  законодательство является по  существу основным, а подчас и  единственным законодательством  в стране.

4.4. Социалистическая республика

Особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и согласно марксисткой теории должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся, во главе с рабочим классом. Особенностями социалистической республиканской формы правления являются:

  1. Соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;
  2. Ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;
  3. Сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет государственной власти управлять обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ в масштабе всей страны;
  4. Создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;
  5. Отрицание идеи разделения властей.

Различают три разновидности социалистической республиканской формы правления: Парижская Коммуна, Советская республика и народно-демократическая (народная) республика, которые выступают государственной  формой диктатуры пролетариата.

Все сказанное позволяет сделать  следующие выводы:

Институт монархии – это феодальный пережиток, а для некоторых стран  – пережиток еще более давних времен. Но использование данной формы  правления в той или иной стране имеет конкретный характер. Сам монарх может выступать и с реакционных  позиций, и с позиций защиты демократического строя. Республика, как и монархия, в разные эпохи воплощала государственную  власть конкретных политических сил, обладающих этой властью. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась  демократическим содержанием.

Смешанные «гибридные» формы современной  государственности создаются для  устранения негативных проявлений. Это  выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически  утрачиваются различия между монархией  и республикой.

 

Заключение

Форма правления  складывается в каждой стране исторически  в зависимости от уровня политического  развития общества, партийной системы  и социальной культуры населения. Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления – монархия или республика.

В данной курсовой работе я  рассмотрела две основные формы государственного правления: монархия и республика, а также затронула нетипичные формы правления, что наиболее актуально в современное время. Подробно дала характеристику каждой из форм. Изучив форму правления государств, а также выявив достоинства и недостатки каждой из форм правления можно сделать определённые выводы, подвести итоги, это и будет заключением данной работы.

Форма правления  – это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской и президентской  республики не всегда способствуют согласованности  и взаимодействию высших органов  государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису  всей политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные «гибридные» формы правления. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой.

В целом, создание смешанных и "гибридных" форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные  плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется  возможность частой смены правительства, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

С другой стороны, такие тенденции имеют  и свои минусы. Во-первых, нарушается присущее той или иной форме единство структуры управления, и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республиках. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.

Во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства – часто лишь внешнее, обманчивое явление.

В-третьих, в форме правления снижается  роль институциональных факторов, она  все более зависит от личности конкретного президента. А носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, авторитаризму. Наибольшие возможности для этого создаются в президентской республике.

Что касается формы правления в России, то здесь  следует отметить, что на сегодняшний  день в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, в ст. 1 части 1 говорится: Российская Федерация - Россия есть демократическое  федеративное государство с республиканской  формой правления. Президент РФ является главой государства (ст. 11 часть 1). Таким  образом, Конституция устанавливает смешанную форму правления, сочетающую в себе признаки и президентской, и парламентарной республики, призывая тем самым обеспечивать стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольное парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.

Мы проследили, что в мире существует большое количество государств, которые имеют различные формы государственного правления, причем эти формы нередко совпадают. В курсовой работе были описаны и как достоинства, так и о недостатки этих форм.

На мой  взгляд, совершенной формы правления не существует, как и не существует идеального государства. Как показывает исторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какая разновидность монархии или республики установлена в стране, а в большей степени тем, насколько приемлема и органична она для конкретного государства. Речь идет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления совокупности исторических предпосылок, экономических отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения.

 

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые и  правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации – М.: Приор, 2011.

Учебные пособия:

  1. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. – С. 70.
  2. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: НОРМА, 2-е изд., изм., доп. – 2003. – С. 595.
  3. Марченко М.Н. Теория государства и права – М.: Проспект, 2006. –С. 299-306.
  4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: Юристъ, 2-е изд., перераб., доп. – 2002. – С. 37, 235-244.
  5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – С. 212-220.
  6. Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: Учеб. Пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2007. – С. 4.
  7. Стародубский Б.А. Государство и право: Уникальная система правления в Израиле. – М.: ИРБИС, 2000. – С. 86-91.

1 Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. – С. 70.

2 Марченко М.Н. Теория государства и права – М.: Проспект, 2006. –С. 299.

3Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: Учеб. Пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2007. – С. 4.

4 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: Юристъ, 2-е изд., перераб., доп. – 2002. – С. 37.

5 Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. – С. 70.

6 Марченко М.Н. Теория государства и права – М.: Проспект, 2006. –С. 300.

7 Марченко М.Н. Теория государства и права – М.: Проспект, 2006. –С. 299-306.

8 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: Юристъ, 2-е изд., перераб., доп. – 2002. – С.235-244.

9 Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: НОРМА, 2-е изд., изм., доп. – 2003. – С. 595.

10 Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: НОРМА, 2-е изд., изм., доп. – 2003. – С. 595.

11 Конституция Российской Федерации (ч.2, ст. 81) – М.: Приор, 2011.

12 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – С. 212-220.

13 Стародубский Б.А. Государство и право: Уникальная система правления в Израиле. – М.: ИРБИС, 2000. – С. 86-91.

 


Информация о работе Понятие формы правления. Классификация государств по форме правления