Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 23:33, курсовая работа
Актуальность данной темы объясняется высоким темпом развития государства и связанных с этим, но менее динамичных процессов развития нормативно-правового фундамента и «опыта взаимного сдерживания» между различными ветвями власти, который не часто можно назвать успешным, так же данная тема актуальна тем, что власть в государстве не должна концентрироваться в руках одной ветви власти и система разделения властей четко ставит своей целью не допустить этого, то есть, все ветви государственной власти должны быть уравновешены механизмом сдержек и противовесов, по моему мнению без такого механизма наступит хаос и анархия в государственном управлении.
Введение…………………………………………………………………………………3
§ I Сущность и понятие теории разделения властей…………………………………….6
1.1 Исторические предпосылки возникновения теории о разделении
властей………………………………………………………………………………...6
1.2 Понятие теории разделения властей………………………………………………..7
1.3 Принцип разделения властей и современные подходы к его пониманию …………………………………………………………….. .………….. 9
§ II Понятие, функции и классификация органов исполнительной власти…………...12
2.1 Сущность и понятие исполнительной власти………………………………………12
2.2 Функции исполнительной власти……………………………………………………13
2.3 Классификация органов исполнительной власти…………………………………..18
Заключение...………………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………
Проще говоря систему сдержек и противовесов нужно воспринимать так, что обществом управляет исполнительная власть (Президент, Кабинет министров). Но исполнительная власть реализует свою власть строго в рамках закона, принятый в свою очередь законодательной властью (Парламентом).
Независимая судебная власть существует с целью привлечь к ответственности каждого, кто переступит и нарушит закон. Все ветви власти независимы, но очень тесно связаны с друг другом посредством законов.
Теория разделения властей ведет к тому что, что даже судебная власть не всесильная. Судебная власть принимает законы в рамках Конституции и не может вмешиваться в дела исполнительной и законодательной ветвей власти.
Из этого следует ,что полноценность теории разделения власти сводится не только к присутствию трех ветвей государственной власти (исполнительной, судебной, и законодательной (практически во всех странах все три ветви власти присутствуют и их функции разграничены), а к тому, что данные ветви государственной власти выступают как система сдержек и противовесов относительно друг друга.
Естественно, такое распределение трех ветвей государственной власти требует достаточно четкой конституционной базы в их деятельности и работе, так же наличие рычагов влияния друг на друга, если конституционные требования к их функциям будет нарушена и т.д.
Теория разделения власти свойственна демократическим государствам, в которых очень хорошо выделена представительная форма правления. Принцип разделения власти характеризует собой абсолютную легитимности государственной власти. Легитимность государственной власти относительно к конкретному обществу показывает, что конституция данного общества была утверждена с участием большинства народа и непосредственно выражает его волю, а создание и функционирование всех органов государства реализуется в строгом соответствии с конституцией, особо это касается порядка формирования деятельности исполнительной, судебной и законодательной власти.
Законодательная власть не всевластна, а четко ограничена в своих полномочиях конституцией. Исполнительная власть тоже обычно формируется выборным путем, а не назначается или же освобождается законодательной властью. То есть, государственная власть – это власть вытекающая
от народа и направленная в интересы народа. Там, где государственная власть в субъективном плане разделена между личностями и узурпирована кем-то, c помощью каких-то махинаций, власть начинает терять свою легитимность. Легитимная власть – это власть, прежде всего, справедливая, народная, демократическая власть. Лишь при условие выполнение легитимности государственной власти, можно говорить о полноценном разделении властей.
1.3 Принцип разделения властей и современные подходы к его пониманию
Понимание данной теории характеризуется по трем критерия: первое это понимание роли данной концепции в современной государственно-правовой теории и практике; второе , это затруднения касательно соотношения общей теории разделения властей и национальной практики ее использования; третье, это конечно же соотношения трех ветвей государственной власти, законодательной, судебной и исполнительной власти.
