Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 23:33, курсовая работа
Актуальность данной темы объясняется высоким темпом развития государства и связанных с этим, но менее динамичных процессов развития нормативно-правового фундамента и «опыта взаимного сдерживания» между различными ветвями власти, который не часто можно назвать успешным, так же данная тема актуальна тем, что власть в государстве не должна концентрироваться в руках одной ветви власти и система разделения властей четко ставит своей целью не допустить этого, то есть, все ветви государственной власти должны быть уравновешены механизмом сдержек и противовесов, по моему мнению без такого механизма наступит хаос и анархия в государственном управлении.
Введение…………………………………………………………………………………3
§ I Сущность и понятие теории разделения властей…………………………………….6
1.1 Исторические предпосылки возникновения теории о разделении
властей………………………………………………………………………………...6
1.2 Понятие теории разделения властей………………………………………………..7
1.3 Принцип разделения властей и современные подходы к его пониманию …………………………………………………………….. .………….. 9
§ II Понятие, функции и классификация органов исполнительной власти…………...12
2.1 Сущность и понятие исполнительной власти………………………………………12
2.2 Функции исполнительной власти……………………………………………………13
2.3 Классификация органов исполнительной власти…………………………………..18
Заключение...………………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
Институт экономики, управления и права
Исполнительная власть в системе разделения властей
Направление подготовки 030900.68 «Юриспруденция» (бакалавриат)
Курсовая работа студента 1-го курса очно-заочной формы обучения
План
Введение…………………………………………………………
§ I Сущность и понятие теории разделения властей…………………………………….6
1.1 Исторические предпосылки возникновения теории о разделении
властей……………………………………………………………
1.2 Понятие теории разделения властей………………………………………………..7
1.3 Принцип
разделения властей и современные подходы
к его пониманию
§ II Понятие, функции и классификация органов исполнительной власти…………...12
2.1 Сущность и понятие исполнительной власти………………………………………12
2.2 Функции исполнительной власти……………………………………………………13
2.3 Классификация органов исполнительной власти…………………………………..18
Заключение...……………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Исследовательская работа посвящена исполнительной власти в системе разделения властей.
Актуальность данной темы объясняется высоким темпом развития государства и связанных с этим, но менее динамичных процессов развития нормативно-правового фундамента и «опыта взаимного сдерживания» между различными ветвями власти, который не часто можно назвать успешным, так же данная тема актуальна тем, что власть в государстве не должна концентрироваться в руках одной ветви власти и система разделения властей четко ставит своей целью не допустить этого, то есть, все ветви государственной власти должны быть уравновешены механизмом сдержек и противовесов, по моему мнению без такого механизма наступит хаос и анархия в государственном управлении.
По мнению Михаила Михайловича Сперанского необходимо наличие системы разделения власти. Он писал в своей работе, что: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его». Поэтому Сперанский видит разумное устройство государственной власти в её делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы. Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие законодательную власть — Думы.
Принцип разделения властей – это принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви государственной власти (исполнительная, законодательная и судебная), дополняющие друг друга (так называемая система сдержек и противовесов).
Впервые в истории принцип разделения властей был осуществлён в империи Ахеменидов: войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти. Однако никакого конкретного обоснования такая форма не получила, и хотя в настоящее время военная и административная власти также разделены, это состояние предполагается по умолчанию и к нынешнему пониманию термина не совсем относится.
Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.
Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеративнойй властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances). Практическое воплощение этой системы получило мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.
Целью данной исследовательской работы является рассмотрение исполнительной власти в системе разделения властей, для чего необходимо разрешение таких задач как:
- изучить
исторические предпосылки
- рассмотреть систему разделения властей с современного подхода;
- определить понятие исполнительной власти;
- привести классификацию органов исполнительной власти.
- обозначить функции исполнительной власти;
Объектом исследования в данной работе является исполнительная власть как один из видов самостоятельной и независимой, публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.
Предметом рассмотрения в данной работе является исполнительная власть, представляющая собой единую целостную систему, в рамках которой некоторые органы государственного управления являются её составной частью и тесно взаимодействуют с остальными.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два параграфа, заключение, список использованной литературы.
§ I Сущность и понятие теории разделения властей.
1.1 Исторические предпосылки возникновения теории о разделении властей
Теория разделения властей ,часто именуемая принципом разделения властей, в том виде, в котором она воспринимается в наше время, касательно режиму государства, появилась около трехсот лет назад. Ее основателем по праву считается английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский философ Шарль Луи Монтескье (1689-1755).
Концепции Джона Локка касательно необходимости разделения властей были раскрыты в его главное работе которая называется "Два трактата о государственном правлении", а Монтескье
раскрыл свою концепцию разделения властей - в произведении - "О духе законов" (1748).
