Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 23:33, курсовая работа
Актуальность данной темы объясняется высоким темпом развития государства и связанных с этим, но менее динамичных процессов развития нормативно-правового фундамента и «опыта взаимного сдерживания» между различными ветвями власти, который не часто можно назвать успешным, так же данная тема актуальна тем, что власть в государстве не должна концентрироваться в руках одной ветви власти и система разделения властей четко ставит своей целью не допустить этого, то есть, все ветви государственной власти должны быть уравновешены механизмом сдержек и противовесов, по моему мнению без такого механизма наступит хаос и анархия в государственном управлении.
Введение…………………………………………………………………………………3
§ I Сущность и понятие теории разделения властей…………………………………….6
1.1 Исторические предпосылки возникновения теории о разделении
властей………………………………………………………………………………...6
1.2 Понятие теории разделения властей………………………………………………..7
1.3 Принцип разделения властей и современные подходы к его пониманию …………………………………………………………….. .………….. 9
§ II Понятие, функции и классификация органов исполнительной власти…………...12
2.1 Сущность и понятие исполнительной власти………………………………………12
2.2 Функции исполнительной власти……………………………………………………13
2.3 Классификация органов исполнительной власти…………………………………..18
Заключение...………………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………
Основная функция – охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности является одним из главных течений деятельности исполнительной власти. Общественный порядок и общественная безопасность закладывает основу для полноценной жизни граждан, а так же для стабильной работы государственных, общественных и частных учреждений.
Малейшее проявление слабости в функциях охраны общественного порядка влечет за собой последствия роста административных проступков и преступлений, нарушение санитарных норм и экологических правил; пагубно воздействует и на другие сферы деятельности государства, то есть, на управление экономикой, финансами, здравоохранением, образованием и т.д.
Охрана общественного порядка со стороны органов исполнительной власти исполняется путем надзора и контроля за поведением граждан и деятельности организаций.
Другая задача рассматриваемой функции – это национальная безопасность, которая представляет из себя состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В нее включаются в первую очередь государственная и оборонная безопасность, а также другие ее виды: экономическая, информационная, медицинская, экологическая и т.д.
Вторая очень важная функция исполнительной власти - управленческая, которая представляет из себя работу "публичных служб" по управлению экономикой, образованием, здравоохранением,
обороной, внутренними и внешними задачами государства. Правительство Российской Федерации объединяет, направляет и координирует работу всех министерств, государственных комитетов и других подчиненных ему органов исполнительной власти. Очевидно, что в данной деятельности Правительства Российской Федерации присутствует управленческой характер, которые реализуется без остановок, на основе и во исполнении закона.
Государственное управление как один вид деятельности органов исполнительной власти характеризует себя одновременно и как распорядительная деятельность, то есть органы исполнительной власти выступают не как пассивные исполнители закона, воли законодательного или вышестоящего по вертикали органа, но как органы, которые обладают властными полномочиями, предпринимающие управленческие действия по собственной воле, реагирующие путем властных решений на изменения в управленческой ситуации.
Нужно так же подчеркнуть, что исполнительная ветвь власти имеет дело с таким объектом управления, который характеризуется быстрой частотой, в плане изменений, появлением новых проблем и задач, возникновением сложнейших ситуаций. Этим можно объяснить наделение органов исполнительной власти правом издавать предписания для нижестоящих органов - подзаконные нормативные и индивидуальные акты.
Распорядительную деятельность органов исполнительной власти нельзя сравнивать с исполнительной, в государственном управлении исполнения и повеления нужно воспринимать как две стороны одной монеты: исполняя законы, орган исполнительной власти своими предписаниями активирует весь административный механизм. Государственное управление - это положительная, организующая и творческая деятельность органов исполнительной власти, реализующих руководство над хозяйственным, социально - культурным, и административно - политическим строительством.
Если рассматривать точку зрения Бельского, что понятие государственное управление более обширное понятие, чем исполнительная власть, но когда разговор идет о государственном управлении как деятельности органов исполнительной власти, то государственное управление воспринимается в более узком смысле, как форма и основа практической реализации
исполнительной власти. В понятии государственное управление, по точку зрению Вольского, объединяются государственные аппараты управления законодательной и судебной власти.