Первый аспект аргументируется на том факте, что со временем данный принцип разделения властей начал быть только «формальной теорией». Все три ветви государственной власти остаются связанными по отношению к друг другу, стремясь доминировать и контролировать над друг другом. Как считают многие западные ученые, данная тенденция представляет собой ошибочную концепцию, потому что мешает полноценному функционированию государственной структуры.
Второй проблемой является разногласия касательно общей теории и национальной практики на ее применения. Многие ученые и специалисты до сих пор задаются вопросом: существует ли теория разделения властей на самом деле? Большинство специалистов и ученых по данному вопросу, придерживаются мнению, что на самом деле существует только теория разделения властей только в конкретных государствах, а универсальной теории, по их мнению, на данный момент не существует. Но существует и другая точка зрения среди ученых и специалистов, которые считает что универсальная теория разделения властей в государственном управления все таки существует, которые применяются в ряде демократически настроенных государствах. В данных принципах
можно выделить: относительную самостоятельность всех ветвей государственной власти, полноценное функционирование так называемой, системы сдержек и противовесов, деятельность власти на постоянной основе, так же верховенство в данном принципе законодательной власти.
Содержание данного списка может дополняться и корректироваться, к условиям конкретного государства.
Относительно соотношения трех ветвей государственной власти, а именно исполнительной, судебной, и законодательной власти, в политических и академических круга идут непрерывные дискуссии. Но самым известным является мнение, основанных на мыслях Джона Локка. По его точке зрения республиканской форме правления законодательная власть должная быть выше исполнительной власть и доминировать над ней. Судебная же власть занимает место посредника между исполнительными и законодательными властями.
Так же стоит обратить на другого рода точку зрения, выдвинутую в работе исследовательской комиссии по Российской Федерации 2010 года. «Судебная власть, - как отмечается в введении, - является одним из трех фундаментальных и равноценных столпов, на которых зиждется устройство современных демократий. На судей возлагается обязанность принимать окончательное решение по
вопросам свобод, прав, обязанностей и собственности граждан и не граждан. Независимость судей является залогом законности и неотъемлемой гарантией для всех лиц, кто добивается правосудия и защиты прав человека. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал».
В этой работе так же отмечается важность и незаменимость теории разделения властей, потому что она предупреждает и ликвидирует возможные злоупотребления властью и возникновения тоталитарного и авторитарного режима, которые ни имеет ничего общего с правом.
Отличительно от классической концепции понимания разделения властей, существуют так же и современные подходы. Одним из таких подходов стоит выделить точку зрения Луиза Лопэза Гуэрра, которые четко и справедливо утверждает, что со времен Джона Локка и Луи Монтескье значимость разделения властей сильно изменилось и расширилось. Луиз Лопэз выделяет три направление такого изменения:
Во первых, он утверждает что некорректно делать ограничение в количестве властей до трех. Сформировались более современные формы разделения публично власти в государстве.
создание и развитие федеральных структур характеризует формирование распределения власти «по вертикали» (между федеральным правительством и правительствами штатов), различное от первоначального функционального разделения. Так же, появились другие, не предусмотренные традиционной системой разделения властей, центры сосредоточения силы, такие как: Конституционный Суд, отделенный от Верховного суда; независимая избирательная администрация, институт омбудсмена, Защитники прав человека. Все в больших странах появляется новый вид власти - которым является прокуратура, самостоятельная от исполнительной власти.
Во-вторых, c развитием конституционализма стало понятно, что невозможно сохранить абсолютное и радикальное разделение между тремя традиционными ветвями власти, отделяя каждую от двух других. Так же, эволюция и развитие политических партий значительно изменило разделение между исполнительной и законодательной властями, в особенности в странах с парламентским режимом, где исполнительная власть зависит от доверия парламентского большинства.
Третий элемент создал сомнения касательно продолжения существования принципа разделения властей. Современные конституциональные системы - демократические режимы. Конституционные системы, в которых органы государства с различными источниками их легитимации когда-то сосуществовали, т.е. власть монарха, традиционного дворянства, заседающего в Сенате, и демократическая власть, представленная на Ассамблеях, ликвидировались. В то время разделение властей было инструментом защиты разнообразных центров власти и гарантии компетенции законно избранного Собрания против полномочий Монарха.
