Понятие формы правления. Классификация государств по форме правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

В работе я хотела бы охарактеризовать те основные формы правления, которые существуют в современном обществе и, которые существовали до него. Поскольку говорить о преимуществах и недостатках той или иной формы правления невозможно, не получив представления о самом понятии, далее в курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
1) Дать понятие формы государственного правления;
2) Разобрать классификации монархий и республик;
3) Рассмотреть нетипичные формы правления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 4
ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ВИДЫ 6
2.1. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ 7
2.2. ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ 9
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЁ КЛАССИФИКАЦИИ 13
3.1. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 15
3.2. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 18
3.3. СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА 20
ГЛАВА 4. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 22
4.1. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ МОНАРХИЯ 23
4.2. МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА 24
4.3. СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКИЕ РЕСПУБЛИКИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 25
4.4. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.72 Кб (Скачать файл)

В такой  республике правительство формируется  парламентским  путем из числа  депутатов, принадлежащих к тем  партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте.  Правительство  несет  коллективную ответственность  перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского  большинства. В случае утраты доверия  большинства членов парламента, правительство  либо уходит в отставку, либо через  главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных  выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом  парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова. В федеративных государствах участие парламентов в избрании  главы  государства также разделяется  с представителями членов федерации. А, к примеру, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным  собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства.

Выборы  главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и  на основе всеобщего избирательного права, что  характерно,  например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет. Глава государства в парламентарной республике  обладает  довольно обширными полномочиями.  Он обнародует законы,  издает декреты,  имеет  право роспуска парламента,  назначает  главу  правительства,  является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое  им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть  и отвечает за свою деятельность перед  парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями,  поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны,  решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Чисто парламентарных республик не так уж много. Они  существуют в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой. К ним можно отнести  Италию (по конституции 1947 г.), Германию, Венгрию, Индию, Чехию, и некоторые другие.

Суперпарламентская республика представлена государством Израиль, в котором особые полномочия исполнительной власти подкреплены процедурой всенародного избрания премьер-министра, тогда как президент страны назначается Кнессетом (парламентом)13.

    1. Смешанная республика

Смешанная форма (полупрезидентская, полупарламентская, президентско-парламентская) – эта форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Она соединяет в себе сильную президентскую власть  и эффективный контроль за правительством со стороны парламента, также для неё характерны специфические черты, присущие только ей.

Характерной чертой смешанных республик  является двойная ответственность правительства и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом.

С одной стороны, президент наделен  широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения  парламента, назначает главу правительства (премьер-министра), имеет право распустить парламент и назначить новые  выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность  контролировать деятельность премьера и правительства посредством  утверждения бюджета страны, вынесения  вотума недоверия им.

Президент избирается  гражданами  и  руководит  правительством, что характерно для  президентской республики.  В  то  же  время, назначаемое им правительство  должно пользоваться доверием нижней палаты парламента - Национального  собрания, что характерно для парламентарной  республики.  Вместе  с тем президент  может распускать Национальное собрание по своему усмотрению,  что не характерно ни  для той,  ни для другой разновидности  республиканской формы правления.

Особенности этой формы правления заключаются  в том, что, как и в остальных  формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и  ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике.

Основные  признаки смешанной республики:

  1. в стране имеются одновременно «сильный» президент и «сильный» парламент;
  2. президент избирается всенародным голосованием, но главой правительства не является;
  3. наряду с президентом предусмотрена должность главы правительства, также наделенного широкими полномочиями;
  4. и президент, и парламент участвуют в формировании правительства;
  5. правительство ответственно, как пред президентом (отставка), так и перед парламентом (вотум недоверия).

К смешанным республикам можно  отнести такие страны, как Франция, Греция, Португалия, Австрия, Польша, Финляндия, Мадагаскар, Алжир, Болгария, Швейцария. Российская Федерация по форме государственного правления также является смешанной республикой. Однако отличительной особенностью формы правления в России являются усиленные механизмы влияния Президента на исполнительную и законодательную власть. Аналогичные формы правления присущи также многим государствам – участникам СНГ (например, Украине и Белоруссии).

