Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:32, курсовая работа
В работе я хотела бы охарактеризовать те основные формы правления, которые существуют в современном обществе и, которые существовали до него. Поскольку говорить о преимуществах и недостатках той или иной формы правления невозможно, не получив представления о самом понятии, далее в курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
1) Дать понятие формы государственного правления;
2) Разобрать классификации монархий и республик;
3) Рассмотреть нетипичные формы правления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 4
ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ВИДЫ 6
2.1. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ 7
2.2. ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ 9
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЁ КЛАССИФИКАЦИИ 13
3.1. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 15
3.2. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 18
3.3. СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА 20
ГЛАВА 4. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 22
4.1. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ МОНАРХИЯ 23
4.2. МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА 24
4.3. СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКИЕ РЕСПУБЛИКИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 25
4.4. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...31
В такой
республике правительство формируется
парламентским путем из числа
депутатов, принадлежащих к тем
партиям, которые располагают
Как правило,
глава государства в подобных
республиках избирается парламентом
либо специально образуемой парламентской
коллегией. Назначение парламентом
главы государства является главным
видом парламентского контроля над
исполнительной властью. Процедура
избрания главы государства в
современных парламентарных республиках
неодинакова. В федеративных государствах
участие парламентов в
Выборы
главы государства в
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
Чисто парламентарных республик не так уж много. Они существуют в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой. К ним можно отнести Италию (по конституции 1947 г.), Германию, Венгрию, Индию, Чехию, и некоторые другие.
Суперпарламентская республика представлена государством Израиль, в котором особые полномочия исполнительной власти подкреплены процедурой всенародного избрания премьер-министра, тогда как президент страны назначается Кнессетом (парламентом)13.
Смешанная форма (полупрезидентская, полупарламентская, президентско-парламентская) – эта форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Она соединяет в себе сильную президентскую власть и эффективный контроль за правительством со стороны парламента, также для неё характерны специфические черты, присущие только ей.
Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом.
С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства (премьер-министра), имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства посредством утверждения бюджета страны, вынесения вотума недоверия им.
Президент
избирается гражданами и руководит
правительством, что характерно для
президентской республики. В
то же время, назначаемое им правительство
должно пользоваться доверием нижней
палаты парламента - Национального
собрания, что характерно для парламентарной
республики. Вместе с тем президент
может распускать Национальное собрание
по своему усмотрению, что не характерно
ни для той, ни для другой разновидности
республиканской формы
Особенности этой формы правления заключаются в том, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике.
Основные признаки смешанной республики:
К смешанным республикам можно отнести такие страны, как Франция, Греция, Португалия, Австрия, Польша, Финляндия, Мадагаскар, Алжир, Болгария, Швейцария. Российская Федерация по форме государственного правления также является смешанной республикой. Однако отличительной особенностью формы правления в России являются усиленные механизмы влияния Президента на исполнительную и законодательную власть. Аналогичные формы правления присущи также многим государствам – участникам СНГ (например, Украине и Белоруссии).
Термин «нетипичная форма правления» отражает процессы сокращения и исчезновения «чистых» форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны в жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты.
Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти. В современных условиях формы правления, созданные в далеком прошлом, под влиянием различных факторов модифицируются и видоизменяются, стремясь преодолеть свои недостатки. Это происходит путем соединения сильных сторон классических форм, обеспечивающих стабильность власти, управляемость социальными процессами. Совмещение элементов различных форм правления может осуществляться как внутри классической модели монархии или республики, так и между ними.
Заимствование
разных элементов внутри одной модели
правления позволяет говорить о
смешанной форме правления, поскольку
сохраняются основные юридически свойства
«чистой формы». Изменяется лишь баланс
законодательной и
Иначе дело
обстоит с теми формами правления,
которые совмещают базовые
В целом, следует отметить, что формирование гибридных и смешанных форм правления отражает процесс адаптации политических форм к новым условиям существования. При этом заметно возрастает роль институциональных факторов, например, парламента, но заметно падает значение личностных, конкретно – личностей президента, премьер-министра.
Внутривидовые
заимствования в рамках классической
модели сводятся к поиску баланса
законодательной и
Глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613г.).
Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, уже существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства – монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако эти государства остаются монархиями, ибо главой не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из «местных монархов» – правителей составных частей федерации.
В Малайзии
9 из 13 субъектов федерации
Иначе обстоит дело в ОАЭ. Высший совет семи эмиров – субъектов федерации обладает всей полнотой власти – он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971г., и зависящее от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров.
В современности появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора, (может называться как угодно – президентом, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть меняется.
Это происходит
и в том случае, когда законно
избранное или назначенное
В фашистских государствах по существу были ликвидированы выборы как способ формирования органов государственной власти, распущены все оппозиционные политические партии, все формы власти подчинены правительству во главе с официально признанным вождем, пользовавшимся неограниченными полномочиями, а фашистская партия превратилась в государственную организацию.
Начало
этому явлению было положено, видимо,
в Индонезии (президент Сукарно),
затем последовала
В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в других странах. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки. Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США.
Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких специфических черт:
Информация о работе Понятие формы правления. Классификация государств по форме правления