Лопез Гуэрра в своем работе все же признает существование принципа разделения властей в современной действительности, но обращает внимание на усилении позиций судебной ветви. «Независимость судей - гарантия демократической системы», - пишет Лопэз.
§ II Понятие, функции и классификация органов исполнительной власти.
2.1 Сущность и понятие исполнительной власти
Как одна из трех ветвей государственной власти, исполнительная власть имеет возможность и способность оказывать влияние на деятельность, поведение, работу, а также такое право, которое дает возможность подчинять своей воле других. Главным признаком этой ветви власти является то, что она реализуется в отношении как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного общества, то есть в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера. Данная характеристика является самым важным элементов исполнительной власти, так как раскрывает ее особую государственно-правовую природу, дает возможность разграничить исполнительство такого рода и исполнительство, присущее любой организованной группе социума в качестве средства управления собственными делами.
Являясь ветвью единой государственной власти, исполнительная власть не тождественна виду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. А потому исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности: власть - сущностное выражение этой деятельности, ее
функциональной направленности и компетенционной определенности, то есть категория базового характера. Следовательно, исполнительная власть не тождественна государственному управлению, поскольку оно выступает определенным видом государственной властной деятельности.
Принципиальное качество и назначение исполнительной власти выражаются в особом виде государственной деятельности, в правоприменительной ее сути. Причем в отличие от правоприменительной судебной власти (где исполнение требований закона осуществляется преимущественно в негативных случаях) для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного плана, то есть прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы находящихся под ее воздействием объектов экономики, политики, права, культуры и т.п.
Исполнительная власть осуществляется через деятельность специальных субъектов, которые наделены исполнительными полномочиями. В государственно-властном механизме она представлена органами исполнительной власти. С помощью деятельности государственных органов - субъектов исполнительной власти, исполнительная власть приобретает динамические качества.
То есть, исполнительную власть можно характеризовать как подсистему в рамках каркаса единой государственной власти. Но, нужно учитывать, что в законодательстве должны закрепляться полномочия, компетенция и функции не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне.
2.2 Функции исполнительной власти
Под функциями исполнительной власти нужно четко понимать те цели, которые государство ставит перед данной ветвью власти, а так же главные направления ее работы, конечно же следует упомянуть правовые механизмы, которые используются что бы исполнить поставленные цели и задачи.
Все функции исполнительной власти отличаются своей сферой деятельности и воплощаются в жизнь индивидуальными методами. Функции показывают структуру и общую концепцию деятельности данной ветви власти ,а так же в какой то мере раскрывают ее сущность.
Сложность исполнительной власти в ее структурном плане заключается в том ,что если внимательно ее изучить, то это нам открывает два уровня ее функций.
В первый уровень входят те функции исполнительной власти, которые несут важнейшие значения для жизни общества. Следует так же выделить тот факт, что исполнительная власть более обширнее, по сравнению с законодательной властью, иллюстрирует саму природу, а так же направление, в плане функционирования государственной власти. По этой причине ,назначение государства следить за благосостоянием общества косвенно отражается на ее функциях.
Все функции утверждаются неким объектом управления и способом влияния на него органами исполнительной власти.
Одними из объектов являются национальная безопасность и общественный порядок, охрана которых осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти, которые с помощью Вооруженных сил воплощают в жизнь защиту государства и населения от военной угрозы извне. Это очень важный объект управления, который является важной составляющей полноценной жизни гражданского общества и стабильной работы его структур, экономических, политических и культурных.
Не менее важным объектом управления является конкретная отрасль народного хозяйства, (экономика, финансы, образование, здравоохранение, и т.д.), полноценной работы которой можно достичь только регулярным воздействием управленческого характера на нее со стороны органов исполнительной власти, которое выражается непосредственно в самом руководстве, , регулировании, координировании, планирование, подборе кадров, контроля. Данный объект достаточно четко показывает регулятивно - управленческую функцию исполнительной власти.
Информация о работе Понятие, функции и классификация органов исполнительной власти