 

 

 

Глава 4. Нетипичные формы правления

Термин «нетипичная форма правления» отражает процессы сокращения и исчезновения «чистых» форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны в жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты.

Демократизация, как глобальная тенденция, открыла  доступ ранее политически бесправному  населению к процессу принятия решений  и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной  власти. В современных условиях формы  правления, созданные в далеком  прошлом, под влиянием различных факторов модифицируются и видоизменяются, стремясь преодолеть свои недостатки. Это происходит путем соединения сильных сторон классических форм, обеспечивающих стабильность власти, управляемость социальными процессами. Совмещение элементов различных форм правления может осуществляться как внутри классической модели монархии или республики, так и между ними.

Заимствование разных элементов внутри одной модели правления позволяет говорить о  смешанной форме правления, поскольку  сохраняются основные юридически свойства «чистой формы». Изменяется лишь баланс законодательной и исполнительной власти, режим их взаимодействия. К  смешанной форме правления можно  отнести дуалистическую монархию, президентско-парламентскую республику, рассмотренные выше.

Иначе дело обстоит с теми формами правления, которые совмещают базовые принципы различных классических форм. В этом смысле можно говорить о формировании «гибридных форм правления», изменяющих юридические свойства базовых моделей (например, выборность и престолонаследие), разрушающих привычный для обычной формы правления механизм взаимодействия властей (режим слияния и режим разделения).

В целом, следует отметить, что формирование гибридных и смешанных форм правления  отражает процесс адаптации политических форм к новым условиям существования. При этом заметно возрастает роль институциональных факторов, например, парламента, но заметно падает значение личностных, конкретно – личностей президента, премьер-министра.

Внутривидовые заимствования в рамках классической модели сводятся к поиску баланса  законодательной и исполнительной ветвей власти. Главным в этом поиске оказывается определение того, кому: президенту или парламенту принадлежит юридическая инвеститура правительства. Таким образом, достигается стабильность и эффективность государственной власти.

4.1. Республиканская монархия

Глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613г.).

Вместе с тем, в современных  условиях есть такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, уже существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства – монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако эти государства остаются монархиями, ибо главой не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из «местных монархов» – правителей составных частей федерации.

В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются  наследственными султанами (управление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу  государства. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно  ограничена (особенно после конституционной реформы 1983–1984 гг.).

Иначе обстоит  дело в ОАЭ. Высший совет семи эмиров – субъектов федерации обладает всей полнотой власти – он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971г., и зависящее от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров.

4.2. Монархическая республика

В современности появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти.  Например, когда в стране происходит государственный переворот,  который ставит во главе государства единоличного  диктатора, (может называться как угодно – президентом, вождем, генеральным секретарем  центрального  комитета  партии  и т.д.) или группу диктаторов,  форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть меняется. 

Это происходит и в том случае, когда законно  избранное или назначенное должностное  лицо (президент, премьер-министр  и  т.п.) захватывает не принадлежащие  ему по  конституции  полномочия,  отказывается  оставить  свою должность  по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так  поступил Гитлер в Германии в 1933г., А.Пиночет в Чили в 1973г.

В фашистских государствах по существу были ликвидированы  выборы как способ формирования органов  государственной власти, распущены  все оппозиционные политические партии, все формы власти подчинены  правительству во главе с официально признанным вождем, пользовавшимся неограниченными  полномочиями, а фашистская партия превратилась в государственную  организацию.

Начало  этому явлению было положено, видимо, в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Несменяемым президентом  провозгласил себя Маркос на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). В 60-80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах, а пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов, лишь президент Туниса Бургиба был смещен конституционным путем в возрасте 84 лет после заключения медицинского консилиума о его неспособности выполнять обязанности президента.

4.3. Суперпрезидентские республики Латинской Америки

В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов вопрос о форме  государства обычно приобретает  большее значение, чем в других странах. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки. Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США.

Однако, несмотря на значительное сходство с  формой правления в США, президентские  республики в Латинской Америке  уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся  наличием таких специфических черт:

Информация о работе Понятие формы правления. Классификация государств по форме правления