Второй уровень функций исполнительной власти - нормотворчество, оперативно - исполнительная и юрисдикция. Данные функции имеют вспомогательный характер и направлены на осуществление основных функций, то есть используются как технические средства для выполнения главных функций рассматриваемой ветви власти.
Необходимой функцией вспомогательного характера исполнительной власти является нормотворческая функция, которая закрепляется в издании органами данной власти нормативных актов управления. Главной особенностью этой функции является то, что правотворческая деятельность органов исполнительной власти продолжает в рамках своей компетенции деятельность, которую начал законодатель. Если нормы и законы не регулируют непосредственно управленческих и полицейских отношений, а они нуждаются в правовой регламентации, то эту функцию выполняют соответствующие органы исполнительной власти. В настоящее время Президент РФ, у которого есть прерогатива в области исполнительной власти. Правительство РФ, иные органы исполнительной власти издают огромное число актов управления, содержащих нормы права, причем объем таких нормативных актов непрерывно увеличивается.
Другая немаловажная вспомогательная, которая имеет большее практическое значение функция исполнительной власти - оперативно-исполнительная. Смысл ее в том, что бы органы исполнительной власти обеспечивали осуществление правовых норм, которые содержатся как в законах, так и подзаконных актах. Если правотворческий орган (законодательной или исполнительной власти) закрепляет в праве решения нормативного направления, то другой орган, а то есть орган исполнительной власти, на основании своих государственно-властных полномочий обеспечивает использование данных нормативных предписаний, продолжает их под нормативное регулирование только в тех случаях, когда нужна их конкретизация. Центральным элементом правоприменительной деятельности выступает управленческое решение - властный индивидуальный акт, который в устной или письменный форме доставляется определенному лицу и выступает в ликвидации или решения конкретной проблемы.
Отдельное место в осуществлении главных функций исполнительной власти занимает юрисдикция, которая реализуется его органами. Юридическая функция исполнительной власти может быть охарактеризована как работа ее органов по использованию административных, дисциплинарных, материальных и финансовых санкций к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения. Данная юрисдикционное воздействий позволяет обеспечить быстрое, простое, своевременное и эффективное наказание для нарушителей
общественного порядка, служебной дисциплины, а также для лиц, которые посягаются на права и свободы других граждан.
Из чего следует заключить, что вопрос о функциях исполнительной власти является стержневой в теории исполнительной власти и на переходном этапе современной России приобретает научную и практически - политическую значимость в организации деятельности органов исполнительной власти. В следствии с этим изложением соображения о функциях исполнительной власти дают нам сделать вывод:
Для исполнительной ветви государственной власти свойственно то, что она реализует свои функции путем специального аппарата. представляющего собой органы этой власти. Именно основные функции исполнительной власти могут выступать научно обоснованным аспектом классификации органов исполнительной власти.
Так же необходима отметить, что функции, которые на уровне государства представлены в трех самостоятельных ветвях власти (законодательство, управление, правосудие), перенесенные на исполнительную власть и внедрены в ее структуры, выполняют умеренную вспомогательную, но организационно важную роль в выполнении функций первого уровня. Если в основе функций исполнительной власти первого уровня содержатся главные направления в деятельности исполнительной власти, создание основных видов ее органов, их специализация, то в основе функций второго уровня – лежат соображения технической целесообразности. В совокупности же оба уровня функций исполнительной власти можно воспринимать как систему взаимных сдержек и противовесов, положительных воздействий одних органов исполнительной власти на другие.
Юридическая власть государства над его гражданами совершенно суверенна, но не безгранична. Государство как в интересах своих граждан и общества, так и в собственных интересах следует по пути самоограничения и закрепляет область естественных прав и свобод граждан. Вдобавок государство, определяя направление прав и свобод граждан, поручает каждой ветви государственной власти компетентность защищать и охранять данные права и свободы, включая и исполнительную власть, где существенная роль принадлежит органам полиции, касательно защиты прав и свобод, что является ее задачей.
