Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:04, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы дать понятие государству, рассмотреть его сущность и предназначение.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:
1. Рассмотреть государственность как достижение человеческой цивилизации и исторические трактовки государства.
2. Дать характеристику учению о сущности и назначении современного государства
3. Привести основные функции современного государства
Введение…………………………………………………….………..3
1. Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства………….…………5
2. Учение о сущности и назначении современного государства………………………………………………………………..12
3. Основные функции современного государства………...…20
Заключение………………………………………………………....38
Список литературы…………………………………….…………..43
Иные же функции, как, впрочем, и основные, в некоторых своих аспектах подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т.п. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции. Например, фактическое имперское содержание отдельных внешнеполитических функций царской России сохранял и развивал СССР, хотя формально наличие такого функционального содержания всячески отрицалось в официальной идеологии и политике социалистического государства.
Таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций.
В частности, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения основных признаков, прежде всего формы государства.
Наименее изменчиво и наиболее стабильно то общесоциальное содержание функций государства, которое формируется для решения основных социальных, политических, в том числе геополитических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества.
Именно в этом смысле
государственная организация
2. Учение о сущности и назначении современного государства
Сущность современного государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства - значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.
Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем .обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление.
Государственная же власть - это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велении.
Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой.
Действительно, рабовладельческое государство по своей сущности, в основе своей, было политической организации рабовладельцев. Хотя в какой-то степени оно охраняло интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство - это основной орган политической власти, прежде всего феодалов, а также других богатых сословий (купцов, ремесленников, священнослужителей).
Капиталистическое государство на первых (классических) этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии.
Если отвлечься от тех сторон деятельности названных государств, которых выражается их общесоциальное назначение, то все они были, прежде всего, политической организацией собственников основных средств производства. Маркс в этой связи писал, что капиталистическое государство «есть лишь организация, которую создаст себе буржуазное общество для охраны общих внешних условий капиталистического способа производства от посягательств, как рабочих, так и отдельных капиталистов».1
Анализ определенных экономических и социальных закономерностей возникновения и функционирования государства преимущественно с классовых позиций позволил, как считали основоположники марксизма-ленинизма, дать «универсальное» определение сущности государства, охватывающее все исторические типы государств, в том числе и современные.
Однако качественные изменения, объективно происходившие в жизни общества, неизбежно вели к изменению сущности государства. Возникновение советского государства, а затем ряда однотипных государств в Европе и Азии после второй мировой войны уже не вкладывалось в классическую формулировку сущности государства как «организации классового господства»2.
Не соответствовало реальной действительности и определение «социалистического государства» как политической организации собственников основных средств производства, поскольку собственником этих средств был не рабочий класс, не крестьянство, не интеллигенция, а партийно-государственный аппарат, реально и официально олицетворявший и общество, и государство как нечто целое.
В таком государстве
Оно превратилось в тоталитарную организацию политической власти, где принуждение являлось основным средством управления обществом.
Развитие государства - сложный диалектико-логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых, в конечном счете, начинают преобладать прогрессивные.
Более или менее однотипные экономические и социальные условия существования общества (производственные отношения, социальная структура), соответствующие им нравственные устои и культурный уровень населения при рабстве, феодализме и капитализме на первых этапах его развития придают государству известное внутреннее единство.
Все они базируются на таких отношениях собственности, в которых преобладают элементы принуждения в государственном управлении, официально признается неравенство и угнетение как естественное состояние общественной жизни.
Особенность исторических типов государств, предшествующих современности, состоит в том, что они в основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов).
Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного «взросления» человека экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается.
Таким образом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.
Частная собственность, ставшая объективным фактором возникновения государства, является и постоянным спутником в процессе его развития. По мере усовершенствования общественной жизни становятся разнообразнее и формы собственности, в том числе и частной. Собственность меньшинства постепенно превращается в собственность большинства.
В результате революционных и эволюционных преобразований отношений собственности изменяется и социально-экономическая сущность государства, его цели и задачи.
С формированием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начал приобретать новые качественные черты и частная собственность, то есть собственность индивида.
Еще А. Смит отстаивал индивидуальную свободу каждого человека в сфере хозяйственной деятельности, регулируемую конкуренцией. Он считал, что всюду, особенно в экономической области, если человек пользуется свободой выбора, то он избирает наиболее выгодные пути. И его действия, обусловленные личной выгодой, в то же время совпадают с истинными интересами общества.
В современном государстве частная собственность становится не столько государственным, сколько общественным институтом, который находится под государственной защитой.
Государство стимулирует и охраняет ту собственность индивида (индивидов), которая органически включается в общую экономическую систему общества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие. Всеобъемлющая государственная собственность, которая длительное время была фактически единственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытания временем.
«Государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти, экономически господствующего класса, оно одновременно является «организатором “общих целей”, вытекающих из природы всякого общества»1.
Объективность данного вывода не подлежит сомнению. Какое же из названных свойств государства является основным? Марксистское учение о сущности государства однозначно считает преобладающими на всех этапах развития государства классовые начала.
Однако реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение «классовых» и «общих» задач государства.
С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности государства как организации классового господства, с другой - расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества.
Под влиянием процессов
прогрессивного общественного развития
сокращается «отрыв»
Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.
В каждом конкретном государстве есть общее, характерное для всех государств, особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы государств, и единичное, присущее только данному и конкретному государству.
На всех ступенях своего исторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой.
Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений.
Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности.
Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Греции); общую безопасность (Гоббс); общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии; и реализации свободы человека.
«Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение»1.
В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство» и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках чакона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.).
Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
Вместе с тем на содержание деятельности государства в отдельные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъективные факторы.
К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства.
Марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства в нашей науке до последнего времени считалось единственно верным и научным.
Однако общественная практика подвергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период.
Вывод К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об отмирании государства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его в «полу государство» опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавления большинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об «истинности» и «универсальности» теории классового государства.
Приверженность лишь
одной из возможных гипотез
Информация о работе Понятие государства, его сущность и назначение