Понятие, функции и классификация органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы объясняется высоким темпом развития государства и связанных с этим, но менее динамичных процессов развития нормативно-правового фундамента и «опыта взаимного сдерживания» между различными ветвями власти, который не часто можно назвать успешным, так же данная тема актуальна тем, что власть в государстве не должна концентрироваться в руках одной ветви власти и система разделения властей четко ставит своей целью не допустить этого, то есть, все ветви государственной власти должны быть уравновешены механизмом сдержек и противовесов, по моему мнению без такого механизма наступит хаос и анархия в государственном управлении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3


§ I Сущность и понятие теории разделения властей…………………………………….6

1.1 Исторические предпосылки возникновения теории о разделении
властей………………………………………………………………………………...6

1.2 Понятие теории разделения властей………………………………………………..7

1.3 Принцип разделения властей и современные подходы к его пониманию …………………………………………………………….. .………….. 9


§ II Понятие, функции и классификация органов исполнительной власти…………...12
2.1 Сущность и понятие исполнительной власти………………………………………12
2.2 Функции исполнительной власти……………………………………………………13
2.3 Классификация органов исполнительной власти…………………………………..18

Заключение...………………………………………………………………………………22

Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Теории государства и права.docx

— 108.09 Кб (Скачать файл)

На уровне республики  порядок и детали создания органов исполнительной власти очень разные. Основное место  занимают должностные лица республик , главы государств, президенты – главы исполнительной власти.

В краях , областях, городах федерального уровня ,автономной области, автономных округах процедура похожая.

 

В наше время федеральным законодательством утверждено единообразное официальное наименование органов исполнительной власти для всех субъектов Федерации. Это - высший исполнительный орган государственной власти субъекта, возглавляемый высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации). Тем не менее конкретное наименование такого органа и его руководителя определяется конституцией (уставом) субъекта Федерации. Теперь эти руководители (президенты, губернаторы и др.) избираются законодательными (представительными) органами субъектов Федерации по представлению Президента РФ в порядке, установленном законом.

 

3. Органы исполнительной  власти можно распределить и по характеру их полномочий. С этих сторон выделяются:

 

а) органы исполнительной власти общей компетенции, которые реализуют свои функции касательно всех или обширного круга объектов по основным вопросам их работы . Это - Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав Российской Федерации, и правительства (администрации), сформированные в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. В основном региональном значение ими руководят губернаторы;

 

б) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые реализуют свои функции касательно порученных им сфер отраслевой деятельности. Обычно, это - федеральные и республиканские министерства, и другие отраслевые исполнительные органы;

в) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в порученной им сфере деятельности контролируют деятельность других исполнительных органов. Обычно, это - министерства и службы, и другие такие же органы субъектов Федерации;

г) органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в разных сферах управленческой деятельности (например, федеральные службы).

4. По процедуре разрешения подведомственных вопросов выделяются коллегиальные и едино начальные органы исполнительной власти. К  первым относятся правительства и администрации субъектов Федерации, с учетом того если это четко закреплено в их статусе.

5. Условием классификации исполнительных органов применяется также способ их создания. С таких сторон можно выделять:

а) исполнительные органы которые  образуются в установленном порядке. Подобных органов большинство как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов (например, образование министерств и иных исполнительных органов руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъекта);

б) В конкретных ситуациях реализуется способ избрания. Но он не охватывает тот или иной исполнительный орган, а относится к тем должностным лицам, которые возглавляют соответствующий исполнительный орган. Согласно Федеральному закону от 11 декабря 2004 г., названным выше, высшее должностное лицо субъекта Федерации (президент, губернатор) избирается по представлению Президента РФ законодательным органом субъекта Федерации.

6. Организационно-правовые формы органов исполнительной власти так же имеют свои различия:

а) правительства (Российской Федерации, входящих в ее состав республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);

б) министерства (федеральные, региональные);

в) службы (только федеральные);

г) федеральные агентства (только на федеральном уровне);

д) администрации или мэрии (в субъектах Федерации, не являющихся республиками);

е) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы - структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы управления в субъектах Федерации.

 

 

Заключение

 

Во время написания данной исследовательской работы я  рассмотрел и изучил работы известных ученых древности и точки зрения современных мыслителей, касающиеся исполнительной власти в системе разделения властей.

В первой главе своей работы я изучил исторические предпосылки развития данной теории, с помощью работ таких ученых как Джон Локк и Луи Монтескье.