Функция защиты прав и свобод граждан - особая функция исполнительной власти, особенность ее существования - не "массовость" (как в других функциях), а скорее индивидуальность, индивидуальный подход. На данной системе построена деятельность многих органов исполнительной власти, в частности органов социального обеспечения, здравоохранения, милиции.
Так же стоит выделить, что квалифицированная защита прав и свобод граждан в сфере деятельности исполнительной власти, охватывая многообразие правовых отношений субъектов, требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но так же направляющих этим правом
обязанностей соответствующих государственных органов. Очевидно, что формально имеются органы исполнительной власти в системе социальной сферы управления, формируются социальные программы, но вместе с этим абсолютная ясность о компетенции федерации и субъектов РФ отсутствует, что так же дополняется и недостаточностью финансовых средств на развитие социальной сферы.
В данных условиях очень важно иметь в виду три течения нормативного регулирования: законодательное закрепление компетенций органов исполнительной власти касательно к гражданам;
использование результативных способов контроля и надзора за работой должностных лиц; установление ответственности государственных служащих и органов государства за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Главным является вопрос о гарантиях прав граждан при защите своих законных интересов и формах ответственности должностных лиц: дисциплинарной, уголовной, административной, материальной.
Второй проблемой является вопрос контроля за законностью действий администрации по отношению к гражданам.
Рассмотрение действующего законодательства позволяет вынести необходимость, а именно в отработке процессуального «рычага» реализации прав граждан, обязанностей органов и должностных лиц исполнительной власти. Процедурами должны быть обеспечены не только гражданско-правовые, но и административно - правовые отношения.
2.3 Классификация органов исполнительной власти.
Критерии, согласно которым органы исполнительной власти могут быть разделены на конкретные классификационные группы, очень разные. Таких групп может быть достаточно большое количество, если изучать все аспекты характеристики и структуры конкретной группы органов.
На примере Российской Федерации можно рассмотреть данную классификацию.
Согласно тому, что формой государственного устройства в Российской Федерации является федеративная, на первую ступень выдвигается территориальный масштаб работы органов исполнительной власти. Согласно с данным аспектом, из их единой структуры выделяются:
Вторая группа более разнообразна, причиной тому является то, что составе данной группы есть соответствующие органы республик, областей, краев ,городов, городов федерального уровня, автономной области а автономных округов.
Федеральные органы исполнительной власти могут под своим руководством формировать собственные территориальные органы (управления, отделы и др.) которые функционируют на территории субъектов Федерации, но входят в систему исполнительных органов республик, краев, областей и т.п. Так же, конкретные федеральные органы формируют межтерриториальные исполнительные органы, которые функционируют на территории нескольких субъектов Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов государства по своей сущности организации так же можно назвать как территориальные, так как полномочия данного органа ограничены территорией конкретного субъекта. С другой стороны, принимая во внимание то, что в составе данных субъектов присутствуют государства (республики) и административно территориальные единицы ( то есть территории), для их общей характеристики часто используется выражение "региональное управление".
В качестве одного из проявлений территориального принципа формирования системы органов исполнительной власти часто выделяют образование местных исполнительных органов.
Органы местного самоуправления согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12) и федеральным законодательствам входят в структуру органов государственной власти. Поэтому, строить местные органы исполнительной власти на основе уже сформированных исполнительных органов местного самоуправления невозможно.
Следуя из порядка формирования органов исполнительной власти выделяются:
а) исполнительные органы, создание которые согласно с п. "г" ст. 71 Конституции РФ отведено к ведению Российской Федерации. То есть федеральные органы исполнительной власти.
Все вопросы образования органов исполнительной на федеральном уровнем сосредоточены в руках Президента Российской Федерации
Кроме того, на федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ);
Такие исполнительные органы, создание которых согласно со ст. 73 Конституции Российской Федерации и других статей из конституций республик, краевых уставов, областей и т.п. относится к ведению субъектов Федерации.
Информация о работе Понятие, функции и классификация органов исполнительной власти