Как и другие идеи и концепции , теория разделения властей появилась не случайно. Данная теория была подготовлена набиранием исторического опыта в сфере государственно-правовой жизни а так же поддержания стабильного состояния государства и общества.
Теория разделения властей никак не могла появиться, а тем более реализоваться, на стадии развития государства на этапах как "европейский абсолютизм" или как еще называют "восточная деспотия", так как власть в данных государственных системах сосредотачивалась в руках лишь одного человека – царя, восточного деспота, фараона, монарха. Законы при такой власти были бы абсолютно ничтожными.
Теория разделения властей начинает зарождаться и реализовываться лишь тогда, когда широкие слои общества созревают для участи в социально-политической жизни и политических делах страны, так же хотя бы в незначительном плане, но присутствует политический и идеологический плюрализм; в интеллектуально развитых слоях общества идет достаточно активный поиск средств и путей что бы создать устойчивые гарантии прав и свобод граждан; так же попытки защиты их, так же всего общества и государства от узурпации все власти в государстве со стороны отдельны лиц, так и со стороны органов государства
Именно в конце XVII в., во времена "славной революции в Англии, так же в середине XVIII в., в период усиления революционных настроение во Франции, совместными усилиями Джона Локка и Шарля Луи Монтескье зарождается теория разделения властей.
Процесс зарождения теории разделения в научной литературе обычно выделяется тремя фазами. Первая фаза, это создание благоприятной обстановки, при которой было бы возможным появление идеи разделения властей, формирование ее элементов. Второй фазой является разработка индивидуальной идеи, формирование ее отдельных элементов и конвергенция их воедино. Третья фаза, это внесение первых изменений, которые появились в следствии набора практического опыта по воплощению основных элементов теории разделения властей в жизнь. Продолжительность данных фаз, по точку зрению ученных, совсем не одинакова.
Первая фаза это период с XVI в. до второй половины XVII в. Вторая фундаментальная, фаза - со второй половины XVII в. до середины XVIII в. И третья, конечная, фаза охватывает период с середины XVII в. и до конца первой половины XIX в.
.
1.2 Понятие теории разделения властей.
Еще с давних времен функционирование государственной власти устанавливала собой двояких подход. Одна точка зрения считала что государственная власть должна функционировать на основе так называемом единоначалие. Обладателем единоначалия является монарх , император, король, царь и т.д. Данный принцип аргументирует себя тем, что при единоначалии устанавливается мощное централизованное государственное управление обществом, ликвидируется сепаратизм и общество развивается гораздо лучше.
Известными сторонниками данной теории были Н.Макиавелли (1469-1527 гг.), Т.Гобсс (1588-1679 гг.) и Жан Воден (1530-1596 гг.). По точке зрения сторонников единоначалия, воля монарха является волей всех, его полномочия и власть стоят выше закона и совершенно безграничная и неисчерпаема. Монарх совершенно не несет ответственности перед какой либо человеческой инстанцией. Разделение власти, по их точки зрения , приводит к безначалию. В государстве с единоначалием суду и законодательству отводится незначительная роль. Теория единоначалия в свое время послужила аргумент к оправданию абсолютной монархии, а в последнее время стимулирует формирование и функционирование административно-командной системы управления.
Наравне с теорией единоначалия , так же изменяемым успехом развивалась теория разделения власти. Зарождения данной теории тоже ведет в давние времена. Древние римляне уже пытались разделить власть на исполнительную и законодательную. Это осуществлялось с целью избавить общество от управления деспотами и монархами.
Но наивысшая точка развития теории разделения властей пришеласьна эпоху просвещения. Работами Джона Локка и Шарля Монтескье концепция разделения власти трансформировалось в единую и весьма интересную теорию.
Теории разделения властей по своей сути критикует теорию единоначалия, которая направлена на установление тоталитаризма и деспотии. Согласно теории разделения власти государственная власть обязана функционировать в рамках так называемой системы сдержек и противовесов. Система сдержек и противовесов в основном направлена на то, что бы: власть в государстве не скапливалась у одной ветви власти, а только лишь у главы государства; так же она предполагает самостоятельную и взаимодополняющую в рамках законов деятельность всех трех ветвей государственной власти: исполнительной, законодательной, судебной. Но основная предпосылка для создания теории разделения власти стало то, что бы удержать власть монарха, императора, короля и т.д. Так же и в современных реалиях, когда вроде бы и уже нет монархов, императоров, королей и генеральных секретарей , но необходимость в разделения власти или в системе сдержек и противовесов все еще остается. Система сдержек и противовесов в нынешних президентских республиках должна быть сфокусирована на удержание в рамках законов исполнительной власти.
Информация о работе Понятие, функции и классификация органов исполнительной власти