Так же я рассмотрел и изучил сущность и саму природу данной теории, которая мне помогла понять данную теорию как систему сдержек и противовесов государственной власти.

Теория разделения власти представляет из себя ту концепцию, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми относительно друг другу (система сдержек и противовесов ) ветвями: исполнительной, судебной, законодательной. Данная концепция была предложена Джоном Локком, а термит был введен Шарлем-Луи де Монтескье (1689-1755) в своих работах о разделения властей.

Теории разделения властей по своей сути критикует теорию единоначалия, которая направлена на установление тоталитаризма и деспотии. Согласно теории разделения власти государственная власть обязана функционировать в рамках так называемой системы сдержек и противовесов. Система сдержек и противовесов в основном направлена на то, что бы: власть в государстве не скапливалась у одной ветви власти, а только лишь у главы государства; так же она предполагает самостоятельную и взаимодополняющую  в рамках законов деятельность всех трех ветвей государственной власти: исполнительной, законодательной, судебной.

В ходе данного исследования мной так же была рассмотрена исполнительна власть я как одна из трех ветвей государственной власти.

Исполнительная власть — это один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, которая представляет  собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Так же говоря об исполнительной власти в целом, я бы хотел упомянуть о ее функциях и назначениях.

 

Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Функциями исполнительной власти принято считать  осуществление и реализацию управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах общественной жизни.

Немало важными функциями является осуществление политики государства по лицензированию, регистрации , и сертификации, а так же административный контроль за соблюдение правовых норм и общеобязательных правил.

Признаками исполнительной власти следует считать то, что она является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти.

Так же исполнительная власть является проводником государственной политики в жизнь, данная власть подзаконна по своему характеру и задачам и объективирована в виде хорошо организованной структуры органов исполнительной власти.

Ее деятельность носит исполнительно-распорядительных характер, а так же является непрерывной и постоянной.

Исключительно исполнительная власть из всех трех ветвей государственной власти имеет право распоряжаться материальными ресурсами и властными полномочиями принудительного характера.

 

Из данной исследовательской работы я бы хотел сделать следующий вывод вывод, что для демократического государства и общества принцип разделения властей очень важен, данный принцип не только отражает в себе разделения полномочий между тремя ветвями государственной власти, но так же скромность, умеренность государственной власти, которая в свою очередь предупреждает концентрацию государственной власти, трансформацию ее в авторитарную или тоталитарную власть. Каждая из всех ветвей государственной власти занимает свое место в структуре государственной власти и выполняет свои функции и задачи поставленный перед ней. Гармония всех властей  поддерживается специальными организационно-правовыми методами, которые гарантируют не только взаимодействие, но и взаимоконтроллирование (система сдержек и противовесов) полномочий в допустимых пределах. Так же они гарантируют независимость одной власти, относительно другой, но опять же в пределах полномочий.

Так же я бы подчеркнул, что правовое государство может существовать и полноценно функционировать только благодаря данным принципам, а именно законности, правопорядка.

В правовом государстве право должно верховенствовать над законом, это очень главный критерий  правильного функционирования правового государства.

И самым главным в правовом государстве должна быть защита прав, чести, достоинства человека,  только при соблюдения данного условия, государство будет являться правовым.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

  1. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Под ред. В.А. Туманова, В.Е. Чиркина, Ю.А. Юдина и др.// 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия: Юристъ, 1997 - 523 с
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенар.голосованием 12 декабря 1993 г.: офиц. Текст.
  3. Борисов Г.А. Теория государства и права: Учебное пособие. 2‑е изд. – М., 2009.
  4. Бельский К.C. Разделение властей и их ответственной в государственном механизме 1990,С.167.
  5. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США, 1984, С. 190.
  6. Морозова Л.А. Теория государства и права, 4 издание, Глава 31,С. 363.
  7. Морозова Л.А. Основы государства и права. Учебник. – М., 2004.,C. 49.
  8. Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства,1967 С. 15.
  9. Работа исследовательской комиссии по судебной реформе в Российской Федерации 2010 года.
  10. Сперанский М.М. План государственного преобразования 1905. С. 15.
  11. Монтескье Ш. Избранные работы. Мир, 1955. С. 290.
  12. Джон Локк, "Два трактата о правлении, изд. Канон +,2009.

 


Информация о работе Понятие, функции и классификация органов исполнительной власти