Понятие формы правления. Классификация государств по форме правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

В работе я хотела бы охарактеризовать те основные формы правления, которые существуют в современном обществе и, которые существовали до него. Поскольку говорить о преимуществах и недостатках той или иной формы правления невозможно, не получив представления о самом понятии, далее в курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
1) Дать понятие формы государственного правления;
2) Разобрать классификации монархий и республик;
3) Рассмотреть нетипичные формы правления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 4
ГЛАВА 2. МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ВИДЫ 6
2.1. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ 7
2.2. ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ 9
ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЁ КЛАССИФИКАЦИИ 13
3.1. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 15
3.2. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 18
3.3. СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА 20
ГЛАВА 4. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 22
4.1. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ МОНАРХИЯ 23
4.2. МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА 24
4.3. СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКИЕ РЕСПУБЛИКИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 25
4.4. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.72 Кб (Скачать файл)

Ограниченные монархии представлены более широким кругом стран, которые, в соответствии с действующими в них конституциями, формально или фактически разделяют законодательную, исполнительную и судебную власть, определенным образом приспосабливают традиционную форму правления к новым историческим условиям, несколько суживая собственную власть монарха или резко снижая уровень его полномочий как главы государства. В силу этих и иных особенностей на современном этапе развития общества и государства ограниченные монархии различают двух видов – дуалистические (от лат. dualis – двойственный)  и парламентарные.

 

Дуалистическая монархия – первоначальная форма ограниченной, это своеобразный переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. Здесь наблюдается уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.

В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через  назначаемое им и ответственное  только перед ним правительство. Судебная власть также принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.

Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного  вето, то есть без его утверждения  закон в силу не вступит. Кроме  того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя  фактически дуалистическую монархию абсолютной.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность, лишь перед монархом, но отнюдь не перед  парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя  свое правило устанавливать бюджет государства.

Дуалистические  монархии были распространены в конце XIX – начале XX веков в период буржуазно-демократических революций. В это время монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки. В России дуалистическая монархия была с 1905 года и формально просуществовала до 1917 года, хотя фактически в 1906-1907 годах произошло восстановление самодержавия. Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как  выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах7.

В настоящее  время «классических» дуалистических монархий не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии. Можно отнести к ним такие страны как  Иорданию, Марокко, Кувейт.

 

Парламентарная монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством , которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом.

Парламентарная  монархия характерна для современных  индустриально развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.)8. В таких странах переход от аграрного строя к  индустриальному  сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям.

Здесь наблюдается  развитое разделение властей при  признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический  либеральный политический режим. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Парламентарная монархия обладает рядом юридических признаков:

  1. Характер власти монарха наследственный и пожизненный;
  2. Монарх лишь формально обладает властью;
  3. Режим взаимодействия законодательной власти (парламента) и исполнительной (правительства) основан на принципе сотрудничества;
  4. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним;
  5. Монарх юридически безответственен.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Он выступает символом единства нации, олицетворением суверенитета страны, олицетворяет собой дань уважения народом традиций, складывающихся в стране веками. В качестве главы государства монарх осуществляет чисто представительные, церемониальные функции, его правовой статус существенно ограничен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Республиканская форма правления и ее классификации

Республика (от лат.  res publika – публичное, общенародное дело) – это  форма  правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями9.

Общее правило, вытекающее из приведенного выше определения, предполагает наличие у главы государства соответствующего мандата народа, вверяющего ему бразды управления страной на время, по истечении которого необходимо оставить этот высший пост либо подтвердить право на него путем успешного участия в новых выборах. При прочих равных условиях республика – наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

В настоящее время из всех государств мира большинство являются республиками.

Юридическими  признаками республики являются:

1)  Выборность  высших органов государственной  власти;

2)  Избрание  органов верховной власти на  определённый срок;

3)  Осуществление  власти от имени народа, а не  по собственному усмотрению;

4)  Юридическая  ответственность органов власти  за принимаемые решения;

5)  Принцип разделения власти;

6)  Гарантированность  прав человека и гражданина.

   Насчитывается несколько основных  разновидностей республиканского  правления. В свою очередь они  делятся по форме государственного  устройства на:

  • парламентарные;
  • президентские;
  • смешанные (полупрезидентские).

В эпоху феодализма республиканская  форма правления применялась  нечасто. Она возникала в тех  средневековых городах, имевших  право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали  органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

История государственно-организованного  общества знает несколько основных разновидностей республиканской формы правления, которые зарождаются еще в условиях рабовладения. Она существовала в виде аристократической и демократической республик.

В аристократической республике основная масса населения даже формально  отстранялась от участия в выборах  высших органов государственной  власти. Таковым были Спарта и Римская  республика V – II вв. до н. э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

В демократической республике к  формированию высших органов государственной  власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V – IV вв. до н. э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.

Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство  и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения  законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской  республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).

    1. Президентская республика

Президентская республика –  одна  из  разновидностей  современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства10.

Парламент не вправе отправить в отставку как  правительство в целом, так и отдельных его членов. Избирается президент внепарламентским путем на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства (в России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние – президента). Президентом может быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста (например, в России – 35 лет11) и обладающий гражданскими и политическими правами.

Президентские республики распространены в Латинской  Америке. Эта форма правления  встречается также в некоторых  странах Азии и Африки. Правда, иногда в этих странах власть главы государства  на деле выходит за конституционные  рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались  исследователями как суперпрезидентские. В их политической жизни из-за частых переворотов и контрпереворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям. Замена президентской формы правления парламентарной могла бы способствовать стабилизации. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки.

Перечислим  наиболее  характерные черты президентской  республики:

  1. внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  2. ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
  3. более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

В условиях данной формы осуществляется жесткое  разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент  через подчиненных ему министров. Иногда министры образуют Совет министров во главе с административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа — правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).

Министры (премьер-министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некоторых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по партийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть. Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его используют особенно в условиях «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия.

В настоящее  время президентская республика классического типа подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, как говорилось, в некоторых странах учреждается должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления.

Во-вторых, при сохранении основной ответственности  министров перед президентом, устанавливается  ограниченная ответственность министров  перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах и ответственность премьер-министра и всего Совета министров.

Наряду  с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а иногда и партийно-государственной власти. Характерной чертой президентской формы правления в условиях авторитарных режимов обычно служит наделение исполнительной власти столь широкими законодательными полномочиями, что конгресс превращается в декоративный придаток правительства всевластного президента. Президентское законодательство является по существу основным, а подчас и единственным законодательством в стране.

    1. Парламентская республика

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту12. Здесь нет строгого разделения властей на законодательную и исполнительную.

Информация о работе Понятие формы правления. Классификация государств по форме правления